О трёх казахских жузах
На модерации
Отложенный
varandej
В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и дикий Запад - Старший, Средний и Младший жузы соответственно.
Для начала - дисклеймер.
1. Ни в коем случае не претендую на глубокое знание темы. Я в Казахстане - всего лишь путешественник, а как следует обсудить эту тему с компетентным казахом мне как-то не довелось. Всё нижесказанное - соединение книжной информации с субъективными впечатлениями туриста.
2. Так как большинство фотографий сделаны без спросу, я не могу гарантировать, что люди, изображённые на них, соответствуют тому, что описано в тексте рядом. Так что будем считать: фото людей - отдельно, текст - отдельно.
Три жуза - самая загадочная деталь казахской истории. Точно неизвестно ни когда они появились, ни при каких обстоятельствах, ни даже происхождение слова "жуз" (в переводе - "союз" или арабское "ветвь"). Разброс в датах - порядка тысячи лет: от тех времён, когда тюрки расселились по Великой Степи до эпохи войны с джунгарами, когда распалось Казахское ханство. Иногда жузы называют "ордами", "улусами", "ханствами" - но это неверно. Как бы то ни было, с одной стороны все три жуза существовали как разные государства со своими ханами и даже в состав России вошли по отдельности и с разбросом в сто с лишним лет, но с другой - никогда не забывали, что они один народ, не воевали между собой и при надобности объединялись против внешнего врага. Их кочевья сходились близ одинокой горы Улутау в 120км от нынешнего Жезказгана, в той стороне находится и мавзолей 13 века, где погребен мифический Алашахан - в дословном переводе "Пёстрый хан", то есть - Объединитель.
2.
Вообще, лишь в ХХ веке, стараниями советской власти, была затёрта главная степная единица - племена. Каждый степной народ, хоть башкиры, хоть туркмены, хоть монголы - это совокупность племён, искусственно консолидированных в 1920-30-е годы. Более того, народы и племена даже не совсем совпадают: допустим, найманы есть среди тюркоязычных казахов, киргизов и узбеков и среди монголоязычных бурят и собственно монголов; байулы - среди казахов и башкир, канлинцы - среди казахов, башкир и каракалпаков и т.д. Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена - дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением. Всю это информацию содержат шежире (или "жеты-ата" - "семь дедов"), гениологические справочники рода, племени, жуза и наконец всей нации (последний, впрочем, уже современный проект). И в 21 веке казахи не забывают родства - каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то как мне показалось, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают - скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять. Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: "Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри - люди злые, хитрые!" (читай - "там другое племя живёт!").
Атрибуты каждого племени - уран (девиз и боевой клич) и тамга - родовой знак. Вот на кладбище у мавзолея Алашахана сделанная из ветки тамга в форме Y - увы, я в отличие от казахов не помню, какого племени.
3.
Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошеночном пятачке его огромной территории. В 1428 году распалась Золотая Орда, и в её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана - одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь. Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей - потомки Орда-Эджена, старршего сына Джучи. Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения. Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками. Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.
4. Мавзолей Джучи, старшего сына Чингисхана
Столица Казахского ханства в разные годы менялась: Сыгнак и Сузак (посменно в 1465-1599 годах), затем Туркестан. Все они находились на стыке нынешних Южно-Казахстанской и Кызылординской области, то есть на северном краю Средней Азии с её древними городами и на южном краю беспокойной Степи, и этим районом традиционно владел Средний жуз, располагавшийся в основном гораздо севернее. Окончательно ханство распалось на жузы в 1720-е годы. Позже, на фоне войны с джунгарами, его объединял в 18 веке хан Абылай, а в 19 веке всеказахским ханом себя провозгласил мятежный Кенесары. Но тут уже сменились времена: теперь не степняки покоряли оседлые державы, а оседлые державы готовились делить Степь, и в этих реалиях жузы пошли разными путями. Пожалуй, в современном Казахстане жуз - это субэтнос.
5. мавзолей Ясави в Туркестане - столице Казахского ханства и Среднего жуза.
Средний жуз
Области: Акмолинская (Астана, Кокчетав), Кустанайская, Северо-Казахстанская (Петропавловск), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), Карагандинская, север Алматинской (Талды-Курган), Южно-Казахстанской и Джамбулской.
Основные племена: найманы, аргыны, кипчаки, коныраты, кереи, уаки.
Земли: Сары-Арка (Казахский мелкосопочник), Тургайская степь, Бетпак-Дала (Голодная степь), Казахский Алтай, Джунгария.
Главные реки: Иртыш, Ишим, Тобол
В составе России с: 1759 (протекторат), 1779 (прямое подчинение).
