Где границы у безопасности?

На модерации Отложенный

                                                                   Из одной камеры очень уж легко попасть в другую

Давайте представим картинку. Наконец-то удалось построить идеальное общество. Нет преступлений. Нет насилия. Дети могут свободно играть во дворах, а девушки ходить ночью. Потому что любое правонарушение будет сразу же зафиксировано висящими повсюду камерами, а виновный моментально идентифицирован и задержан. Одна деталь – камеры и датчики будут установлены в том числе у вас в квартире. Ну как, согласны?

 

Апочему, собственно, нет? Ведь есть же проблема семейного насилия. Хотя, впрочем, в нашей стране её уже решили просто – провозгласив, что если муж бьёт жену (или наоборот), то большим преступлением это не считается. Ладно, есть проблема насилия над детьми. Разве это не хороший выход – дать возможность органам опеки следить, что творится в неблагополучных семьях? Впрочем, в благополучных тоже случается всякое. Так что на всякий случай лучше под контроль поставить всех. А если вы против, то вы людоед, тайный педофил и вообще не думаете о стране, потому что дети – наше будущее.

 

Как видите, оправдать контроль за всем и вся очень просто. Безопасность вообще самый универсальный предлог. Сколько войн и всяких подлых начинаний затевалось с его помощью – не счесть. И как отмычку для своих интересов ссылку на общественную безопасность используют любые государства – от самых тоталитарных до самых демократических. После 11 сентября американцы тоже с радостью приветствовали «Патриотический акт», дающий баснословные полномочия спецслужбам. А через несколько лет изумлялись откровениям Сноудена, что АНБ, оказывается, досконально знает всю подноготную каждого гражданина.

 

Современные технологии и правда не оставляют никаких тайн. Семь лет назад в Гонконге проходила показательная акция. Чтобы отбить у прохожих привычку выплёвывать на тротуар жвачку, использованные бабл-гамы собрали, передали куда надо, после чего по выделенному ДНК установили нарушителей чистоты и вывесили в публичных местах их фотороботы. Сейчас в Китае пошли ещё дальше. Камеры в автоматическом режиме идентифицируют каждого (!) пешехода, пусть даже у него скрыто лицо – в этом случае анализируется походка. При этом не сказать, что в Китае исчезла уличная преступность. Зато уйгуры хорошо знают, что с ними произойдёт при попытке покинуть определённый властями район проживания.

 

Вот и с куар-кодами то же. Ведь многие, даже понимая, сколько возможностей несут они для борьбы с пандемией, где-то внутри сомневаются: а что будет, когда пандемия пройдёт? Точно ли государство уничтожит собранные базы данных, сотрёт все записи? Ведь сколько возможностей дают коды. Даже не надо заставлять неугодного гражданина называть себя «иностранным агентом» – щёлкнул мышкой, аннулировал код, и человек уже социальный труп: ни билет на самолёт не купить, ни в магазин не зайти.

 

И никакого равенства в «электронном концлагере» быть не может. Вон, военным уже разрешили не предъявлять куар-коды о вакцинации. Потому как опять-таки безопасность, с чем опять-таки не поспоришь. Наверняка следом такие же права пробьют себе и прочие силовики. А следом подтянутся и чиновники – право скрывать данные о недвижимости в Росреестре они себе уже выбили. В итоге общество рискует расколоться на «служилое дворянство» и «податное сословие». Границу между которыми будут надёжно охранять камеры – те самые, развешенные для всеобщего спокойствия и защиты.

 

Александр Ключников