Слуцкое Восстание. Как беларусы хотели восстановить независимость БНР

На модерации Отложенный

 

Фото:

События на Случчине в ноябре-декабре 1920 года в полной мере заслуживают экранизации. Можете себе представить коммунистов-китайцев, которые штурмуют позиции национальной беларуской армии? Или как крестьяне массово выступали за восстановление БНР? Или как красноармейцы переходили на сторону своих противников? Об этом вы сейчас и узнаете.

ВОССТАНИЕ, КОТОРОГО «НЕ БЫЛО»

“Рабочие и крестьяне всегда всеми силами боролись за советскую власть против клятого капитализма,” — приблизительно так звучала аксиома советской историографии. События на Случчине ноября-декабря 1920 года никак не вписывались в эту парадигму, поэтому очень долгое время наши и советские историки делали вид, что никакого Слуцкого восстания никогда и не было.

Про него нет ни слова в 5-томной энциклопедии 1973 года “История Белорусской ССР”, и даже в “Очерках истории Беларуси” 1995 года говорится, что “никакого восстания в Слуцке не было”. Некоторые намеки на историческую правду можно найти лишь в специализированных научных трудах, и то события там описаны однобоко и без учета мемуаров и документов, находящихся за рубежом.

Правда про Слуцкий Збройны Чын появилась на свет лишь в 90-тые и 00-вые годы в книгах «Беларусь вчера и сегодня» Я. Найдзюка (Минск, 1993), “Память. Слуцкий район. Слуцк”(Минск, 2000), «Слуцкое вооруженное восстание 1920 г. в документах и воспоминаниях» (Минск, 2001), а в 1992 впервые праздновалась годовщина тех событий.

Сегодня восстание в Слуцке вскользь упоминается в школьной программе по истории Беларуси всё в том же советском ключе “никакого восстания не было, ни с одной стороны не было произведено ни единого выстрела”, однако эхо тех событий доносится и до нас. Многие патриоты ежегодно отмечают годовщину тех событий.

Мы решили рассказать вам, как все было

ПРИЧИНЫ

Силой Слуцкого восстания были крестьяне, которыми руководили интеллектуальные элиты и беларуские офицеры. Причиной, по которой крестьяне в принципе шли на восстания, всегда была одна и та же — нерешенность аграрного вопроса. И если поначалу крестьянам нравились коммунистические лозунги вроде: “Земля — крестьянам”, то вскоре политика “военного коммунизма” их, мягко говоря, разочаровала. С началом гражданской войны большевики стали проводить “продразверстку”, то есть попросту грабить деревни, отбирая у жителей урожай и скотину, что зачастую порождало голод. Вследствие чего крестьяне зачастую начинали бунты, борясь за лишний кусок хлеба.

Но ситуация на Случчине была иной. Первая мировая война не нанесла местному крестьянству таких сильных разрушений, как жителям, например, Гродненской или Виленской областей.  А за годы Гражданской войны в РСФР слуцкие крестьяне даже улучшили свое состояние, приобретая за бесценок или захватывая земли местных крупных землевладельцев. Так что случчанам было что терять перед лицом большевистской экспроприации и было за что сражаться. К тому же вместе с политикой “военного коммунизма”, советы проводили принудительную мобилизацию в армию, что еще больше отвернуло симпатии местных жителей от большевиков.

С другой стороны, среди интеллигенции Слуцкого уезда были популярны национально-освободительные идеи, да и у населения росло понимание того, что ключ к решению многих проблем, в том числе аграрной, лежит в национальном самоуправлении, а помощи извне ждать особо не приходилось. Рижские переговоры, в которых не дали принять участие беларусам, и раздел Беларуси между РСФСР и Польшей еще больше убедили национальные элиты в необходимости бороться за свое независимое государство.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Как мы уже писали ранее, восстание на Случчине было уникально тем, что это не был типичный “голодный бунт”, которых хватало в 20-тые годы на территории РСФСР. Слуцкий Збройны Чын имел мощную идейную подоплеку. Это то движение, в котором слились воедино и недовольство политикой “продразверстки”, и национально-освободительные устремления.

Национально-патриотические силы давно уже заявляли о себе на Случчине. Так еще в 1905-1906 годах здесь появились группы сторонников партии БСГ (Беларуская сацыялістычная грамада), однако их деятельность попала под царскую реакцию в 1907 году и фактически сошла на нет. После Февральской революции 1917 года на Случчине появляются молодежные патриотические кружки “Папараць-кветка”, “Зарніца” и другие. В том же 1917 году в Слуцке была организована земская гимназия, в образовательную программу которой входило преподавание беларуского языка и беларусоведения.

