Полувековое путешествие или почему Голливуд не мог просто так взять и снять «Властелина колец»

На модерации Отложенный

Кирилл Размыслович

В наши дни сложно найти человека, не знакомого с уже легендарной сагой Питера Джексона. Цифры это подтверждают: три миллиарда долларов кассовых сборов (с учётом инфляции сумма приближается к пяти миллиардам), высочайшие оценки на киносайтах, 17 золотых статуэток от американских академиков (включая «Лучший фильм года»). Может показаться, что экранизация монументального произведения Джона Р. Р. Толкина была изначально обречена на успех.
 


Но на самом деле «фабрика грёз» неоднократно пыталась подступиться к Толкину, вот только каждый раз эти попытки с треском проваливались или не доходили до логического конца. По случаю отмечавшегося в прошлом месяце 20-летнего юбилея «Братства кольца» я написал для журнала «Мир фантастики» статью о непростом путешествии «Властелина колец» на большой экран.

Начало странствия

«Я породил монстра: невероятно длинный, сложный, довольно горький и крайне пугающий роман, совершенно непригодный для детей (если вообще для кого-то пригодный)». Эта цитата из письма, которое в 1950 году профессор Джон Рональд Руэл Толкин написал своему издателю, как нельзя лучше объясняет многие из проблем, сопровождавших публикацию «Властелина колец».
 


Толкину потребовалось 12 лет, чтобы создать своё величайшее произведение. Ещё пять ушло на то, чтобы его напечатать. Издателей пугали исполинский (1200 страниц!) объём романа и сложности с его жанровым позиционированием. Ещё одной проблемой была послевоенная нехватка бумаги. После нескольких безрезультатных попыток отправить «Властелина колец» в печать Толкин все же достиг договорённости с издательством, однако его поставили перед неприятным выбором. Писатель должен был или существенно урезать текст, или разбить его на шесть частей, объединённых попарно в три тома. Последний вариант позволял сократить печатные издержки и уменьшить финансовые риски в случае неудачных продаж первой книги.

Толкин выбрал меньшее из двух зол. В 1954– 1955 годы «Властелин колец» наконец попал на прилавки в виде трёх отдельных книг. Роман не стал мгновенным хитом. Потребовалось время, чтобы читатели осознали значение того, что сотворил Толкин. Тем не менее, некоторые люди уже тогда сумели оценить кинематографический потенциал «Властелина колец». Одним из них был американский издатель, фантаст и литературный агент Форрест Джей Акерман (кстати, именно ему приписывают изобретение сокращения «сай-фай»). В 1957 году он отправился в Англию, чтобы обсудить с Толкином продажу прав на экранизацию эпопеи.
 


По словам Акермана, во время встречи Толкин постоянно курил трубку и говорил с таким сильным акцентом, что его американский собеседник разбирал лишь одно слово из пяти. Но он понял главное. Толкин согласился дать ему год на поиски студии, которая бы заинтересовалась идеей экранизации книги. Сам профессор считал оптимальным форматом анимационный — по его мнению, это помешало бы Голливуду вульгаризировать произведение. Акерман же склонялся к тому, чтобы снять полноценный фильм или хотя бы комбинировать натурные съёмки и анимацию.
 


Интересно, что ещё в 1938 году Уолт Дисней собирался использовать элементы из «Хоббита» в одном из сегментов «Фантазии», но позже передумал. По слухам, вскоре после публикации «Властелина колец» он рассматривал возможность экранизировать его, но отказался от идеи из-за чрезмерной дороговизны проекта и общей мрачности материала — для традиционной семейной аудитории. Впрочем, даже если бы Дисней решился снять «Властелина колец», не факт, что из этого что-то бы вышло. Толкина, по его собственным словам, тошнило от мультфильмов Диснея. Так что не исключено, что он попросту отказался бы продавать ему права.