Наиболее чтимый хан: Абылай (1711-1781)
Старейшие города: Семипалатинск (1782), Петропавловск (1807)
Крупнейшие города: Астана (около 700 тыс.), Караганда (480 тыс.).
Исторические центры: Улутау, Бурабай.
Народы (кроме казахов и русских): татары, украинцы, немцы, чеченцы.
До революции: Акмолинская (Омск), Семипалатинская, Тургайская (Кустанай) области; казаки Сибирского войска.
Самый большой из казахских жузов, занимающий в основном север и восток страны, а также образующий длинный "отросток" к Сырдарье - на территории Среднего жуза находились и Туркестан, и Сузак, хотя сейчас по ним об этом ни за что не скажешь. Да и просто Средний жуз (Орта-жуз) значит не "средний по старшинству", а Центральный. Большая часть его земель - это холодная влажная степь и лишь на самом юге пустыня... но южный сегмент так сильно отличается, что пожалуй в этом обзоре рассмотрим его в контексте Старшего жуза.
А Средний жуз в основном такой:
6. степь близ Караганды.
Здесь холоднее и влажнее климат, на сопках и в городах исправно растут сосны, а деревянные дома - не такая уж редкость. Средний жуз больше похож на Сибирь, чем на Среднюю Азию... да это и есть Сибирь в физико-географическом смысле, так как его главные реки текут в Северный Ледовитый океан.
7.
Здесь я не видел верблюдов, даже под Жезказганом (где климат им вполне подходящий), зато как нигде много коней:
8.
Средний жуз - это Целина, поэтому неотъемлемая часть его пейзажа - грандиозные элеваторы едва ли не на каждой станции: они, конечно, везде есть, но в этих степях от каждого виден другой:
9.
Степи Среднего жуза очень богаты полезными ископаемыми - в первую очередь это медь (Жезказган и Балхаш), железо (Рудный, а выплавка в Темиртау), бокситы (Аркалык), редкоземельные металлы, свинец, титан и магний (Усть-Каменногорск), уголь (Экибастуз, Караганда), и только вот нефти тут не особо. Города Среднего жуза в основном индустриальны, но обратная сторона - в его степях как нигде много городов-призраков у закрывшихся в 1990-е шахт, в первую очередь Аркалык, вполне достойный Припяти.
10. Темиртау - "Казахская Магнитка".
А ещё здесь много старых русских городов разной степени сохранности, и почти в каждом есть Татарский край: татары осваивали Среднюю Азию бок о бок с русскими, будучи тюрками и мусульманами, они гораздо лучше находили общий язык с коренными жителями. Кроме того, в близких по климату условиях прекрасно обжились украинцы, составлявшие сто лет назад в Северном Казахстане (так называемый Серый Клин) до трети населения. Здесь же обитали и немцы - частью дореволюционные переселенцы, частью депортанты, в 1977 году чуть не получившие собственную АССР. с центром в Ерейментау. Во многих городах, по словам экс-местных, ещё в 1980-е удивлялись, увидев казаха на улице.
11.
В общем, в Среднем жузе казах наиболее европеизирован и космополитичен, даже в жутком Аркалыке:
12.
Здесь редко донимают вопросами о возрасте и составе семьи. Да и в принципе редко донимают вопросами - казахи Среднего жуза сдержаны, отрешены и все-в-себе, первыми на контакт идут неохотно, и многим на первый взгляд кажутся недружелюбными.
13.
Но - и порядка в Северном Казахстане больше всего, и думается дело тут не только в том, что русские (с украинцами, татарами и немцами) составляют в крупных городах 40-60% населения, но и в специфике самих местных казахов. Которые, кстати, и сами в большинстве своём русскоязычны.
14.
Но хотя народ тут чистоплотнее и законопослушнее, чем в остальном Казахстане, что тут "спокойно" - не сказал бы. Тут и гопников хватает, народ в принципе достаточно суровый - это хоть и не российская, но всё-таки Сибирь.
Чем не сибиряки?
15.
Большинство кадров сняты даже не в областных центрах, а в маленьком городке Каркаралинске, где мне подвернулась первомайская демонстрация.
16.
Средний жуз и наименее религиозный - в городах обычно стоит одна центральная мечеть, как правило красивая, но оставляющая впечатление "чтоб было", а в аулах мечети встречаются намного реже, чем элеваторы. В принципе ощущения, что находишься в мусульманской стране, Средний жуз не оставляет вообще, а в крупном городе девушка в длинной юбке скорее всего окажется русской. И даже старики здесь редко носят национальный костюм.
