Хамелеон «ЕдРо» мимикрирует под левую оппозицию
На модерации
Отложенный
Партия власти изображает заботу о людях, но самые горячие вопросы не решает
В наступившем году можно ожидать обострения борьбы ведущих политических сил российского общества: «Единой России» и левой оппозиции в лице КПРФ. Это следует из результатов итогового опроса за 2021 год Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР).
Отвечая на вопрос: «Какая из партий лучше всех защищает таких людей, как вы?» 24% опрошенных назвали «Единую Россию». На втором месте с 12% КПРФ. Еще 28% респондентов ответили, что никакая партия их не защищает. При этом самой оппозиционной политической силой 28% респондентов назвали именно КПРФ.
Убежденных сторонников необходимости смены власти в России 16% (столько же было в 2020 году). Число тех, кто считает смену власти желательной, уменьшилось за год с 25% до 20%. Число сомневающихся в пользе перемен, напротив, выросло — с 22% в конце 2020 года до 28%. Сторонников сохранения статус-кво сейчас 25% (год назад было 23%).
Похоже, власти, несмотря на ворох социально-экономических проблем, удается производить впечатление работающей хотя бы отчасти в интересах россиян. Этому могла способствовать пандемия — форс-мажор дезориентирует общество. Также власть практиковала разовые подачки с барского плеча, создавая иллюзию социальной помощи, мимикрируя под левую оппозицию.
Примером такой мимикрии в Госдуме может быть свежая инициатива председателя комитета по контролю Олега Морозова. Последовательный перебежчик из одной партии власти в другую (КПСС, «Отечество — вся Россия», «Единая Россия») Морозов объявил на своей странице в Фэйсбуке конкурс: «100 запретов, которые стоит отменить или изменить».
«Берусь, как председатель комитета по контролю, серьезно проанализировать все предложения. Поэтому хотел бы, чтобы предложения тоже носили серьезный и реалистичный характер, — попросил депутат своих подписчиков. — Возможно, создадим при комитете общественную комиссию для рассмотрения всех поступивших идей».
Вот только россияне не особенно вняли просьбе Морозова и писали о своем насущном. Чаще других звучал призыв вернуть прежний пенсионный возраст. «Пенсию верните!!! Люди не доживают до своей пенсии. Стыдно избирателям в глаза смотреть… Проклинают всех: и Госдуму, и местных депутатов… Мой отец ушел в 59 «, — выразила общий посыл Лариса Карташова.
Вторая горячая тема напрямую связана с пандемией. «Для начала необходимо отменить QR-коды, а также попытки тотальной цифровизации. Учет нужен, но не в такой степени. Не нужно быть заложниками тотальной цифровизации, управление такой системой дает много соблазнов. Любой может стать жертвой», — считает Денис Смирнов. Всего за двое суток пришло более 350 предложений.
Однако, ожидать, что депутат Морозов поставит в Госдуме вопрос об отмене пенсионной реформы не приходится. Ведь она была проведена голосами именно его партии — «Единой России». Более того, единороссы ответственны за отклонение законопроектов о возвращении прежнего пенсионного возраста, неоднократно вносимых другими думскими фракциями, включая КПРФ.
— Если «Единая Россия» ратует за смягчение режима, то следует всерьез беспокоиться: нам готовят какую-то очередную подлость, — считает политолог Андрей Милюк.
Весь период путинской стабильности существовал негласный общественный договор: граждане не лезут в политику, а власть не мешает им жить по своему разумению. К настоящему дню этот баланс изрядно пошатнулся, и договор представляется сейчас чем-то вроде положений международного права, которое все стремятся нарушить, а соблюдают лишь в случаях недостатка сил.
Отсюда и бесконечные просьбы отменить повышение пенсионного возраста — народ так и не принял эту попытку установить «новую нормальность», зато окончательно убедился, что власти доверять нельзя.