После возвращения в Штаты Акерман попытался запустить проект в производство. Он собрал небольшую команду, в которую вошли сценарист Мортон Циммерман и дизайнер Рон Кобб. Первый приступил к работе над сюжетом, второй занялся созданием концепт-артов и поиском съёмочных локаций в Калифорнии. Сам же Акерман начал обходить знакомых продюсеров, стремясь заинтересовать их материалом. Увы, он вскоре убедился, что идея экранизации «Властелина колец» не популярна в Голливуде. Однако Акерман не унывал и продолжал искать инвесторов.
 


В 1958 году Толкин получил 55-страничный тритмент будущего фильма, который не слишком его впечатлил. Помимо того что профессора раздражали грамматические ошибки и опечатки (в частности, Циммерман упорно именовал Боромира Боримором), ему абсолютно не понравилось построение истории и вольности в обращении с сюжетом. Всего один пример: в версии Циммермана Сэм бросал Фродо в логове Шелоб и в одиночку направлялся к Роковой горе. Вот как сам Толкин отзывался о работе сценариста в переписке с разными людьми:

Он вырезал те части повествования, от которых главным образом зависит его характер и особая атмосфера, отдавая предпочтение дракам; и не предпринял никакой серьёзной попытки адекватно представить суть истории: поход Хранителей Кольца. Последняя, наиболее важная её часть просто зарублена — не побоюсь этого слова — на корню… По мне, так очевидно, что он на скорую руку пролистал «В. К.» [«Властелина колец»], а потом составил свою с. л. [сюжетную линию] по изрядно сбивчивым воспоминаниям, возвращаясь к оригиналу по минимуму.

Несмотря на своё разочарование, Толкин ещё некоторое время поддерживал связь с Акерманом. Причина была банальна: ему требовались деньги. Профессор собирался выйти на пенсию и хотел обеспечить себе спокойное существование на склоне лет. К тому же, по словам самого Толкина, даже вольная голливудская экранизация всё равно казалась ему лучшим вариантом, чем радиопостановка «Властелина колец» (1955−1956) от BBC, приведшая его в ужас.

Но в итоге, договориться ни о чём не удалось. Хоть Толкину и понравились сделанные Роном Коббом фотографии потенциальных съёмочных локаций, он так и не поверил, что с Акерманом его произведение будет в надёжных руках. Акерман в свою очередь не сумел заручиться финансовой поддержкой со стороны какой-либо голливудской студии. Так сорвалась первая попытка экранизировать «Властелин колец».
 


По забавному совпадению в 1992 году Форрест Акерман исполнил крохотную роль в фильме «Живая мертвечина», режиссёром которого был не кто иной, как Питер Джексон.

«Хоббит»: путь в никуда

На момент выхода «Властелин колец» не произвёл особого фурора в США. Но в следующем десятилетии всё изменилось. Благодаря бунтарскому духу шестидесятых, чьё пробуждение удачно совпало с переизданием романа в мягком переплёте, американская молодёжь открыла для себя созданный Толкиным мир. Продажи книг стали расти, как и интерес Голливуда к творчеству писателя.
 


В 1964 году продюсер Уильям Снайдер (не родственник Зака Снайдера) решил снять анимационную версию «Хоббита». За относительно небольшие деньги ему удалось приобрести права на экранизацию. Правда, по условиям соглашения он должен был выпустить цветной анимационный фильм до 30 июня 1967 года. В противном случае все права возвращались к Толкину.

Снайдер занялся сценарием, а знаменитый мультипликатор Джин Дейч — в то время он работал в компании Rembrandt Films, принадлежавшей Снайдеру, — продумывал анимацию будущей картины. Насколько сегодня известно, её сюжет весьма вольно обращался с первоисточником. К примеру, авторы изменили имена многих героев и придумали некую принцессу, игравшую роль любовного интереса Бильбо Бэггинса.

