Дебаты о бороде

На модерации Отложенный

Ш: Евреи на протяжении всей истории идентифицировались с определенным образом: аутентичный еврей в любой отрезок времени - это мужчина с бородой. И это абсолютно не противоречит работе над своими качествами: традиция учит нас, что сердце следует за делами. Точно так же можно утверждать, что вслед за бородой последует улучшение душевных качеств, т.к. борода налагает определенную ответственность.

Р: Я не думаю, что борода - неотъемлемый признак еврея. Это всего лишь традиция тех времен, когда все народы мира, христиане, мусульмане, персы и т.д. носили бороды.

Ш: Христиане и мусульмане переняли ношение бороды у евреев. У древних египтян, греков и римлян не было принято носить бороду. Поэтому - это таки чисто еврейский атрибут.

Р: Хорошо, допустим. Но ведь нигде не написано, что еврей непременно должен носить бороду!

Ш. Как это не написано? Ваикра 21:5: "Не сбривай края твоей бороды".

Р: Это запрет определенных способов бритья, а не обязанность носить бороду.

Ш: Даже если и так - написано, что обычай Израиля приравнивается к Торе, не будешь же ты отрицать, что наличие бороды - это обычай Израиля?

Р: Обычаи, связанные с внешним видом, подвергаются изменениям. Наши праотцы носили джелабию и мицнефет, а их потомки отказались от этой одежды, сменив ее на лапсердак и шляпу, почему же мы не можем отказаться от бороды?

Ш: С тем, что касается одежды - я с тобой согласен, но во все времена, хоть в джелабие, хоть в лапсердаке - еврей всегда был с бородой...

 

Тут прозвучал гонг, и это означало, что первый раунд закончен, и, после пятиминутного перерыва начнется второй раунд, в котором оппоненты меняются местами: Реувен будет защищать бороду, а Шимон - оспаривать ее необходимость.

 

Ш: Самая важная вещь, которую от нас требует Вс-вышний - ирас Шомаим (Б-гобоязненность), как написано в Дварим 10:12. Я не вижу никакой связи между наличием бороды и наличием ирас Шомаим. Во многих диаспорах есть безбородые евреи, Б-гобоязненности которых могут позавидовать многие бородатые соплеменники. Конечно, если говорить с точки зрения Каббалы...

Р: Мы сейчас обсуждаем обязательность/необязательность конкретного атрибута, а не  духовный уровень.

Ш: Хорошо, зайдем с другой стороны. Я сейчас выхожу на шидухим, и мне очень важно, какое впечатление я произведу на потенциальную невесту. Без бороды я выгляжу более молодым, более открытым и более дружелюбным.

Р: Ты действительно думаешь, что та, которая тебе предназначена еще до твоего рождения, откажется от встреч с тобой из-за твоей бороды? А если невесте более важен внешний вид жениха, а не его качества - зачем тебе такая невеста? Пусть ищет себе фотомодель, а когда они поженятся и состарятся - пусть начинает искать себе нового мужа.

Ш: В конце концов, борода в наше время - это неэстетично. Тем более, такая, как растет у меня - кустиками.

Р: Зато очень практично. Если ты носишь бороду - тебе не надо тратить по четверть часа в день на бритье, можешь посвятить это время изучению Мусара - еврейской этики. Будешь не очень эстетичным, зато очень этичным.

Ш: Я хочу заниматься кирувом, моя борода может отпугнуть потенциальных баалей тшува, она поддерживает стигму о дремучести и необразованности харедим, люди, интересующиеся иудаизмом, также могут решить, что борода - это неотъемлемый атрибут религиозного еврея, и решат, что это не для них.

Р: Когда ты последний раз видел нерелигиозных? У них сейчас борода - последний писк моды, и, кстати, не только у евреев. Кроме того - это все очень субъективно. Мне, например, кажется, что борода придает благородство.

Ш: Так ты считаешь, что я могу носить бороду по той же причине, что и неевреи ее носят? Ты же сам в предыдущем раунде сказал, что борода - это первый признак именно еврейской самоидентификации?

 

Здесь ведущий остановил Шимона, т.к., по правилам спарринга, во втором раунде запрещено пользоваться доводами оппонента из предыдущего раунда.

И как раз в этот момент прозвучал гонг.

 

P.S. Не забудьте сегодня сказать парашат а-ман.