Члены патриотического кружка “Папараць-кветка”

Важную роль отыграло и создание милиции в Слуцке в марте 1917 года. Ключевые должности там заняли беларуские национальные деятели. Милиция следила за общественным порядком, а в 1920 году стала основой вооруженного восстания.  В 1918 году в Слуцке начал действовать Беларуский национальный комитет во главе с Павлом Жавридом. БНК представлял собой политический орган, который претендовал на получение власти в регионе. В том же 1918 году в Слуцке открылась беларуская гимназия, одна из первых в нашей стране. Но и гимназию, и БНК ликвидировали в декабре 1918 года советские власти, как только взяли под контроль территорию Беларуси. Правда патриотические настроения многих жителей Слуцка никуда не делись.

В ходе советско-польской войны 1919-1921 Слуцк несколько раз оказывался то под Красной Армией, то под армией Польши. Советы не допускали и намека на беларускую идентичность местного населения и рьяно боролись с любым проявлением беларущины. А вот поляки не запрещали деятельность беларуских национальных сил, поэтому на время польской оккупации Беларуский Национальный Комитет возобновлял активность. Благодаря своей просветительской деятельности БНК смог распространить идеи о самоопределении среди интеллигенции и заразить ими интеллектуальную элиту.

12 октября 1920 года в Риге между РСФСР и Польшей было подписано перемирие. Наши соседи не допустили на переговоры представителей от Беларуси, и по живому разрезали нашу страну на две части. Граница между Польшей и РСФСР проходила немного западней Минска. По условиям перемирия, польская и советская стороны должны были отвести свои войска на 15 км от общей границы, создав таким образом нейтральную территорию шириной в 30 км. В итоге сам Слуцк, занятый на тот момент поляками, отходил советам, но вот окрестности города попадали в нейтральную зону.

Карта разделения Беларуси между Польшей и РСФСР, согласно рижским договоренностям. Красной точкой отмечен Слуцк.

Поляки должны были освободить Слуцк, чтобы передать его большевикам, но с отводом войск не спешили и пользовались любыми формальными возможностями подольше задержаться на этой территории. Только в начале ноября польская администрация, готовясь к отходу, передала власть Беларускому национальному комитету. В городе были вывешены бело-красно-белые флаги Беларуской Народной Республики. В деревнях были проведены выборы местных комитетов, то есть в органы самоуправления. Патриотично настроенные случчане не теряли времени даром и воссоздавали БНР. Для подтверждения и легитимизации власти Беларуской Народной Республики было решено собрать общий съезд Случчины.

ВСЯ ВЛАСТЬ — БНР!

С 14 по 15 ноября 1920 года беларуские национальные силы провели общий съезд в Слуцке. В празднично украшенном зале в собрались 107 делегатов от города, а также 25 представителей разных волостей Слуцкого уезда. Съезд еще раз подтвердил правдивость высказывания: “Где два беларуса — там три партии” — в рядах национально ориентированного движения не было единства и присутствовали диаметрально противоположные мнения относительно стратегии дальнейших действий.

Несмотря на все противоречия, к 10 часам вечера 15 октября 1920 года съезд все же принял общую резолюцию, в которой объявлялась власть БНР, протест “против оккупации родных земель чужацкими наездами и против самозваной Советской власти”, провозглашалась “вольная, независимая, демократическая Беларуская Народная республика в ее этнографических границах”.

Границы современной Беларуси и БНР

Делегаты съезда понимали, что, не признавая советской власти, они должны быть готовы к вооруженному сопротивлению Красной Армии, поэтому было решено начать мобилизацию и создавать военную силу для борьбы с большевиками. На съезде была выбрана Слуцкая Рада Беларуской Народной Республики (иначе Беларуский Союз Слуцка), состоявший из 17 человек во главе с Владимиром Прокулевичем. Именно она взяла на себя функции временного правительства,  задачи по гражданскому управлению и созданию национальной армии.