А потом кто-то из киноделов повнимательнее прочитал соглашение и заметил, что оно относится не только к «Хоббиту», но и к «Властелину колец», про который ни Снайдер, ни Дейч до того не слышали. Прочитав из любопытства роман, Снайдер понял, насколько это грандиозное произведение по сравнению с «Хоббитом» и какие возможности перед ним открываются. Убедив себя в неминуемом успехе, Снайдер прекратил работу над «Хоббитом» и сосредоточил все усилия на «Властелине колец». Через некоторое время он устроил большую презентацию на студии 20th Century Fox, чтобы убедить её профинансировать проект. Но Снайдер крупно просчитался. Никто из студийных начальников не относился к американской молодёжи, поэтому название «Властелин колец» ни о чём им не говорило. Студия решила, что Снайдер просит слишком много денег на экранизацию какой-то непонятной книги и отказала ему.

Продюсер оказался в незавидном положении: он упустил шанс поставить «Властелина колец» и притом у него уже не оставалось ни времени, ни средств, чтобы сделать изначально запланированную версию «Хоббита». Так что Снайдер организовал откровенную авантюру. В соглашении он обязался выпустить цветную версию «Хоббита» до 30 июня 1967 года. Но в тексте не оговаривался ни хронометраж фильма, ни тип анимации, ни количество кинотеатров, где его будут показывать, ни срок проката.
 

Полувековое путешествие или почему Голливуд не мог просто так взять и снять «Властелина колец»


Снайдер поставил перед Дейчем задачу за несколько недель придумать, как уместить «Хоббита» в 12-минутный формат (таков хронометраж одной катушки 35-миллиметровой плёнки), а затем снять фильм, используя примитивную анимацию и закадровый голос для объяснения сюжета. Дейч привлёк всех друзей и в авральном режиме успел закончить работу к 29 июня. На следующий день Снайдер арендовал просмотровый зал на Манхэттене, после чего начал искать потенциальных зрителей прямо на улице, предлагая им уникальную возможность стать первыми, кто посмотрит новый анимационный фильм. Для этого нужно было заплатить всего 10 центов.

Набрав несколько человек, Снайдер устроил им эксклюзивный показ, после чего попросил недоумевающих зрителей подписать заявление о том, что 30 июня 1967 года они действительно заплатили деньги за просмотр анимационного фильма, созданного по мотивам книги Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит».
 


Стоит отметить, что за давностью лет многие детали этой странной истории канули в Лету, а другие известны исключительно со слов участников — и некоторые противоречат друг другу. Так, издатель Толкина утверждал, что Снайдер приукрасил свою версию событий и на самом деле получил права только на «Хоббита», а на «Властелина колец» — нет.

В любом случае, поступок Снайдера сложно назвать этичным. Но с юридической точки зрения его позиция была безупречной: он выполнил условия соглашения и потому сохранил за собой права на экранизацию произведений Толкина. И не остался внакладе: вскоре продюсер перепродал их за 100 тысяч долларов.

Как битлы не дошли до Мордора

Параллельно с ростом популярности «Властелина колец» на Западе креп другой культурный феномен — The Beatles. Помимо основной деятельности, битлы также активно занимались съёмками в кино. В частности, группа подписала со студией United Artists контракт на три полнометражных фильма. Первыми двумя музыкальными картинами, выпущенными в рамках этого соглашения, стали «Вечер трудного дня» и «На помощь!». В 1968 году на экраны вышла «Жёлтая подводная лодка» — однако United Artists решила не включать фильм в «контрактную тройку», поскольку он был анимационным. Таким образом, битлы оказались «должны» студии ещё одну ленту.

Узнав, что United Artists присматривается к творчеству Толкина и начинает вести переговоры о покупке прав, глава основанной битлами компании Apple Films Денис О’Делл подумал, что было бы здорово задействовать ливерпульскую четвёрку в экранизации «Властелина колец». Ознакомившись с романом, битлы заинтересовались идеей.

