"Малеванщина". Неизвестная религия Украины. За 100 лет до "Белого братства"
На модерации
Отложенный
Читая старые исторические записи или разбирая архивные документы, не перестаешь удивляться созидательной силе украинского народа.
Казалось бы, замордованное многовековой панщиной, угнетаемое по национальному признаку, лишенное возможности хоть как-то выразить свое негодование украинское селянство, являющееся, в противовес городу, основным хранителем старых традиций, должно было впасть в апатию и подчиниться судьбе. Но нет, проявление народной индивидуальности — своеобразного протеста против существующих порядков — во всех сферах жизни, от двадцатитысячной армии Устима Кармалюка до изобретения кинематографа Иосифом Тимченко (за два года до братьев Люмьер), мы встречаем на протяжении всего XIX века. В одном ряду среди прочих свидетельств созидательного творчества народа стоит и создание собственного религиозного учения — "малеванщины".
Это воззрение корнями уходит в баптизм, во второй половине XIX в. широко распространившийся среди селян Юго-Западного края империи Романовых, в том числе и на территории Киевской губернии. Власти, сперва пытавшиеся подавить "немецкое" учение репрессивными методами, очень быстро пришли к выводу о бесперспективности таких действий.
3 (15) мая 1883 г. был принят закон, предоставивший иноверцам ряд гражданских прав. Конечно, репрессии продолжались, но не носили тотальный характер, баптисты могли вздохнуть свободнее. И эта свобода сыграла с движением злую шутку: едва лишь миновала потребность в мобилизации ресурсов для отражения внешних угроз, внутри баптистской среды начались брожения.
Не все члены общин по складу характера, воспитанию, уровню грамотности могли принять и надолго подчиниться формализму и строгой дисциплине движения. Логика, присущая баптистскому учению, не проникала в сердца многих сектантов, тех, кто острее реагировал на оживленность внешних обрядов. Кроме того, безусловное требование соблюдения всех правил внутреннего распорядка вступало в противоречие с материальными возможностями малоимущих баптистов. Например, такое незначительное и даже на первый взгляд заманчивое явление, как требование посвящать воскресный день исключительно отдыху и молитве, встречало у многих последовательниц недовольство и непонимание. "Мій достаток не дозволяв мені відпочивати у неділю, — говорила бывшая баптистка" (В.И.Ясевич- Бородаевская "Сектантство в Киевской губернии. Баптисты и малеванцы").Изнуренная тяжелой полевой работой, селянка поздно вечером возвращалась в субботу домой, где ее прихода ждали голодные маленькие дети и дела по хозяйству. Усталая, она нередко не успевала приготовить еду на следующий день, а если начинала заниматься хозяйством в воскресенье с утра, то опаздывала на молитвенное собрание, где получала замечания и укоры.
К 1891 г. количество людей, отколовшихся от баптизма, но так и не вернувшихся в лоно традиционных религий, достигла критической массы. Их духовные потребности могли быть удовлетворены путем создания нового учения, и вот — спрос рождает предложение — пронеслась молва о появлении в Киевской губернии "Спасителя", несшего истинное слово Божие.
Кондратий Малеваный
Новоявленным мессией стал житель города Таращи колесник Кондратий Алексеевич Малеваный. Последователь баптизма, Малеваный разочаровался в формализме учения, и вместе с четырьмя своими учениками углубился в изучение Библии. Будучи неграмотным, все постулаты Святого Писания он воспринимал на слух, в уме их переосмысливал и выдавал уже готовые теории, которые соратники записывали и распространяли в виде посланий.
Малеваный так увлекся новым толкованием пророчеств и откровений, что дошел в конце концов до крайних выводов, признав, что все содержимое Нового Завета есть не что иное, как ряд притч, что описание жизни Иисуса — это повествование не о реально жившем Мессии, а всего лишь набор легенд о добре и зле. Эти размышления, толки и беседы с единомышленниками полностью расшатали нервную систему Кондратия Алексеевича, дошедшего, в конце концов, до галлюцинаций: то над ним разверстывалось небо, и оттуда слышался призывающий голос; то он отделялся от земли, и окружавшие, "зараженные" его экстазом, видели то же самое. Далее начиналась экзальтация со всевозможными ее проявлениями: среди радостных возгласов и слез восторга звучала импровизированная молитва в виде проповеди, возвещавшая о наступлении на земле Царства Божия. Малеваного признали Первенцем-Спасителем, а ближайшие его собеседники получили звание евангелистов нового учения, названного малеванщиной.
В доме Кондратия была создана фантастическая обстановка: самого "Спасителя" одели в белые одежды, а стены и пол покрыли принесенными дарами: светлыми плахтами, кусками холста и бархата. Потрясенный и взволнованный слухами о появлении в Тараще "Божьего Первенца", народ стекался послушать новоявленного проповедника.