ПОДГОТОВКА ВОССТАНИЯ

Несмотря на разные мнения и противоречия во время Съезда, все делегаты согласились поднять вооруженное восстание против большевиков в защиту интересов крестьян. И сразу после окончания Съезда  делегаты во главе с выбранной “военной тройкой”, состоящей из Павла Жаврида, Анастаса Анциповича и Янки Мацели, отправились по деревням агитировать крестьян к восстанию. Буквально за три дня им удалось сформировать 1-ую Слуцкую бригаду стрельцов войск БНР. В ней состояло до 4 тыс человек и еще до 6 тыс человек находилось в резерве. То есть в целом принять участие в восстании было готово до 10 тыс жителей Случчины. Ядром вооруженных частей стала вышеупомянутая слуцкая милиция, созданная еще в 1917 году.

1-вой Слуцкой бригадой первоначально командовал Анастас Анципович. Бригада делилась на два полка: 1-вый Слуцкий полк под командованием Павла Чайки и 2-ой Грозовский полк под командованием Лукаша Семенюка. Каждый полк делился также на батальоны и роты. Надо отметить, что военная организация была неплохой, так как все офицеры Слуцкой бригады прошли Первую мировую и имели опыт боевых и партизанских сражений. При Бригаде был организован штаб, разведка и контрразведка, госпиталь, школа подготовки командиров и даже военный суд.

С обеспечением продовольствия не возникало проблемы — крестьяне Случчины поддерживали повстанцев. Самой большой проблемой была нехватка оружия. У повстанцев было всего 500 винтовок. Еще 300 винтовок им дали польские власти, но позже оказалось, что у большинства были сбиты прицелы и использовать их было невозможно. Так что оружие в дальнейшем пришлось добывать в бою.

Рада БНР, которая находилась к тому времени в изгнании, и другие сторонники независимости Беларуси поддерживали Слуцкий Збройный Чын, но многого сделать не могли, так как большинство из них находилось на территории Западной Беларуси, оккупированной Польшей. Так, например, из Гродно в Слуцк прислали флаг с Погоней и словами: «Тым, што пайшлі паміраць, каб жыла Бацькаўшчына». Военная Рада БНР направила в Слуцк военных специалистов. А с началом восстания Беларуская военная комиссия помогла доставить из Лунинца некоторое количество винтовок и пулеметов.

ХОД ВОССТАНИЯ

Польские оккупационные власти в целом особо не препятствовали беларуской самоорганизации, они знали, что вскоре, согласно условиям перемирия, покинут эту территорию, а Слуцкий збройны чын станет хорошим “подарком” советам. К тому же в войске польском служили и беларусы, которые сочувствовали беларуской самообороне.

Флаг 1-го Слуцкого полка. После поражения восстания он хранился у Антона Сокола-Кутыловского, пока в 1931 году не был изъят поляками во время обыска.

Отвод польских войск в этом регионе происходил в последней декаде ноября 1920 года. Поляки оставили город 24 ноября. К вечеру того же дня штаб 1-вой Слуцкой бригады также переместился в деревню Семежево, которая находилась в нейтральной зоне. Туда, по условиям Рижского перемирия, не должны были заходить советские войска. Красная армия также медленно передвигалась на запад, избегая стычек с отходящими поляками, поэтому Слуцк большевики заняли только 29 ноября 1920 года.

Первое столкновение со Слуцкой бригадой произошло 27 ноября 1920 года, когда бойцы 1-го Слуцкого полка совершили налёт на 8-ую дивизию большевистских войск. Эта дата и считается датой начала Слуцкого збройного чына, Днем Героев и Днем Воинской Славы БНР.

В последующие дни повторялись атаки с нейтральной зоны не только на фронте 1-го Слуцкого полка, но и на участке 2-го Грозовского полка — на полевые посты. Особенно сильно атаковали противника солдаты 1-го и 2-го полков на участке Копыль — Тимковичи — Вызна, протяженностью 60 километров.

Наиболее значимые бои отдельные батальоны 1-й Слуцкой бригады вели около деревень Садовичи, Дошново, Быстрица, Лютовичи, Морочь, городков Копыль, Вызна. В отдельных боях с красными повстанцы наносили им значительные потери, брали пленных, отбивали назад населенные пункты.

Слуцкая Рада призывала солдат Красной армии переходить на сторону повстанцев. Некоторые из них так и делали, так как среди красноармейцев было много русских крестьян, недовольных политикой коммунизма и насильной мобилизацией в армию. Из-за случаев дезертирства русских солдат, советам пришлось бросить на борьбу с повстанцами отделения латышей и китайцев.

