Валерий Харламов. Легенда №17.
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/vc4XdLch01M
Про семью и родителей Валерия Харламова. Биография.
Мама.
Разве не хочется узнать историю его мамы -Хермоны Ориве-Абад (или просто Бегония) басконки из Бильбао, которая вместе с другими детьми испанских коммунистов в 1937 году была привезена в СССР? Хочется.
Хочется узнать как сложилась судьба испанской девочки, которой волею судьбы пришлось на долгие годы расстаться с Родиной и родными людьми.
Мама Валерия Харламова. Бегония
Для начала небольшая справка
Детей из из Испании начали вывозить практически сразу после начала Гражданской войны. Эвакуацию организовывал Национальный Совет по эвакуации детей («Consejo Nacional de la Infancia Evacuada») и Международный Красный Крест.
Кампания была очень мощная.
На призыв о помощи откликнулись сразу несколько стран.
Так Франция приняла 20 000 детей, Бельгия- 5000, Великобритания – 4000, Швейцария – 800, Мексика – 455 и Дания – 100.
В СССР с 1937 по 1938 гг по данным Международного Красного Креста отправили 2895 детей и подростков в возрасте от 3 до 14 лет — 1676 мальчиков и 1197 девочек.
А всего за два года — с 1937 по 1939 годы — из Испании было вывезено более 34000 детей в возрасте от 3 до 15 лет.
Уже в 1939 большинство из них вернулось на в Испанию. Однако, в списках вернувшихся, имени будущей мамы звезды советского хоккея не значилось. Как, впрочем, и имен всех детей, которые эмигрировали в СССР.
Кто из них и их родителей могли предположить, что разлука будет такой долгой! 20 лет!
Объяснялось это тем, что СССР «не отдаст детей в руки хищного франкистского режима». И не отдали. А заодно, многих испанских учителей, чтобы не учили неправильно, объявили врагами народа, обвинили в троцкизме и арестовали.
Друзья, если интересно, то почитать о том, как прошло детство этих детей, вы можете здесь.
Скажу только, что на Родину вернулось только 1,5 тысячи человек.
Что касается, Бегонии, то ее судьба мало чем отличалась от судьбы других испанских девочек и мальчиков. Те же специальные дома-интернаты (кстати, в других странах детей распределяли по семьям), те же песни и речевки в пионерлагерях (спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство), тот же ужас войны.
Насколько я понял, 10 летняя Бегония изначально попала в Одессу. Но, с началом войны была эвакуирована в Саратов, а потом в Тбилиси.
Бегоня Хермана в детском доме в Одессе с подружкой-испанкой.
В итоге, осела в Москве. Где в конце сороковых молодая, темпераментная испанка и познакомилась с Борисом Харламовым.
Папа
Рассказывать про папу Валеры много не буду. Посмотрите лучше эти фото
Слесарь-сборщик оборонного завода Борис Харламов
Вы еще услышите фамилию Харламов
Борис Харламов. Капитан заводской футбольной команды.
И хоккей… Борис Харламов пятый слева
А бычков то набросали!
Обратите внимание на четвертую и пятую фотографию с Борисом Сергеевичем. Знаете, что было после игры? А после игры друзья-соперники иногда прямо в раздевалке, откупоривали заранее купленный «чарлик» и благодарили друг друга за хороший футбол или хоккей. . Сколько раз я видел подобное, когда играли наши старшие ребята!!!
Вообще парадоксальная страна! А говорят, что спорт и вино не совместимы. Еще как были совместимы.
Ой, друзья! Как же эти фото теребят душу! Вы не представляете, сколько раз, пока собирал информацию и писал этот пост, я пересматривал старые фото. Мама, отец… Всё так близко…
А еще вспомнил свой двор… С вашего позволения, немного отвлекусь.