Сейчас уже сложно утверждать наверняка, кто из битлов метил на какую роль. О’Делл говорил, что Джон Леннон хотел сыграть Гэндальфа, а по словам Пола Маккартни, на самом деле тот собирался исполнить роль Фродо, что сразу не понравилось самому Полу (он считал, что Леннон, как всегда, старается перетянуть на себя всё внимание). Если верить другим источникам, планировалось, что Леннон сыграет Голлума, а Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр — Фродо, Гэндальфа и Сэма соответственно. Модель Твигги должна была воплотить Галадриэль.
 


Для начала студии требовалось определиться с форматом будущей экранизации. Хайнц Эдельманн, дизайнер и художественный директор «Жёлтой подводной лодки», активно выступал за съёмки анимационной версии. Он был большим фанатом «Властелина колец» и хотел экранизировать его в виде своеобразной оперы — вроде той же «Фантазии», только пропитанной духом фильмов Акиры Куросавы. Позже Эдельманн утверждал, что его версия «Властелина колец» стилистически отличалась бы от предыдущей работы: «Анимация была бы абсолютно другой, с куда менее насыщенными цветами, нереалистичной, но без черт стиля ар-нуво, как в „Жёлтой подводной лодке“».
 


В итоге United Artists решила сделать ставку на «живой» фильм. Немалую роль в этом сыграли большие успехи в создании покадровой анимации, достигнутые прославленным Рэем Харрихаузеном. Студия убедилась, что уровень развития спецэффектов уже позволяет перенести историю Толкина на большой экран. В 1969 году она выкупила права на экранизацию «Властелина колец» за внушительные для того времени 250 тысяч долларов.

Следующим этапом стал поиск режиссёра. Известно, что в числе прочих формальное предложение снять фильм получили Стэнли Кубрик и Микеланджело Антониони. Первый сразу же отказался, заявив что книги Толкина, будучи действительно великолепным материалом, попросту неэкранизируемы. Антониони проявил заинтересованность, но тоже не рискнул взяться за проект.

В итоге режиссёром назначили Джона Бурмена, работавшего в те годы над «Экскалибуром». Вместе со сценаристом Роспо Палленбергом он устроил мозговой штурм, пытаясь определить, как лучше всего подступиться к такой махине — превратить её в нечто вроде «если бы Феллини оказался в Нетландии» или же сделать яркий студийный фильм в духе «Мулен Руж» 1952 года, где всё «красиво и не по-настоящему». В конце концов выбор был сделан в пользу более традиционной экранизации.Другой проблемой стало то, что студия требовала уложить содержание всех трёх книг в один фильм. В итоге Бурмен с Палленбергом написали сценарий на 176 страниц. Режиссёр хотел, чтобы фильм начинался со сцены, где мы видим кабинет Толкина и самого профессора за работой.

За этим следовал эпизод в стиле театра кабуки, рассказывающий про Саурона и создание Кольца Всевластия. Любопытно, что на 81-й странице сценария, сразу после сцены, где Братство преодолевало речные пороги и взору героев открывался великолепный пейзаж, был предусмотрен антракт.
 


Поскольку требовалось уместить события трёх книг в одном фильме, их сюжет, разумеется подвергся сильнейшим изменениям. У Фродо появилась любовная линия… с Галадриэль. Арвен в версии Бурмена было 13 лет, а Арагорн женился на Эовин. Орки в Мории находились в состоянии наркотического транса, и шаги героев пробуждали их от спячки. Поединок Гэндальфа и Сарумана проходил в словесной форме. По воспоминаниям участников, в рукописи также присутствовал очень странный эпизод, где Гимли избивали и бросали в яму, чтобы тот «обратился к своей наследственной памяти и вспомнил слово, открывающее врата Мории». Заканчивался же сценарий сценой, в которой Гэндальф, Фродо, Бильбо, Галадриэль, Арвен и Элронд покидали Средиземье на корабле. Появлялась радуга, и оставшийся на берегу Леголас восклицал: «Взгляните — всего семь цветов! Миру в самом деле приходит конец».