17.
Можно подумать, что Средний жуз наименее колоритен - но это не так: да, тут меньше всего "восточного колорита", характерного для Средней Азии, но тут наиболее силён дух Великой Степи.
18.
Младший жуз
Области: Актюбинская, Западно-Казахстанская (Уральск), Атыраусская, Мангышлакская (Актау), частично Кызылординская.
Основные племена: алимулы, байулы, жетыру
Земли: Прикаспий, Приаралье, Мангышлак, Кызылкумы, бассейны главных рек.
Главные реки: Сырдарья, Яик (Урал), Эмба.
В составе России с: 1731 (протекторат), 1738.
Наиболее чтимый хан: Абулхаир (1693-1748)
Старейшие города: Уральск (1584), Кызылорда (1820)
Крупнейшие города: Актюбинск (372 тыс.)
Исторический центры: Сарайчик (близ Атырау)
Народы (кроме казахов и русских): корейцы (Кызылординская область)
До революции: Уральская, Закаспийская (Мангышлак), Сырдарьинская области; казаки Уральского (Яицкого) войска.
Западная часть Казахстана от Урала до Каспийского и Аральского морей. Считается, что в его основе Алшынский племенной союз, некогда отколовшийся от Среднего жуза - возможно, действительно в 18 веке. По другой версии, Младший жуз - это вошедшая в состав Казахского ханства Ногайская Орда, с ногайцами и казахов Младшего жуза много общего. После распада Казахского ханства Младший жуз пробыл независимым совсем недолго - первый же хан Абулхаир привёл его в русское подданство. Но хотя Младший жуз объединился с Россией первым - русское влияние тут минимально. И вот почему:
19.
Младший жуз - это Дикий Запад Казахстана, огромный, пустынный и гиблый. Бесконечные засухшливые степи, в лучшем случае слегка холмистые, а чаще просто плоские, утлые грязные аулы, редкие города, чаще всего при месторождениях и железнодорожных станциях, пыль, ветер и пустота. Плотность населения здесь - 3-4 человека на квадратный километр, это примерно как на Дальнем Востоке. Причём даже неясно, какая часть Западного Казахстана безлюднее - степь или пустыня... в пустыне, тут, кстати, много домашних верблюдов:
20.
Впрочем, основа процветания Казахстана залегает именно в степях Младшего жуза...
конечно же, я говорю про нефть, важнейшие месторождения которой находятся в Атыраусской и Мангышлакской областях. Впрочем, местные с этого имеют немного. Другие ресурсы - уран (Кызылординская область) и хром (Актюбинск).
21. Блеск и нищета Атырау.
При всём том русские тут жили аж с 16 века, когда ещё было сильно Казахское ханство - речь, конечно же, про яицких казаков, главных бунтарей степи в 18-19 веках и последних в общем-то казаков в исходном смысле слова - сухопутных пиратов, ушедших на поиски "вольной волюшки". Но здесь не казахи обрусели рядом с казаками - а казаки превратились в полноценных степняков, пускай и православной веры.
22. Курени - предместье Уральска, бывший Яицкий городок. Слева дом Емельки Пугачёва.
В остальном же Младший жуз - самый казахский, другие народы в этой глуши просто не прижились, кроме депортантов-корейцев, выращивавших рис вдоль Сырдарьи. Русскоязычные казахи тут - редкость, а не владеющие русским - обыденность. Как и в Среднем жузе, казахи здесь не религиозны, сельские мечети более-менее регулярно попадаются лишь в Кызылординской области... а вот о городских мечетях Актюбинска и Уральска слышал слухи, что там гнездо вахабитов - видимо, сказывается близость Кавказа.
23.
Места тут гиблые, настоящей власти не было по сути дела никогда, и наше время не исключение. В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты, самые плохие гостиницы, еда и дороги, самый недружелюбный народ. А учитывая, что к большей части России Казахстан обращён этими задворками - не удивительно, что русские путешественники его так не любят.
24.
Казахи говорят: "Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага": люди здесь агрессивны, я бы сказал - задиристы. Правда, казахи всё-таки лучше яицких казаков - в Уральске по Куряням ходить страшно, а в Атырау в 2009-м меня ограбил на вокзале явный казачёк. В Аральске вечером, правда, чуть не побили казахские подростки. А казахи из Чимкента, подвозившие меня в районе Аральского моря, прямо говорили: "Тут варвары живут!".
25.
Непосредственно близ Арала, в ауле Бугунь, мне правда повстречались очень душевные и гостеприимные люди - я искал, кто меня отвезёт до воды, и в первом же дворе поиски взял на себя мужик-хозяин, а я в это время пил чай в глинобитном доме, на подушках за низким столом с почтенной и очень спокойной бабушкой. Хороших людей, конечно, и здесь больше, чем плохих.