У нас был просто прекрасный двор в центре Минска. Если кто из минчан читает, то должен знать улицу Красноармейскую. Дом 34. Это напротив проходной завода Кирова. Вон он дорогой…
Вообще, заводов вокруг было много. Но, они совсем не мешали. Сам двор очень зеленый, рядом река, а практически за домом прекрасный огромный сквер. Да и парк Горького совсем рядом. Так что, от отсутствия чистого воздуха мы совсем не страдали.
А еще во дворе была т.н. пионерская комната, где было практически все, чтобы для пользы тела проводить свободное от уроков время. Теннисный стол с сетками, ракетками и шариками, шашки, шахматы, футбольные мячи и конечно, клюшки. Все бесплатно. Приходи, бери и играй во что душе угодно.
В сквере за домом было футбольное поле (теперь гостиница «Пекин»), а прямо под окнами была хоккейная коробка. Самая настоящая. С прекрасным льдом и освещением. На ней, как вы понимаете, я и проводил зимой все свободное время. Вот так, весной и осенью футбол, зимой хоккей, а летом на даче не слезал с велосипеда. Эх!!!!Кстати, кто знает, почему велосипед называли «Лайбой»?
Как видите, фото говорят сами за себя. Было кому в семье привить любовь к хоккею, да и к футболу тоже, Валерке Харламову.
Тем более, что пришло время ему родиться.
Совсем неизвестный Валерий Харламов
Хочу предупредить, что многое из того, что вы увидите и прочитаете дальше — это фрагменты книги Леонида Рейзера «Неизвестный Харламов».
И сразу скажу, что подобной книги я никогда раньше не видел. «Неизвестный Харламов» — даже не книга. Это настоящая фотолетопись о жизни того, кого сейчас считают легендой №17.
270 страниц, 274 фотографии и правдивый, без ретуши рассказ двух человек, которые были с Валерием, практически с самого его рождения — папы и сестры Татьяны.
Всю книгу, по понятным соображениям, я здесь выкладывать не буду, но если вы, действительно интересуетесь биографией Валерия Харламова, то очень рекомендую ее приобрести.
Из предисловия…
Потрясающая книга во всех отношениях. Архив Харламовых это — не только окно в жизнь Валерия, это — окно в целую эпоху черно-белой фотографии, дешевого кира, спортивных побед, но главное, сильных и стойких людей.
Повторюсь, но, если вы, действительно, интересует правдивая биография Валерия Харламова, то обязательно приобретите эту книгу.
Про детство Валерия Харламова.
Вот странно. Но, практически никто не заостряет на этом внимание. А я вот возьму и заострю. Валера родился за 15 дней до официальной росписи Бориса Сергеевича и Бегонии. Ай, ай, ай. Скажу так, что в те годы рождение до брака мягко говоря не приветствовалось. А если вспомнить, что в СССР секса вообще не было, то совсем всё плохо!
Молодожены. Борис Харламов и Бегония
Но, Борис и Бегония, видимо, про это не знали. И в ночь с 13 на 14 января 1948 года в городе Москва появился на свет Валерий Борисович Харламов.
Но, ему одному было скучно и пришлось родителям через год «купить» еще сестричку.
Валера Харламов с сестрой Таней
Ну и еще парочку выложу…
Воспитывались оба по-русски и по-испански. И, если кто-нибудь из вас сразу решил, что русский метод воспитания это — исключительно ремень, то скажу, что: «а вот и нет!»
Телесными наказаниями, как впрочем, и покричать, причем по-испански, занималась исключительно мама. Что касается отца, то тут — сама доброта. Понимал, мужик, что один из родителей должен быть обязательно «добрым».
А еще интересно, что ремень в Испании (соответственно, и в семье Харламовых) вообще не практиковался. Тапок! Обыкновенный домашний тапок. Ну, не знаю…
По рассказам Татьяны Борисовны когда мама начинала ругать – это было еще то зрелище. Такое надо видеть и слышать.
Сама Татьяна во время бури в туалете пряталась. Ждала пока накал пройдет А Валерка… Тот нет, не прятался. Смело смотрел в глаза опасности в виде мамы с тапком в руке и накручивал круги вокруг большого обеденного стола, да так, что поймать его было невозможно.