Многие атаки 1-ой Слуцкой бригады были довольно успешны, им удавалось отбивать деревни у большевиков и наносить им потери. Бойцам беларуского сопротивления удавалось также захватывать в бою оружие. Так в декабре 1920 года у Слуцкой бригады было уже 2 тысячи винтовок и 10 пулеметов, многие из которых были трофейными. Было также развязано мощное партизанское сопротивление.

«Грамадзяне! Нясіце ахвяры рэчамі і грашмі! Складайце ахвяры у «Гурткі беларускіх кабет» ці у Беларускія Нацыянальныя Камітэты для перасылкі іх беларускаму паустанцу — жаунеру на Случчыне! Наша многапакутная Маці-Беларусь выпагае гэтага ад вас!» — обращение к читателям в газете «Беларускае Слова» за 8 декабря 1920 года

Однако в начале декабря в командовании Слуцкой бригады произошли серьезные изменения, в измене был обвинен Павел Чайка, командир 1-ого Слуцкого полка. Он пытался передать на сторону противника письмо с описанием организации и слабых мест беларуского вооруженного формирования. Чайка был арестован, но бежал из-под ареста на советскую сторону. Впрочем, это его не спасло, через пару дней он был расстрелян советами за “измену советской власти”. Вместо Чайки командовать 1-ым слуцким полком стал командовать Ахрем Гаврилович, раньше он командовал 4-тым батальоном этого полка. С должности сместили также Анастаса Антиповича, вместо него руководство всей Слуцкой бригадой взял на себя Антон Сокол-Кутыловский.

Советские власти серьезно относились к этому вооруженному восстанию в Слуцке и боялись, что оно может перекинуться на другие районы Беларуси и охватить всю страну. Поэтому в декабре с разрешения польской стороны Красная Армия вошла в нейтральную зону для спецоперации по зачистке беларуского сопротивления. Карательная операции имела мизерные результаты — с помощью местного населения беларусам удалось избежать удара.

Памятный крест защитникам БНР в деревне Грозово, Копыльский район Минской области

Несмотря на отсутствие серьезной поддержки каких-либо политических сил и нехватку оружия, которое приходилось добывать в бою, Слуцкая бригада была боеспособным воинским соединением, имела хороший офицерский состав, а, главное, желание солдат воевать за независимость Беларуси. Совки боролись с повстанцами до самого конца декабря 1920 года.

Они лишали беларуское сопротивление поддержки, проводя карные операции против целых деревень, когда крестьянские семьи, поддерживающие восстание, выселяли в отдаленные районы России и конфисковывали все имущество. Поляки со своей стороны разрешали Красной армии заходить не только в нейтральную зону, но даже на территорию Польши для подавления восстания. Несмотря на все это, беларусы продержались до 28 декабря, ведя бои, партизанскую деятельность, атакуя большевитские формирования и беря под контроль населенные пункты. 28 декабря считается датой окончания Слуцкого Збройного Чына, тогда солдаты Слуцкой бригады перешли польскую границу и сдались полякам.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

В Польше беларуских повстанцев не ожидал теплый прием. Анастаса Анциповича и Ахрема Гавриловича поляки неофициально выдали советской стороне. После пыток и издевательств патриоты были расстреляны.

Одного из участника Слуцкого збройного чына поручика Браневицкого убил подосланный в Польшу агент НКУС. Бывший член Рады Слуцка Юлиан Сосновский покончил с собой, не выдержав издевательств со стороны поляков. Остальные сдавшиеся в плен участники беларуского сопротивления содержались под стражей в Белостоке до весны 1921 года. Те из них, кто после вернулся на Родину на Случчину, были под надзором ГПУ-НКУС. Сначала советские гпушники их не трогали, ожидая возвращения остальных повстанцев. Но буквально через 7-8 месяцев их всех арестовали и сослали в Караганду, на Калыму и Соловки. Оттуда беларуские патриоты уже не вернулись.

Смотрите короткое видео про Слуцкое восстание
 

ВЫВОДЫ

Каждый раз, когда очередные умники заявляют, что беларусы не нация, а БНР фэйковое образование, то сразу вспоминайте Слуцк 1920-го года. Тысячи людей по своей воле без международной поддержки пошли на смерть ради свободы. Противнику пришлось бросать в бой даже китайцв, дабы загасить это стремление к восстановлению власти БНР. Десятки лет молчания, отрицания, но тот подвиг, как и вся правда, всё равно стала явной. Наша задача теперь внимательно изучать, просвещаться и помнить уроки тех времен и тех героев, которые не пожалели своих жизней.

Виктория Пальчис, опубликовано в издании  1863x.com