Несмотря на все сокращения и упрощения, многие идеи Бурмена всё равно оказались слишком затратны и сложны в реализации. Например, он планировал построить настолько огромную и подробную карту Средиземья (с видимой кривизной поверхности), что она бы заняла весь студийный павильон. Поэтому снимать решили в Ирландии — там для кинопроизводства действовали налоговые льготы. Сначала за проектом были закреплены битлы, и Бурмен с Палленбергом пытались изыскать способ уделить каждому равное количество экранного времени. Однако в 1970 году квартет официально распался. Бурмен стал думать над другими вариантами кастинга. В частности, на роль Фродо рассматривался Аль Пачино, а на роль Саурона — Мик Джаггер.

И хотя была проделана внушительная и затратная подготовительная работа, экранизацию так и не запустили в производство. В начале 1970-х United Artists пережила ряд болезненных коммерческих неудач, что привело к студийным перестановкам. Новые руководители, не знакомые с творчеством Толкина, к проекту отнеслись настороженно. Их пугал огромный бюджет картины, и они не были уверены, что она найдёт свою аудиторию. Некую роль сыграла и смерть Толкина в 1973 году. Так что «Властелина колец» вначале поставили на паузу, а потом тихо отменили. К тому моменту студия потратила на разработку проекта порядка трёх миллионов долларов, притом не получила ни одного отснятого кадра.
 


Позже Бурмен пытался найти другую студию. Но, по его словам, при упоминании «Властелина колец» продюсеры лишь смущённо улыбались. Очередная попытка экранизировать Толкина вновь завершилась ничем. Что касается Бурмена, в следующем десятилетии он снял «Экскалибур», где использовал многие из своих оригинальных задумок, предназначавшихся для «Властелина колец».

Половина пути: версия Ральфа Бакши

Следующая глава в голливудской истории «Властелина колец» связана с именем мультипликатора Ральфа Бакши. Впервые прочитав роман Толкина в 19 лет, он стал его большим фанатом и задался целью поставить его в формате анимационного фильма. Узнав из прессы о неудачной попытке экранизации Джона Бурмена, он обратился с соответствующим предложением к United Artists, но получил отказ (к слову, Бакши считал идею ужать события романа до одного фильма откровенно безумной).
 


Тогда он пошёл к главе студии MGM Дэну Мельнику, чей офис находился в том же здании, что и офис United Artists. Мельнику понравилась идея Бакши, особенно после того, как тот заручился поддержкой продюсера Сола Заенца — мультипликатор работал с ним над «Приключениями кота Фрица». United Artists выразила готовность продать права на фильм и все свои наработки, если MGM и Заенц выплатят им уже потраченные на проект три миллиона долларов. Те приняли условие студии.

После оформления сделки Бакши с головой погрузился в работу. Он хотел разбить экранизацию на три части, но MGM настояла на двух фильмах. Черновая версия сценария была готова уже к сентябрю 1976 года, тогда же начали создавать первую часть.

Правда, вскоре возникли непредвиденные сложности. В MGM произошли кадровые перестановки, и в результате Дэн Мельник потерял свой пост. Новый глава студии был абсолютно не знаком с творчеством Толкина (говорят, впервые услышав название, он поинтересовался, не является ли «Властелин колец» фильмом про свадьбу) и не горел желанием выделять на экранизацию сумму по согласованному бюджету. Бакши и Заенцу пришлось обращаться за помощью к United Artists, и та в итоге согласилась взять на себя часть издержек и заняться дистрибуцией картины. Но даже после этого бюджет первой части составил лишь четыре миллиона долларов — значительно меньше того, на что рассчитывал Бакши.