Впоследствии это сыграло свою роль во время пандемии коронавируса. Намерение победить вирус полицейскими методами не вызывали должного понимания среди людей, а скромные меры поддержки воспринимались, как издевательство. Дошло до того, что одним из оснований коронаскепсиса оказалась… бесплатная вакцинация.
Мол, никогда власть не давала нам ничего даром, без подвоха.
К очередному острому кризису доверия власти — введению QR-кодов — общество пришло расколотым, и что самое страшное для Кремля, раскол пошел среди провластных избирателей, перпендикулярно условной линии «оппозиция-лоялисты». Широкие народные массы примерили на себя роль гонимой оппозиции — с тотальной слежкой и мелкой ежедневной полицейщиной. Ношение тех же медицинских масок многими лояльными гражданами воспринимается исключительно, как ритуал подчинения. Чего уж говорить о QR-кодах.
Сейчас «Единая Россия» решает задачу, как что-нибудь изменить, принципиально ничего не меняя. Заручиться поддержкой избирателей без дополнительных расходов. Кажется, депутат Морозов даже не понимает, насколько издевательски звучит его пример про «10−15-минутную остановку под дорожным знаком «Стоянка запрещена» (одна из мер, обсуждаемых в Фэйсбуке Морозова — авт.).
Можно предположить, почему «Единая Россия» вдруг решила нарастить запас лояльности среди своих избирателей. Владимир Путин призвал готовиться в ближайшие пару недель к новой волне коронавируса. Значит, следует ждать новых ограничений и запретов, возможно, даже введения обязательной вакцинации. Вряд ли получится откупиться от граждан мелкими поблажками.
«СП»: — Стоит ли оппозиции рассчитывать на политические послабления?
— Ни в коем случае. Закон об иноагентах волнует в основном либералов, 282-я статья УК и ее производные — левых и патриотов, простые люди далеки от этих материй. Народный бунт будет направлен не на смену режима, не на завоевание политических свобод, но на восстановление предыдущего состояния равновесия, возвращения к стабильности. Надо ли говорить, что это невозможно в новых условиях. Кому-то из двух сторон придется существенно уступить.
О перспективах противостояния коммунистов и «Единой России» рассказал член ЦК КПРФ, зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Обухов.
— Мы боремся не с «Единой Россией», а с партией власти. «Единая Россия» — это только аватар, парламентская декорация власти. Поэтому ее и называют партией большинства. Если бы «Единая Россия» была полноценным политическим субъектом, которому можно оппонировать и при этом искать точки соприкосновения… Но это проект кремлевской администрации, олигархата, всевозможных кланов и групп влияния, которые используют эту партию как ширму.
Им лишь иногда позволяют выступить с той или иной законодательной инициативой. Например, о газификации или об ужесточении наказания для нарушителей ПДД. Используют как инструмент для проталкивания непопулярных законов. Их ниша очень узка. Мы же боремся за ключевые, системные решения. Например, по теме ограничения прав QR-кодами. Понятно, что здесь закоперщик не единороссы, а цифровизаторы и их представители в администрации президента.
Многое определяют лоббисты и те, кто формирует основные параметры госбюджета. Как правило, это результат торгов, подковерных столкновений кланов, а согласователем выступает АП и отчасти правительство. Причем, правительство тоже несамостоятельно. Теперь по конституции правительством руководит президент, а значит его вездесущая администрация. Поэтому мы боремся со всей совокупностью партии власти, использующей госаппарат для противодействия КПРФ, включая репрессивные органы.
«СП»: — По каким направлениям будет идти борьба в наступившем году?
— Все по тем же. Нужна смена социально-экономического курса страны. Это достигается через бюджет развития. Поворот к нуждам граждан через преодоление вопиюще несправедливого разрыва в доходах. Прежде всего — нужна отмена пенсионной реформы. Недопущение ограничения прав и свобод, цифрового концлагеря. Защита права на выборы, поскольку они давно уже превратились в зону массовых фальсификаций. Россия стремительно движется к казахстанизации.
Сергей Аксенов
Комментарии
Комментарий удален модератором