26.
Но в целом я был рад покинуть земли Младшего жуза.
27.
Старший жуз
Области: Южно-Казахстанская (Чимкент), Джамбульская (Тараз) и юг Алматинской, частично Кызылординская.
Основные племена: дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны.
Земли: Семиречье, Чуйская долина, Муюнкумы, Кызылкумы
Главные реки: Сырдарья, Или.
В составе России с: 1867
Наиболее чтимый хан: ?
Старейшие города: Тараз, Туркестан (с незапамятных времён)
Крупнейшие города: Алма-Ата (более 1,5 миллионов), Чимкент (более 600 тыс.).
Исторические центры: Туркестан, Тараз, Отрар, Сайрам, Сауран, Сузак.
Народы (кроме русских и казахов): узбеки, уйгуры, дунгане, киргизы, чеченцы.
До революции: Сырдарьинская, Семиреченская области; казаки Семиреченского войска.
Старший жуз в Казахстане самый маленький, но самый обособленный. Во-первых, он и в Средние века входил не в улус Джучи (как Великая Степь), а в улус Чагатая - вместе с "глубокой" Средней Азией и Синьцзяном. Во-вторых, он и в составе России оказался последним: Южный Казахстан отвоевали (с согласия казахов) в 1860-е у Кокандского ханства, в свою очередь завоевавшего его ещё в 18 веке, а за Семиречье пришлось ещё дипломатически побороться с Китаем. В общем, самый дальний и экзотический, Старший жуз - это безусловная Средняя Азия.
28.
Здесь совсем другая природа - глинистая пустыня с замысловатыми формами выветривания, от которых почти не отличить руины древних крепостей и городища с черепками и костями на земле. Извилистая Сырдарья, зелёные оазисы с остатками древних городов да пасущиеся среди глины и колючек верблюды... в том числе одногорбые, как на Ближнем Востоке:
29.
А за пустыней - горы Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, близость которых здорово отличает Старший жуз от двух других:
30.
В принципе Южный Казахстан и Семиречье сами отличаются очень сильно, а в домонгольские времена вообще принадлежали разным сущностям - Мавверанахру (сфера влияния Персии и Аравии) и Могулистану (сфера влияния Китая) соответственно, то есть по сути Семиречье - часть Восточного Туркестана, не ставшая Синьцзяном. Тут огромное разнообразие ландшафтов, порой чрезвычайно экзотических:
31.
В отличие от полностью кочевых Среднего и Младшего жузов, в старшем жузе многие казахи издавна были оседлыми - поэтому здешние аулы гораздо основательнее, чище и уютнее, чем на большей части страны. Улицы засажены высокими деревьями, вдоль дорог проложены арыки с прозрачной водой - они тут в гораздо лучшем состоянии, чем в городах. Да, возможно их такими сделали русские, не знаю - но если и так, то здешние казахи хотя бы не привели всё это в негодность:
32.
Во многих аулах - сельские мечети (хотя они уже в Кызылординской области не редкость), почти всегда новенькие, хотя бывают и в 19 века.
33.
В городах - настоящие восточные базары, которым я посвящал даже отдельный пост.
34.
Национальный костюм носят многие даже не пожилые женщины, а национальная кухня - абсолютная повседненость. Нет, конечно шурпу, куырдак или манты продают по всему Казахстану, но здесь сложно найти что-то другое. Чрезвычайно популярен курт - очень твёрдый и солёный сухой творог:
35.
На пышных некрополях, коих много по всему Казахстану, в порядке вещей старые-старые глинобитные мазары:
36.
Да и просто тут очень древняя земля. Вот домонгольские мавзолеи близ Тараза:
37.
А вот раскопки древнего города Отрар (или Фараб) близ могилы святого Арыстан-баба:
38.
И конечно же главная святыня всего тюркского мира - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, "мусульманского апостола" Средней Азии. Гигантский мавзолей над его могилой построил сам Тамерлан, а казахским ханам он служил по совместительству церемониальным дворцом и некрополем.
39.
Полезных ископаемых в Старшем жузе немного, но очень по делу - здесь находятся основные месторождения урана, по производству которого Казахстан в последние несколько лет, учетверив (!) добычу стал твёрдым мировым лидером.
39а. Свинцово-цинковая шахта в Южно-Казахстанской области, на фоне неё - кажется, городище Сыгнак, первая столица Казахского ханства.