Простота и неформальность веры прельщали людей: "Еще до появления нашего Первенца, — рассказывала бывшая баптистка, здоровая, вполне нормальная женщина, хорошая мать семейства и заботливая жена, — отстали мы от баптистов, стали сами читать Писание… А тут уже всюду идет чутка, что в Тараще Первенец проявился; идут толки о том, что чрез Первенца дано новое слово, что есть уже носители нового слова, избранники, что никаких обрядов, как мы и сами стали думать, не нужно; что вместо Иоаннова Крещения, каким крестятся баптисты, нужно креститься духовно, возродиться, очистив себя от греха, а не погружаться в воду, и что преломления тоже не нужно. Преломите себя, поборите свои страсти, вот это и будет чаша страдания, это и будет преломлением во имя Господа" (В.И. Ясевич-Бородаевская).
Семья Малеваного
Весь в белом, свежеиспеченный пророк встречал приветливо и ласково. Он со страстью говорил о зле, царящем на земле и охватившем весь род людской, указывал на необходимость возродиться к новой жизни путем самосовершенствования, любви к ближнему, добрыми делами и стремлением к истине. Но, говоря о наступлении Царства Божия, Малеваный, по аналогии с библейскими пророчествами о страданиях Христа, предсказывал и собственные мучения.
Полиция обратила внимание на новую секту. И поскольку она не подпадала под действие закона 1883 г., ее адепт был арестован и после нескольких допросов препровожден в психиатрическое отделение Кирилловской больницы. Арест, как всегда бывало в подобных случаях, лишь усилил влияние пророка в массах, упрочил его имя как "Спасителя". Учение быстро распространилось по Киевской губернии.
Вскоре Кондратия Алексеевича выпустили, что вызвало новый энтузиазм у его последователей. Переход баптистов в малеванщину совершался целыми общинами, иногда в количестве нескольких сотен, что принимало характер религиозной истерии. Очень скоро "Первенец" имел уже более тысячи последователей. Несмотря на строгий запрет полиции, к нему постоянно шли паломники. Популярность Малеваного была столь велика, что к нему невозможно было попасть днем, поэтому поклонники пробирались ночью, подкупая охрану.
Малеваный среди последователей
Необычайно быстрое распространение идей секты обратило на себя внимание киевского генерал-губернатора графа Алексея Игнатьева. По его распоряжению Кондратий Малеваный был повторно взят под стражу и вновь помещен в Кирилловскую больницу. Осматривал пациента Иван Сикорский — светило тогдашней психиатрической науки. Его диагноз был однозначен: "страдающий паранойей, уже перешедшей в хроническое состояние" (И.А.Сикорский "Психопатическая эпидемия 1892 года в Киевской губернии").
И. А.
Сикорский
Такие "религиозные параноики", как Малеваный, были, по мнению Сикорского, источниками эпидемии и на этом основании подлежали максимально жесткой и длительной изоляции.
"Пророка" почти сразу перевели из Киева в Казань, где он провел в психиатрическом заключении много лет.
В. М. Бехтерев
Там Малеваный попал под наблюдение другого светила психиатрической науки — Владимира Бехтерева, подтвердившего выводы Сикорского и даже посвятившего этому случаю отдельный труд "Параноик Малеваный как виновник своеобразной психопатической эпидемии. Эпидемия малеванщины".
Выводы, сделанные специалистами столь высокого уровня, позволили властям начать уголовно-психиатрические преследования большой группы людей, которые, с нынешней точки зрения, этого явно не заслуживали. Адептов нового учения арестовывали, отправляли во внутренние районы России, насильно заключали в монастыри и лечебницы.
Правда, уже тогда стали раздаваться голоса в защиту малеванцев. Лев Толстой в 1893 г. начал работать над антимилитаристской статьей "Христианство и патриотизм", в которой противопоставил "эпидемию малеванщины" тому, что, по его мнению, имело на самом деле эпидемический характер, а именно — квазипатриотическую истерию, вспыхнувшую в России и Франции в связи с заключением между этими странами военного соглашения. Другие защитники указывали, что светила-психиатры в своих заключениях абсолютно не упомянули о тех возмутительных жестокостях, которые совершали над малеванцами невежественные сельские власти с одобрения высоких чинов (публичные экзекуции розгами и плетьми, уничтожение имущества, насильственный отъем детей), что лишь способствовало усилению истерии и экстаза.
Сам же Кондратий Малеваный, помещенный в Казанскую психиатрическую больницу, и не думал прекращать свою деятельность. Характеристикой этого необычного человека и его способности увлекать за собой окружающих служит следующий эпизод. Незадолго до появления в Казани Малеваного в городскую психиатрическую больницу доставили еще одного пациента, именующего себя "мессией", некоего Чекмарева. Естественно, оба "пророка" сошлись в споре. При этом речь Малеваного была настолько убедительна, что Чекмарев отказался от принятого на себя звания "Первенца", признал его за Кондратием, а сам стал его ближайшим помощником.