А вообще, была очень дружная семья и … веселая.
Можно и в картишки
И в шахматишки
И на демонстрацию сходить
Прощальное фото. Семья Харламовых перед отъездом мамы с детьми в Испанию.
Разлука
«Прощальное фото» так назвал эту фоторафию Борис Сергеевич. В сентябре 1956 года семья могла распасться навсегда. Отец бы лишился жены и детей, а страна потеряла бы Харламова.
Если вы помните, то в 56 испанским эмигрантам было разрешено вернуться на Родину. Понять Бегонию, конечно можно. Почти 20 лет разлуки с родителями и ей, конечно, очень хотелось поехать домой. Понимал ее и Борис, но оба они прекрасно осознавали, что могут больше не увидеться. И Борис Сергеевич отпустил…
Всю ночь шла посадка-погрузка на пароход «Крым». Огромный. Белоснежный. Я таких и не видывал. А там как было: ступил на палубу – и ты уже за границей! Целый пароход испанцев был. Я попросил позвать жену, а детей велел не будить. Бегоня вышла ко мне, спустилась по трапу. Обнялись. Поцеловались трижды. По русскому обычаю. Какие-то слова. На душе было у меня как-то путано, не верилось, что расстаемся навсегда. Не хотелось мне в это верить.
И правильно, что не верил. Бегония с детьми вернулась уже через восемь месяцев. Не смогла она…
Хотя, условия были — лучше не придумаешь.
Жили, естественно, у дедушки с бабушкой в шикарной семикомнатной квартире на втором этаже двухэтажного дома. О таком жилье в союзе и мечтать даже было нельзя.
Адаптации тоже долгой не потребовалось. И Валера и Таня прекрасно говорили на испанском, так что, ни дома, ни в школе проблем с общением не было.
В общем, жили как у Христа за пазухой. Тепло, светло и мухи не кусают. Всего в досталь! Ну чего, казалось бы, не хватало?
Испанские бабушка и дедушка
И, тем не менее не хватало.
Чего конкретно, прочтете у Рейзера. Скажу только, что уже весной 1957 Бегония написала мужу.
«Прошу тебя, Боренька, забери нас отсюда! И – поскорей, ради бога».
Написать, то написала, но сам отъезд — тоже интересная и почти детективная история… Бабушка и дедушка хотели выкрасть детей… Короче, читайте книгу.
Порок сердца лечится хоккеем (первый дахусим в биографии Валерия Харламова)
Валерка болел с самого рождения.
До года у него диспепсия была – неусвоение пищи. Родители дневали и ночевали в больнице. Но, ничего не помогало. Ничего…, кроме чуда. Действительно, чудо.
Однажды к плачущей Бегонии подошла абсолютно незнакомая старушка и, узнав какая беда, просто сказала: «Не бойся, доченька. Все сделаю. Завтра придешь к нему – и он пойдет на поправку.»
А на утро, вся в слезах радости жена сообщает Борису:«Хороший сегодня Валерик»
Как говорится, «без комментариев»!
Но, диспенсия — далеко не все. Дизентерия, скарлатина… Как же помучила судьба маленького Харламова.
А потом бесконечные ангины. Без остановок, одна за одной. И как следствие — осложнения. Сначала парализовало правую руку и левую ногу. Диагноз — «Детский паралич» А в 13 лет в 1961 порок сердца обнаружили.
И какой тут может быть спорт? Врачи строго-настрого запретили любые активные телодвижения. Шахматы, шашки, в крайнем случае, настольный теннис.
Валере здесь 13. Ничего нельзя!!!
«Ага, Щас» или «Дахусим с этим пороком! Я должен канадцев обыграть» . Думаю, как-то так сказал себе и врачам Валерка и осенью того же 1961 года записался в хоккейную секцию ЦСКА.
Сделал это тихо. Даже отцу ничего не сказал, не говоря уже про маму. Тут вместо тапка и клюшка могла в ход пойти.