Притом помощь United Artists имела свою цену. Изначально творение Бакши должно было выйти в прокат под заголовком «Властелин колец: Часть 1». Однако студия вынудила авторов убрать упоминание о первой части из заголовка — по её мнению, зрители не пойдут в кино ради того, чтобы увидеть лишь половину истории. В итоге, когда в ноябре 1978 года лента вышла в прокат, некоторые критики разгромили её из-за того, что история обрывалась на середине. Многие зрители тоже пребывали в недоумении, так как считали, что увидят экранизацию всего произведения, а не его части.

Несмотря на это, «Властелин колец» Ральфа Бакши собрал 30 миллионов долларов только в американском прокате. Казалось, что даже с учётом трат на покупку прав столь хорошая касса будет солидным аргументом в пользу создания второй части. Как ни странно, этого не произошло. Тогдашнее руководство United Artists не хотело вновь связываться с книгами Толкина и аргументировало свой отказ от финансирования сиквела тем, что лента Бакши «не смогла завоевать аудиторию». Сам Бакши успел основательно разругаться с Солом Заенцем (считается, что в основном из-за режиссёрского гонорара), что поставило крест на идее завершить историю.
 


Анимационный «Властелин колец» Ральфа Бакши часто называют одним из источников вдохновения Питера Джексона. Сам новозеландский режиссёр говорил, что стилистически это разные продукты, но признавал, что некоторые визуальные элементы заметно повлияли на его работу. Бакши в свою очередь сделал в момент выхода джексоновской трилогии ряд взаимоисключающих заявлений. Он сказал, что Джексон совершенно не понимает Толкина, а его картины — не более чем подборка спецэффектов, предназначенных для продажи игрушек. При этом Бакши утверждал, что даже не стал смотреть фильмы, ограничившись трейлерами. Впрочем, потом он извинился за некоторые из своих старых заявлений.

В 1980 году телеканал ABC выпустил анимационный мюзикл «Возвращение короля», который многие восприняли как неофициальный сиквел фильма Бакши. Однако на самом деле проекты никак не связаны. «Возвращение короля» — это продолжение мультфильма «Хоббит» 1977 года. Более того, Сол Заенц даже подавал в суд, пытаясь помешать показу «Возвращения короля» на телевидении, но безуспешно.

И пришёл Джексон

В последующие годы Голливуд практически не вспоминал о «Властелине колец». Да, время от времени то тут, то там всплывали различные телевизионные проекты (чего стоит обнаруженный недавно советский телеспектакль!), но «фабрика грёз» надолго потеряла интерес к творчеству Толкина.


Всё изменилось в середине 1990- х, когда Питер Джексон приступил к съёмкам «Страшил». Фильм требовал использования сложных визуальных эффектов. Для этого компания Weta Digital, которая их создавала (и принадлежала Джексону), приобрела большое количество мощной по меркам тех лет компьютерной техники. Джексон не мог не задуматься над тем, в каком новом проекте стоило бы задействовать оборудование после завершения работы над «Страшилами». Так он вспомнил о произведениях Толкина и обратился с соответствующим предложением к братьям Вайнштейн.

Те заинтересовались идеей и начали переговоры с Солом Заенцем, который до сих пор владел правами на экранизацию «Властелина колец». Правда, вскоре дело застопорилось: Джексон получил от студии Universal предложение снять ремейк «Кинг Конга» и переключился на этот проект. К тому же выяснилось, что имеющиеся у Заенца права не распространяются на «Хоббита» — а изначально Джексон хотел снимать именно его и только в случае успеха планировал выпустить два фильма по «Властелину колец».
 


К счастью для киноманов, из-за напугавших Голливуд провалов «Годзиллы» и «Подъёма с глубины» проект ремейка «Кинг Конга» был положен на полку, что позволило Джексону вернуться к историям о Средиземье. К тому моменту братья Вайнштейн уже уладили вопрос с правами. Сам Джексон решил отказаться от идеи снимать первым «Хоббита», так что вскоре он приступил к работе над сценариями двух фильмов по «Властелину колец». Общий бюджет тогда оценивался в 75 миллионов долларов.