Малеваный и Чекмарев в Казанской лечебнице
Не менее глубокое впечатление произвел "Спаситель" и на членов проходившего тогда в Казани миссионерского съезда. Слова Малеваного были настолько сильны, убедительны и полны глубокими мыслями, переплетенными поэтическими народными образами, что посетившие его миссионеры, не зная, что возразить, вынуждены были смущенно ретироваться.
Образы народной поэзии Малеваный часто использовал в своих посланиях единомышленникам, записанных знавшим грамоту Чекмаревым: "Будьте мужественны и добры, как воины непобедимого Христа и Спасителя мира, ибо Христос победил его и свалил его, как бурный ветер растение и как соловья-разбойника из гнезда его свалил в Киевской пустыне, уже он не будет петь песен соловьиных, и не будет обольщать род человеческий, потому не бойтесь его" (В.И. Ясевич-Бородаевская).
Учение Малеваного, сформированное на вдохновении, построенное в значительной степени на образах, с трудом укладывается в определенные рамки. И все же можно выделить основные положения, определявшие его суть. Главным пунктом догматики малеванцев являлась вера в возможность непосредственного общения с Богом: Дух Божий, вселяясь в сердца Своих избранников, обитает в них и руководит ими, пока они чисты от греха. Евангелие — это свод притч и нравственных правил, облеченных в иносказательную форму: Христос — правда, добро, Варавва-разбойник — зло; правда была распята, а зло отпущено, теперь оно царит на земле. Отвергая и православие, и баптизм, малеванцы, однако, крайне терпимо относились к другим верам, потому как, по их учению, всякая вера и земные законы даны неразумным, чтобы удержать их от зла, пока они не познают истину, а когда познают, то будут не под законами, а под благодатью.
Воскресение из мертвых, по мнению малеванцев, также аллегория: мертвые в гробах — это живущие люди, погрязшие в грехах; а перестанут они творить беззакония — раскроются их гробы и воскреснут они для обновленной жизни. Когда же воскреснут все, тогда и настанет Царство Божие.
Но пока наступит эра истины и правды, малеванцы должны претерпеть все те же страдания, какие Христос, согласно Библии, предсказал своим последователям. Страдание, искушение и испытание — вот удел нынешнего христианина. При этом подразумевалось, что "истинным христианином" — малеванцем — мог быть только простой человек, но никак не пан, помещик. Ведь паны ограждены богатством и неспособны нести страдальческий крест. Эта социальная часть учения малеванцев более четко раскрывается в казанских посланиях основателя секты: "… Мир обольщен земными страстями. Первые — преданные пожеланию быть богатыми: это начало зла; растлевают себя большим капиталом денежным и требуют славы от своих бедных братьев, которые порабощены ими; они их славят по своей бедности и трепещут пред ними, как болезненное вещество. И они (т.е., богачи) радуются и растлевают их всяким буйством, и пьянством, и кражей, и всякими неподобными делами, которых не делают даже и животные" (В.И.Ясевич- Бородаевская). Но злу нельзя противостоять с помощью насилия: "…Чтобы не убивать своих братьев, перекуем все оружие, мечи, ружья и пушки на косы, серпы и прочие необходимые для хозяйства орудия и будем жить и радоваться возвращенным нашим раем…"
В.И. Ясевич-Бородаевская "Сектантство в Киевской губернии. Баптисты и малеванцы"
Женщина у малеванцев — равноправный член в семье и общине, ей не возбранялось даже выступать проповедницей. Брак у сектантов заключался оглашением в присутствии шести членов общины, и супруга называлась, на основании книги Бытия (гл. 2, ст. 18), "помощницей", а не "женой".
В 1905—1906 гг. в результате революции в Российской империи были приняты законодательные акты, провозглашавшие веротерпимость, что смягчило положение сектантов. Малеваного выпустили из лечебницы, и он вернулся на родину. В последние годы своей жизни сблизился с толстовцами. Умер Кондратий Малеваный 21 февраля (6 марта) 1913 года.
Учение пережило своего основателя на полвека. В 1960-х советская власть расправилась с немногочисленными оставшимися его последователями. До нас история народной секты дошла в виде ряда научно-аналитических статей, да еще в виде песен-псалмов, придуманных малеванцами, записанных и обработанных композиторами Николаем Лысенко и Михаилом Речкуновым:
"Нині світу є порятунок
Христос йде на муку,
Своїх вірних призиває
Царство вічне обіцяє.
Ангелов послав трубити,
Многих мертвих пробудити:
Не спіть, вірні, уставайте,
Христа страсті прославляйте.
Багато мертвих воскресали,
Христові страсті прославляли,
Піт та сльози проливають,
Христа Бога чекають.
Й ми серця преклоняємо,
Бога Творця вмовляємо:
Візьми Ти нас у свої руки,
Вирві, вирві з вічної муки!
Змилуйся над нами, Боже,
Багато власть Твоя може,
Дай нам Духа з неба мати,
Тебе вічно прославляти."
Кондратий Малеваный
—
Владимир Мазур, опубликовано в издании ZN.UA
Комментарии