Борис Сергеевич узнал быстро, но поддержал сына. Причем сделал это вполне осознанно. Он был абсолютно уверен, что здоровьем Валерки он не рисковал. Он же знал его, как никто другой. Видел, что нет никакой одышки, видел, что когда сын гонял мяч или шайбу, значительно меньше болел.
К тому же, как рассуждал Борис Сергеевич:
«уж лучше тренироваться в ЦСКА под контролем врачей, чем снег жевать и гонять во дворе, где не дозовешься, если что не так. В тринадцать лет таких, как сейчас, нагрузок не было у ребят, да и занимались на воздухе, а не в духоте дворцовой.»
В общем ответственности совсем не боялся. Ответственности то, не боялся… А вот Бегонии решили пока ничего не говорить…
……….. Через год ЭКГ показала, что с сердцем у парня всё отлично!
Так что, уважаемые читатели, давайте дружно скажем СПАСИБО!
Неизвестной старушке за её волшебную помощь. Папе — за …, да за всё! Маме и её тапку тоже за всё! Сестре Татьяне, да и всем, кто был рядом с Валерой. Ну и, конечно, самому Валере Харламову за его жажду жизни.
Вот такое вот непростое и интересное детство у Валерки Харламова приключилось.
Про хоккеиста и человека Валерия Харламова. На льду и вне льда!
Всё время забываю, что нужно писать и для тех, кто понятия не имеет кто такой Валерий Харламов. А таковых не мало. Удивительно, но факт. И я даже не имею ввиду читателей, в принципе, далеких от спорта. Я говорю про других…. Вот почитайте
Вот он какой — Валерий Борисович Харламов.
И все равно. Сегодня мой пост не про хоккей и не про забитые шайбы или выигранные Харламовым титулы. Я пытаюсь рассказать про его жизнь. На льду и вне его.
Как жил, с кем дружил, кого и что любил… И опять книга Рейзера нам в помощь… Класс
С чего начнем?
- Начну с того, что хоть Валерий и не был суеверным, но в приметы верил. Были и у него и свои правила. На лед выходил всегда последним и коньки шнуровал всегда с левого ботинка.
- Чем сильнее был соперник, тем ярче играл Харламов. Поэтому, играть против канадцев было для него любимое занятие.
- Просто обожал блины. Мог по первому зову сорваться и рвануть туда, где запахло блинами. К блинам — всё что угодно. Сметану, варенье, просто посыпать сахаром….
- Застолье любил. Выпить мог, но немного. А вообще, очень общительный и веселый был парень.
- Девушки любили, а Валера отвечал взаимностью.
- Звездной болезни не было. Однозначно!
- Долго был беспартийный. Никто особо не предлагал и сам не рвался. Говорю же ни карьеризма, ни звезданутости не было.
Приправлю фотками…
Первая поездка за границу.
Харламов прекрасно играл в футбол
В Алуште. Красавец мужчина.
Какие люди! Анатолий Фирсов, Валерий Харламов, Анатолий Тарасов, Александр Рагулин
Классное фото. Владимир Лутченко, Александр Волчков, Владислав Третьяк, Валерий Харламов
Свадьба Харламова
Счастливый папа с детьми Сашей и Бегоней
Вообще, конечно, очень много всего было в его жизни. Разного…
Можно долго и упорно рассказывать про его отношения с Анатолием Тарасовым, можно порассуждать о Викторе Тихонове и о его косвенной вине в гибели Валерия… Можно. Но, о Тарасове и Тихонове будем размышлять отдельно. Они этого заслуживают.
Еще, рассказывая про Харламова, вроде как, нельзя не рассказать про «Суперсерию — 72». Еще как можно! Во всяком случае, я так и сделаю. И почти ничего сегодня вы про «Суперсерию — 72» не прочитаете.
Ждите. Очень скоро рассказ про это событие появится у меня на блоге. Обязательно. Тем более, что после выхода на экраны фильма «Легенда №17», надо немного правды добавить. И про Харламова, и про канадцев, да и про саму суперсерию.
