Хозяйка Медной горы жива!

На модерации Отложенный

Будучи на Урале и рассматривая скульптурные композиции фантастической красоты и невероятного мастерства, которые буквально сотканы из фрагментов драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра в голову приходила только одна мысль – «Не перевелись еще мастера на земле русской»!

«Снежная королева». Высота: 500 мм.

Екатеринбургский камнерез Алексей Антонов вместе со своими коллегами по цеху создают настолько впечатляющие работы, что стоимость некоторых из них на мировом арт-рынке исчисляется миллионами долларов.

Антонов Алексей Николаевич (1973 г.р.) – уральский виртуоз-камнерез, член Союза художников России, заслуженный деятель камнерезного искусства, а также основатель компании «Камнерезный Дом Алексея Антонова». В 2000 году он собрал команду профессионалов, чтобы возродить былую славу уральских мастеров. На сегодняшний день Алексей Антонов один из лучших мастеров не только России, но и мира.

В его мастерской сумели усовершенствовать один из самых сложных и технических приемов резьбы по твердому камню — объемную цветную мозаику. Технику объемной мозаики отечественные камнерезы и ремесленники практикуют уже более века. Однако, творческая мастерская, которой руководит Алексей Антонов, подняла этот вид искусства на совершенно новый уровень, включив не только драгоценные металлы в необыкновенно детализированные скульптуры, а драгоценные металлы, продолжая тем самым камнерезные традиции мастерской легендарного Карла Фаберже.

— Изначально мы хотели возродить почти забытое искусство обработки камня, но со временем мы поняли, что за эти сто с лишним лет многое изменилось, — сказал Антонов, — Если раньше объем работ ограничивался небольшими размерами дорогого камня, то сегодня мы используем технологию, позволяющую увеличить объем фигуры, сохраняя при этом ювелирное качество.

К слову сказать, уральские мастера являются единственными в мире продолжателями техники камнерезной объемной мозаики, продолжателями дела К. Фаберже и Денисова-Уральского.

Технология превращения камней в произведения искусства

Антонов Алексей Николаевич – уральский камнерез.

Объемная мозаика являет собой сложнейшую технику с задействованием множества материалов. Над одной композицией даже небольшого размера работает 5-6 человек. Причем задействованы не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали.

Камнерезная работа «Кикимора».

Объемная мозаика для резки камня требует от мастеров не только профессиональных навыков резьбы по камню, но и глубоких знаний о камнях в целом и их физических свойствах. Флюорит, к примеру, имеет внутри белые пузыри, что делает его подходящим для изображения волн и морской пены, тогда как полупрозрачный агат отлично подходит для изображения воды и так далее. Традиционно — все скульптуры выполняются только из камня, никаких красителей и красок в процессе работы не используется.

Камнерезная работа «Русские богатыри».

«Когда вы работаете с камнем, в нем всегда много загадок: он может рассыпаться или оказаться внутри другого оттенка, чем вы ожидали», — говорит Антонов. »Камень - это часть природы. Он живой. Лучшие мастера слушают его, и он говорит им, что делать. Поэтому работа каменотеса никогда не превратится в механический процесс».

Прежде чем ремесленники даже коснутся камня, они должны создать макет будущей работы, которую планируется создать, что уже само по себе является трудоемким процессом. Проект обсуждается в коллективе художников, после чего создается эскиз утвержденной композиции.

                                    Камнерезная работа «Баба-Яга»

                          Камнерезная работа «Царевна-лебедь»

После того, как дизайн определен, создается трехмерный макет, который затем отливается из пластика, при этом некоторые части прикрепляются к корпусу с помощью магнитов.

И лишь потом начинается долгая кропотливая работа над самим произведением. Так, чтобы собрать объемную мозаичную скульптуру, в каждой детали сверлят отверстие и устанавливают металлическую булавку, с помощью которой впоследствии прикрепляют ее к остальной части композиции. Затем произведение отправляется ювелиру, который добавляет необходимые элементы из драгоценных металлов. Этот трудоемкий и очень кропотливый процесс может занять у команды из пяти-шести мастеров два-три года.

                 Камнерезная работа «Царь Кощей Бессмертный»

Непосвященному человеку даже в голову не приходит мысль о том, сколько природного материала нужно потратить только на одно изделие.

К примеру, резчик по камню может пройти через каменную плиту весом 100–150 кг в поисках единственной точки, которая соответствует его требованиям, чтобы выделить определенную деталь в скульптуре. Например, красноватые шрамы на лице и торсе царя Кощея вовсе не закрашены, это естественная окраска камня, выбранного для этой композиции.

В работе над яркой и динамичной композицией «Джокер» использованы драгоценные и полудрагоценные камни: яшма, малахит, долерит, родонит, лазурит, чароит, флюорит, амазонит, лепидолит, апатит, кахолонг, хрусталь, а также бронза, серебро, серебрение и золочение. Высота фигуры – 90 см. вес – 90 кг.

Одна из самых загадочных работ Камнерезного Дома — «Тамерлан», где в вечном камне запечатлена история отечества. Над его созданием работала большая команда камнерезов, ювелиров, экспертов по бронзе, металлу, команда художников, специалисты по макетированию, геологи и геммологи.

                            Камнерезная работа  Тамерлан

Своим проектом «Коррида» камнерезы мастерской Алексея Антонова поистине удивили мир искусства. На суд зрителей предстал уникальный триптих — «Тореадор», «Танцовщица» и «Лазуритовый бык». 

«Лазуритовый бык»

Бык, на создание которого ушло 300 килограммов афганского лазурита, выполнен в запатентованной авторами каркасной технологии в технике объемной каменной мозаики с эффектом золотого кракелюра. Персонаж наделен мощью, угрозой и силой дикой природы.

Более шести лет потребовалось мастерам, чтобы создать это произведение высочайшего уровня. Триптих наделал немало шума и в прессе, и на телевидении. И не удивительно. Не каждый день рождаются подобные шедевры.

«Тореадор»

Полутораметровая скульптура тореадора из драгоценных металлов, жемчужин и камней. Стоимость работы оценили в пять миллионов долларов.

Скульптуру два года создавала команда из 20 мастеров. Сто пятьдесят килограммов драгоценного и полудрагоценного камня, 10 000 жемчужин, золото и серебро. «Ткань» камзола сделана из родусита — редчайшего ярко-синего с шелковистым отливом цвета камня, запасы которого иссякли в природе (в основном он использовался в космической промышленности). Ярко-малиновые гольфы — из особого сорта родонита, добыча которого не ведется уже более ста лет. Ткань, которую держит тореадор, собрана из миллиона частей, но смотрится как одно целое. А на создание лица и кистей рук у мастеров ушла целая глыба кремния редчайшего телесного цвета.

Стоит так же сказать и о самом персонаже, который настолько точно всем своим естеством передает суровый образ тореадора, замахивающегося клинком на быка. Главное в этой скульптуре действительно то, что она и в самом деле выглядит, «как живая»: полное сходство с реальным человеком, точное воспроизведение фактуры кожи и ткани, абсолютно переданное напряжение перед боем, гримаса напряжения, искажающая красивое мужественное лицо.

«Танцовщица»

Танцовщица» изготовлена из кварца, топаза, яшмы, окаменелого дерева, бронзы, серебра. Её томная грация, соблазн, холодные голубые глаза в тени длинных ресниц затягивают словно в ледяной омут.

Эксперты оценивают скульптуры «Тореадора» и «Танцовщицы» в пять миллионов евро каждую, а Быка — около 500 тысяч евро. И это только экспертная цена, аукционная при продаже может вырасти в разы.

Камнерезная работа «Лесовичок»: