Забыты и преданы
На модерации
Отложенный
В тяжелейшем 1994-м году в Чечне разгоралась малая гражданская война. Силы местной оппозиции во главе с руководителем Надтеречного района Умаром Автурхановым попытались силой свергнуть режим Джохара Дудаева, толкавшим республику к более чем крупной крупной заварухе.
Москва оппозиционеров поддержала. Хотя и не слишком активно - толком не понимая сама, кого там в Чечне поддерживать, да и нужно ли вообще.
Временный совет Чеченской Республики (ВСЧР), как назвали себя противники Дуки, не располагал для подобной операции достаточным числом бронетехники. Помочь оппозиционерам взялось ФСК (в будущем - ФСБ) России.
Разработан был план по атаке на Грозный. Подразумевалось, что события пройдут по образцу московской осени-1993. Т.е танки въедут в центр чеченской столицы, пальнут пару раз по дворцу Дудаева. После чего его сторонники просто разбегутся.
Вербовка танкистов
Спецслужбисты разыскали для ВСЧР около полусотни танков Т-72. Однако делом опять не помогли - у чеченских оппозиционеров не имелось и достаточного числа танковых экипажей.
Пришлось чекистам подыскивать для помощи ВСЧР еще и штатных российских танкистов. Поиск велся в частях Таманской и Кантемировской дивизии, а также среди офицеров, прошедших подготовку на «Выстрел».
Остро нуждавшихся в деньгах (помните какое время стояло?) офицеров просто вызывали по одному в особый кабинет. Где предлагали за сумму от миллион до 5 млн рублей участие в гражданской войне в Чечне.
- Вы и деньги получите, и делать почти ничего не придется - просто по Грозному на танке проехать надо будет, - примерно так увещевали военных вербовщики. - Еще и поможете чеченскому народу порядок у себя навести.
Дворец Дудаева в Грозном
Многие вызванное, понятное дело, соглашались. Контракт подписывался официально на бумаге. Правда в единственном экземпляре, остававшемся у чекистов.
Также от завербованных офицеров требовалось уволиться в запас в армии. После чего их принимали уже по контракту в ФСК, на должности специалистов. Но после успеха миссии всех офицеров клятвенно пообещали восстановить в армии, еще и с повышением в звании.
Минобороны России деятельность вербовщиков с Лубянки в своих рядах молчаливо одобряло. Хотя напрямую к оному отношения Павел Грачев все же не имел.
В сентябре-октябре 1994-го завербованные офицеры и прапорщики (а также несколько рядовых-срочников) были спецбортом переброшены из подмосковной Кубинки на аэродром в Моздок. Где и приняли боевую технику.
Затем танковую колонну отправили в контролируемое оппозиционерами чеченское село Знаменское Надтеречного района. А оттуда двинули уже непосредственно в Толстой-Юрт, откуда должен был быть совершен тот самый рейд на Грозный.
Ход штурма
...Наступление на чеченскую столицу силами оппозиции началось 26 ноября 1994-го. И крайне неудачно. Начнем с того, что сами оппозиционеры не нашли общего языка друг с другом. Тот же Руслан Лабазанов не пожелал принять участие в атаке, так как его ставленнику Руслану Хасбулатову в случае победы Москва не гарантировала место будущего президента Чечни.
Не была проведена разведка города, вообще неизвестно было какими силами там располагает противник. У танкистов на руках не имелось даже нормальных карт Грозного. Российские офицеры не имели опыта взаимодействия с отрядами чеченской оппозиции, радиостанции танков и бойцов Умара Автурханова вообще работали на разных частотах.
Лидер чеченской оппозиции Умар Автурханов
Российские танки с небрежно замазанными краской сине-бело-красными флажками на броне обычной колонной выдвинулись на Грозный.
Сопровождали их чеченские ополченцы на легковушках, грузовиках и БТР.
В сам живший еще совершенно мирной жизнью Грозный кавалькада вошла спокойно и без сопротивления.
Танки двигались по улицам к центру города. Командиры спрашивали у местных дорогу, останавливаясь на светофорах. И выполняли единственный четкий приказ командования: ничего в городе не портить, не ломать, даже скамеек не задевать.
Бойцами чеченской оппозиции тогда оказались взяты без единого выстрела Грозненский телецентр и знаменитый Дом печати. Приблизились танки по проспекту Победы (Исы Арсемикова) ко Дворцу Дудаева. Впрочем, Джокера тут уже не было - заранее предупрежденный лидер Ичкерии покинул город.
А дальше стало реально жарко
Башни российских танков в Грозном осенью 1994-го
...Все основное началось лишь с наступлением сумерек, когда за дело взялся мощнейший Абхазский батальон Шамиля Басаева. Поддерживаемый гелаевским спецназом и Президентской гвардией Дудаева, отрядами Хункар-Паши Исрапилова и других полевых командиров, чьи имена вскоре узнает вся Россия.
34 российских танкиста так и остались в Грозном навсегда. Еще 21 попал в руки к дудаевцам.
Остальным сумели помочь выйти из города чеченские ополченцы, а также действовавший в чеченской столице отряд ГРУ. В каком-то смысле помогло и то, что часть танков вообще не нашла дороги в центр Грозного и к вечеру после многочасовых блужданий просто выехала с его окраин.
Последствия боя
Танкистов, признавших свою принадлежность к российской армии, немедля показали по ТВ Ичкерии. А затем и по федеральному телевидению.
Впрочем, министр обороны Павел Грачев от показанных на экране солдат поспешил откреститься своей ставшей крылатой фразой:
- Российских военных там нет. Там, насколько знаю, много наемников с обеих сторон. Если б там действовали российские силы реально, весь город был бы взят одним полком ВДВ за два часа.
По сути Грачев был прав - российских военных тогда в Грозном не было. Ребята официально числились по линии ФСК. При том, что официально военных признали увидевшие их на ТВ родственники.
- Забыты и преданы, - так писали в российской прессе того времени о ребятах, попавших в руки к дудаевцам.
Освобождение
Выручить парней смогли лишь немедленно приехавшие в Грозный депутаты Госдумы - Сергей Юшенков, Элла Панфилова, представители Жириновского, Явлинского и другие.
Еще несколько военных, кстати, сам Грачев выручил, во время встречи с Дудаевым в Ингушетии (станица Слепцовская).
Помог отчасти и тот факт, что СМИ смогли отыскать те самые контракты, подписанные офицерами с ФСК. После чего конторе уже нехотя пришлось признать ребят своими.
Домой, в конечном итоге, вернулись 19 из 21 - еще двоих Департамент Госбезопасности Ичкерии отдавать отказался. Т.к один пытался бежать с оружием в руках, а другой получил тяжелые ранения и не был транспортабелен. Судьба этих двоих военных по сей день остается доподлинно неизвестной...
Комментарии
Но кто из здешних старперов может осилить один только фильм!