Идиллия длилась недолго. Как часто случается в Голливуде, во время препродакшна бюджет фильмов начал расти как на дрожжах. Когда общий объём расходов в смете «Властелина колец» достиг 150 миллионов долларов, произошло неизбежное: братья Вайнштейн решили максимально урезать материал, чтобы его можно было уложить в один стандартный двухчасовой фильм. Их творческие предложения, в частности, включали следующие пункты:

• полностью вырезать сцены в Бри и битву в Хельмовой пади;
• объединить Рохан и Гондор;
• до предела сократить эпизоды в Ривенделле и Мории;
• убрать из сюжета Сарумана;
• сделать Эовин сестрой Боромира;
• вставить сцены, где энты мешают урук-хай похитить Мерри и Пиппина.

Несложно догадаться, что Джексон встретил все это в штыки. Тогда Харви Вайнштейн заявил ему, что подыскивает другого постановщика, и намекнул, что проектом интересуется Квентин Тарантино. Джексон закономерно ему не поверил и наотрез отказался ужимать «Властелина колец» до одного фильма.

Безусловно, Miramax могла уволить Джексона и заменить его, но это привело бы к дополнительным задержкам и расходам, не говоря уже о негативном пиаре для проекта. Харви Вайнштейн умел считать деньги и потому согласился на компромисс. Продюсер разрешил Джексону искать студию, которая бы согласилась взяться за «Властелина колец». Разумеется, при условии возмещения всех издержек, понесённых Miramax, а также финансовой компенсации за недополученную прибыль. При этом на поиски замены Джексону дали всего три недели. Вероятно, Харви Вайнштейн намеренно так ограничил срок, полагая, что Джексон не успеет найти другую студию и ему придётся вернуться к Miramax и согласиться на один фильм.

И в самом деле: практически все крупнейшие голливудские студии (мейджоры) либо сразу отказали Джексону, либо взяли время на раздумья, причём было понятно, что они не дадут ответ в нужный срок. А затем произошло то, что можно назвать чудом.

New Line Cinema никогда не считалась большой фигурой в Голливуде. В начале 1980-х она даже чуть не обанкротилась — её спас неожиданный успех «Кошмара на улице Вязов». Следующее десятилетие оказалось более успешным, но всё же студия была далека от звания мейджора. Однако глава New Line Cinema Роберт Шей твёрдо намеревался изменить статус-кво. Он искал действительно громкий проект, который бы дал студии возможность пробиться наверх. Устроенная Джексоном 25-минутная презентация впечатлила Шэя. Он не только согласился выделить на проект деньги, но и спросил у режиссёра, почему он работал над двумя фильмами, если «Властелин колец» опубликован в трёх томах. Не лучше ли будет снять три картины? Джексон моментально одобрил его идею. Да, Шей очень сильно рисковал. Но кто не рискует, тот не попадает на вершину бокс-офиса.
 


По условиям соглашения с New Line Cinema братья Вайнштейн получили компенсацию в 5% от сборов будущих фильмов. Учитывая итоговую кассу трилогии, несложно подсчитать, насколько она их обогатила. Впрочем, братьям даже этих денег показалось мало. В 2013 году Вайнштейны подали иск к Warner Bros., потребовав 5% ещё и от всех сборов «Хоббита», но суд не встал на их сторону.

New Line Cinema получила все права на «Властелина колец», а Питер Джексон был назначен режиссёром трёх фильмов. Чтобы сократить расходы на производство, их решили снимать одновременно. Съёмки стартовали в Новой Зеландии 11 октября 1999 года и завершились 22 декабря 2000 года, спустя 438 дней. Всё, что случилось дальше, уже стало легендой — такой же, как и роман Толкина.