Бобби Кларк и Валерий Харламов
Фил Эспозито и Валерий Харламов. Стоит за бортиком солдатик без дела. Снял бы ремень.
Смотреть или не смотреть фильм «Легенда №17»? Вот в чем вопрос.
Ссылка на фильм...
https://youtu.be/MhPDLsYrUPw
Скажу так. Если смотрели, то — хорошо. Нет? Тогда, посмотрите. Можете смотреть прямо здесь онлайн, а если хотите скачать, то поищите в интернете.
Смотреть онлайн
Фильм сам по себе интересный, я бы даже сказал захватывающий. Прекрасная игра актеров (Меньшиков, Меньшов, Щербаков… и Данила Козловский в роли Харламова). Заметили? Не Безруков!
В общем, мне как рядовому потребителю отечественного кинематографа фильм понравился.
Вот только, фильм не про Харламова! Вернее так: я бы назвал этот фильм не «Легенда №17», а «Легенда о №17»
Я уверен, что многие из тех, кто успел посмотреть фильм, и кому он понравился будут со мной не согласны. Они справедливо будут доказывать, что это — художественный фильм и некоторая не стыковка в датах и событиях — это ничего страшного. Некоторая, Да! Не страшно. И я, действительно, не буду обращать внимание на мелочи. Но, здесь…
Будем считать, что фильм вы уже посмотрели…
Так вот. Первая авария, в которой побывал Харламов и сломал лодыжку произошла в 1976 году. Через несколько дней после женитьбы.
В госпитале. Костыль — удобная подставка для подбородка.
А если бы разъехались?
Так что, в Канаду на «Суперсерию — 72», он поехал абсолютно здоровым.
Но, ведь так — не интересно!? Тогда легенды не будет!
- И в Канаду поехал без травмы
- И канадцы получаются не такими уж подлыми, как в фильме показано. Помните, когда Бобби Кларк нанес рубящий удар клюшкой и специально (гад такой) по больной ноге.
А ведь на этом фильм построен!
Друзья, я все понимаю. Воспитывать молодежь надо. И этот фильм для молодого поколения спортсменов просто находка. Я много полазил по форумам и прочитал очень много отзывов. В основном, положительные. Люди благодарят, рассказывают про своих детей, которые после просмотра решили заниматься хоккеем и быть как Харламов. Здорово.
Но! Давайте, все-таки гордиться тем, что было. Это мое мнение. Очень хотелось бы узнать, что вы думаете про этот фильм. Ведь есть мысли? Поделитесь…
А я, пожалуй, буду заканчивать.
Как погиб Валерий Харламов.
27 августа 1981 на 74 километре Ленинградского шоссе в страшной аварии погиб Валерий Харламов, его жена Ирина и ее двоюродный брат Сергей (парень недавно демобилизовался). Валерию тогда было 33 года.
Возможно, некоторых из вас интересуют подробности этой страшной аварии. Извините, друзья, но что тут можно рассказать? Какие подробности и нужны ли они? Было скользко, Ирина не справилась с управлением, вылетела на встречку, где в них на полном ходу врезался грузовик…. Вот так и погиб наш прославленный хоккеист Валерий Борисович Харламов.
В сети есть масса фото с места аварии.
Друзья, не знаю, может быть сумбурно и не всё. Но, очень хочется верить, что вы больше узнали про нашего замечательного хоккеиста.
Что касается меня, то после прочтения книги, скажу так:
«Биографией Валерия Харламова — удовлетворен!. Я увидел не легенду, а, как говорится, парня с нашего двора. Даже более того! Парня с нашего подъезда!»
Уважаемые читатели, если вам есть что рассказать про Харламова, говорите. Пишите в комментариях или присылайте интересные истории через форму обратной связи на странице «Прислать письмо». Страна должна знать своих героев.
Юрий Меламуд и dahusim.ru
Комментарии
Ну а игру его видел. Чаще всего, конечно по телевидению.
И в каждой игре ждал от него чуда. И это чудо на льду свершалось.