Здесь живут и другие народы - в Южно-Казахстанской области много узбеков, испокон веков селившихся у мусульманских святынь; в Алматинской - уйгуров, бежавших в 1870-е годы из Китая, когда тот подавил их восстание; в Джамбульской - дунган, то есть мусульманских китайцев, бежавших тогда же и от Китая, и от уйгуров. У казахов Старшего жуза самая высокая рождаемость, и вдобавок сюда очень активно переселяются киргизы и узбеки со своих небогатых родин. В общем, не будет преувеличением сказать, что нынешний Старший жуз Казахстана - центр всей Средней Азии.
40. Чимкент - возможно, будущая столица Казахстана. Люди разных народов у книжного магазина перед 1 сентября.
В Старшем жузе знойно, и люди здесь по-восточному спокойные и вальяжные. Хотя атмосфера тут самая азиатская, именно в Старшем жузе я чувствовал себя наиболее безопасно. Обратная сторона - типично азиатское панибратство: каждому встречному надо со мной поздороваться и отнять у меня минут десять расспросами о том, сколько мне лет, есть ли у меня жена и дети, кто я по национальности и вероисповеданию, и конечно же страшно удивляться, как это в 27 лет - и без детей? Уклад тут куда как патриархальнее, чем в остальном Казахстане.
41.
Уж не знаю, от чего так - то ли влияние узбеков (а самый-самый "восточный колорит" и в Казахстане, и в Киргизии в местах их компактного проживаниря), то ли климат располагает, то ли дело в том, что в 1930-е годы Старший жуз меньше всего пострадал от коллективизации, в Среднем и Младшем жузах обернувшейся чудовищным голодом, сломавшим хребет традиционному казахскому обществу. В общем, именно в Старшем жузе силён этот дух незыблемой Азии.
42.
В аулах Старшего жуза многие не владеют русским языком, но здесь же стои Алма-Ата - самый открытый и космополитичный казахстанский город. Вот её контрасты на Кок-Тобе:
43.
И в целом, если Средний жуз оставляет ощущение порядка и поступательного развития, а Младший - злой и дикой вольницы, то Старший жуз - это в первую очередь горячая жизненная сила, бьющая ключом на улицах городов и аулов.
44.
А ещё из Старшего жуза происходит Сам, а стало быть и большая часть казахстанской элиты:
45.
...В старину к жузам не относились торе (чингизиды), ходжа (потомки Мухаммеда, его споджвиников и арабских миссионеров) и толенгиты (потомки джунгарских военнопленных), но эти сословия - в прошлом. Так что стоит рассказать и ещё о двух категориях современных казахов, которые сложно отнести к тому или иному жузу - оралманы и шала-казахи.
Оралманы - это всего лишь репатрианты, их официальное название в Казахстане: в своё время Назарбаев развернул мощнейшую кампанию по их возвращению на родину, в первую очередь на замену уехавшим русским. Как оказалось, казахов по свету рассеяно немало - в первую очередь в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Китае и Монголии. Вот только чаще всего переселились их предки туда ещё до советской власти, зачастую и до вхождения трёх жузов в состав России, поэтому от "коренных" казахов оралманы отличаются очень сильно. Я общался с монгольскими и узбекскими оралманами - в общем-то монголы и узбеки, хотя и говорят на казахском языке. "Коренные" казахи оралманов недолюбливают и смотрят на них как на людей второго сорта
46.
А вот шала-казахи интереснее. В принципе повстречай таких в Москве - примешь за японцев или корейцев. В переводе значит "полукахази", "как бы казахи", а в русском языке их обычно называют "асфальтовые казахи", то есть для которых почва - не родная степь, а асфальт построенных русскими городов. Шала-казахи почти всегда русскоязычны, часто даже не владеют родным языком, среди них много интеллигентных людей с европейским образом жизни и мышления. Больше всего их, как нетрудно догадаться, в Алма-Ате и Астане.
47.
В современном Казахстане принято считать, что это как бы и не совсем казахи... но никто, даже самый отъявленный националист, не сможет поспорить с тем, что именно шала-казахам страна обязана своим благополучием. Сохранив национальную идентичность, но отбросив всё то, что называют "бабайством" (кстати, свой синоним "быдла" у казахов тоже есть - мамбеты), шала-казахи проникли и во власть, и в бизнес, и в культуру, и именно благодаря им страна нашла своё место в мире, став ближе к России и Украине, чем к своим "соседям снизу".
48.
Ну а в следующей части - о русских. Судьба русской общины Казахстана - пожалуй, самая необычная из всех 14 отделившихся стран.
Комментарии
Границу надо укреплять от этого, дикого, народа.