Цдака: Благотворительность в Иудаизме
На модерации
Отложенный
Помощь бедным и нуждающимся — обязанность в иудаизме.
Традиционные евреи отдают, десять процентов своего дохода на благотворительность.
Во многих отношениях, благотворительность заняла место жертвоприношения в еврейской жизни: помогая обездоленным, жертвуя на благотворительные цели.
В журнале «Business Week» («Деловая неделя») за за 2006г, в списке из пятидесяти самых щедрых филантропов, можно увидеть, как минимум, 15 евреев.
В журнале «The Chronicle Philantrophy» («Реестр филантропии») за 2008 год в список лучших благотворительных жертвователей вошли 16 евреев.
Евреи, которых всего около 2% американского населения, составляют 30% самых щедрых людей Америки.
Исследование 2003 года (сообщается в «Еврейском журнале») показало, что 24,5% всех «мегажертвователей» (люди, которые жертвуют более 10 миллионов долларов в год на благотворительность) являются евреями.
Еврейская щедрость не ограничивается еврейскими причинами: несколько евреев, вошедших в топ-50 списка журнала «Business Week», указывают на свою еврейскую значимость, остальные из них об этом не заявляют.
Значение слова «цдака»
«Цдака» – это еврейское слово, применимое для действия, которое мы называем «пожертвование» или «благотворительность»: оказание помощи, поддержка бедных и нуждающихся деньгами или другими видами ценной помощи.
Однако природа цдаки отличается от идеи благотворительности.
Слово «благотворительность» предполагает доброжелательность и щедрость, великодушный акт щедрой руки богатых и влиятельных людей по отношению к малоимущим и нуждающимся.
Слово же «цдака» имеет корень на иврите, — Цади — Далет — Каф — означающий праведность, справедливость или непредвзятость.
В иудаизме акт пожертвования не рассматривается как щедрое и великодушное действие;
Это просто акт справедливости и праведности, исполнение своего долга, — жертвовать на помощь малоимущим.
Обязательство цдаки
Оказывать благотворительную помощь бедным — это одно из обязательств в иудаизме.
Мудрецы говорили, что цдака — это наивысшая из всех заповедей, приравниваемая к совокупности всех остальных заповедей.
Возможно, это и преувеличение, но оно наглядно показывает важность цдаки в еврейской мысли.
Цдака — одно из трёх действий, благодаря которому мы обретаем прощение грехов.
В молитве в Великие праздники мы заявляем, что Б-г начертал приговор всем, кто согрешил, но тшува (покаяние), тфила (молитва) и цдака (жертвенность) могут смягчить приговор.
Согласно еврейскому закону, мы должны отдавать десятую часть доходов бедным.
Десятина исчисляется от чистого дохода после уплаты налогов. Налоги сами по себе не исполняют наше обязательство давать цдаку, хотя значительная часть налоговых поступлений в Америке и многих других странах используется для обеспечения бедных и нуждающихся.
Те, кто зависит от милости дающего, находясь на государственном обеспечении или на грани выживания, не освобождаются от цдаки по мере своих возможностей; однако ни один человек не должен жертвовать настолько много, что может стать камнем преткновения для общества.
Цдаку можно давать своим детям старшего возраста, когда по закону вы обязаны это делать, или направлять её на поддержку своих родителей в старости.
Обязательство включает в себя жертвенность как по отношению к евреям, так и неевреям;
Исследование, опубликованное в «Еврейском журнале» показало, что еврейские «мегажертвователи» (которые дарят свыше 10 миллионов долларов в год на благотворительность) отдают лишь 6% своих мегапожертвований на сугубо еврейские причины.
Иудаизм признаёт, что многие люди, которые просят о благотворительной помощи, не имеют в ней настоящей потребности.
Талмуд предлагает интересную мысль: если бы все люди, которые просят о помощи действительно бы нуждались в ней, нас бы постигло суровое наказание от (Б-га) за то, что мы отказали им в благотворительности.
Вероятность мошенничества уменьшает нашу ответственность за то, что мы не оказываем помощи всякому просящему, потому что у нас есть все законные основания сомневаться в искренности просителя.
Разрешается исследовать законность благотворительности перед тем, как её оказывать.
Мы обязаны избегать просить помощи и испытывать нужду в цдаке.
Человек должен работать на любой работе, которая ему доступна, даже если он думает, что данная работа ниже его достоинства, опасаясь публичного осуждения.
Однако, если человек действительно нуждается и не имеет возможности самостоятельно зарабатывать деньги, он не должен смущаться и отказываться от цдаки.
Никто не должен быть слишком горд, чтобы не принимать дар с руки дающего.
Отказ от цдаки рассматривается как серьёзное прегрешение.
Уровни цдаки
Некоторые виды цдаки ценятся выше, чем другие. Талмуд описывает различные уровни цдаки, а Рамбам поместил их в особый список.
Вот уровни благотворительности, начиная с наименьшего, заканчивая самыми достойными:
-Жертвовать скрепя сердце.
-Жертвовать меньше, чем вы можете, но делать это с добрым расположением сердца.
-Жертвовать после того, как попросят.
-Жертвовать перед тем, как попросят.
-Жертвовать тому, кого вы не знаете, но получатель знает вас.
-Жертвовать тому, кого вы знаете, но получатель не знает вас (или то, что это сделали вы).
-Жертвовать, когда ни одна из сторон не знает друг друга.
-Дать возможность принимающему «встать на ноги».
Комментарии
Ладно когда вижу фото из Франции или Болгарии, что люди копаются в мусорке, Но такие фото из Израиля как то очень не приятны. Или сексуальные преступления, без жестких накозаний.
Наверное конечно у меня раньше было превратное мнение о Евреях. Ведь ориентируешься на тех кого знал и рассказы предыдущего покаления. Да и антисемитских представлений- Что Еврей еврея не обманет)))) Хотя еврейские Ростовщики национальность не разбирали. чтобы ободрать человека.
Було у меня впечатление что в Израиле не соблюдают Еврейские традиции))))
как же так религиозные труженики в Израиле не знают таких еврейских правил)))))))
Они вроде не стремятся заниматься Любой работой. А все трудовое население Израиля занимается трудовой повиностью-которую наверное назвали Благотворительность)))) Содержат даже своих врагов в Газе.