Александр Македонский: великий полководец, которого не было

На модерации Отложенный

Оно, конечно, Александр Македонский герой,
но зачем же стулья ломать?
Н.В. Гоголь, «Ревизор»

Античность подарила человечеству множество великих личностей, оказавших огромное влияние на последующую историю человечества. Одной из таких личностей, прославившихся на поприще военного дела, является Александр Македонский. И в этом нет ничего удивительного: никто из живущих после него полководцев не достиг столь многого за столь малое время. Александр завоевал огромные территории, покорил почти все крупные державы своего времени, покрыв себя неувядающей славой.

Однако, если трезво взглянуть на его историю и сопоставить некоторые факты, окажется, что всё совсем не так однозначно, как представляют себе многие. Вопросов к стратегическим талантам Македонского и достоверности его деяний больше, чем ответов.

Причем, вопросы начинаются в таких, казалось бы, отдалённых от военного дела вещах, как обстоятельства смерти героя. Он не погиб в бою, хотя, благодаря своему вспыльчивому характеру, мог сделать это не один раз. Александр, часто забыв обо всём, бросался в схватку, от чего имел более семи тяжелых ранений и множество лёгких.

Причина смерти Александра так и не была установлена. Что, по меньшей мере, странно, учитывая множество окружавших его врачей, писцов, друзей и подруг. Одних только версий смерти существует пять штук: от переутомления и ранений до алкоголизма и лихорадки. Самым же загадочным является то, что все историки, как бы сговорившись, даже не отрицают версию отравления, а вовсе не говорят о ней.

Но есть одно интересное обстоятельство. Согласно официальной истории, у Александра было четыре наиболее доверенных полководца, с которыми он и планировал все свои военные операции. Это были Кассандр, Птолемей, Лисимах и Селевк. Впоследствии они станут называться «диадохами», то есть преемниками Александра. Они разделят его государство на четыре части и сделаются царями каждой из этих земель. Но всё это будет несколько позже.

Один из диадохов, Птолемей, сразу же после смерти Александра сделал следующее: пользуясь своими связями, он выкрал его тело, быстренько мумифицировал его и с верными себе частями проследовал в Египет, царём которого и сделался. При этом мумия Александра была неопровержимым свидетельством того, что именно ему Александр и «завещал» править Египтом. Особую пикантность доставляет тот факт, что внутренние органы Македонского (которые также должны были подвергнуться мумификации) таинственным образом исчезли. То есть, Птолемей сознательно скрыл все улики, которые могли бы указывать на отравление царя.

Птолемей «урвал» себе самый лакомый кусок наследия Македонского. Оставшиеся трое диадохов делили уже остатки с царского стола. Впрочем, до открытой вражды на данном этапе дело не дошло, это будет также несколько позднее.

Интерес представляют методы войны, которыми пользовался Александр. Все античные историки представляют походы Александра, как череду сплошных побед и небывалых успехов. В действительности всё было немного прозаичнее. Фактически Александр выиграл две крупных битвы: при Иссе и при Гавгамелах. Оба сражения были с армией персов, к которым примыкали те или иные союзники. В обоих случаях численный перевес был на стороне персов. И в обоих случаях успеху Александра сопутствовал не столько его военный гений, сколько полная бездарность его противника – царя Дария Третьего.

В битве при Гавгамелах, так вообще, армия Македонского, фактически потерпела поражение, однако фантастическая глупость Дария, сбежавшего с поля боя, банально не позволила персам закончить разгром македонского войска.

 

Все остальные успехи во взятии городов, крепостей и целых провинций никакого отношения к военной науке не имели вообще – города и крепости банально подкупались. «Осёл с мешком золота возьмёт любой город» – этот афоризм, автором которого является отец Александра, Филипп Второй, использовался его сыном на полную катушку.

Кстати, об отце. Чтобы понять из какой Александр происходил семьи, нужно немного поговорить о его незабвенном папаше. Филипп Второй жил полнокровной жизнью царя, которому дозволено всё. 20 из 23 лет своего правления он занимался войной, попутно удовлетворяя все свои прихоти и желания. Только официальных жён у царя было девять штук, не говоря уже о многочисленных любовницах и наложницах. Но женщин царю было мало: он безо всякого стеснения жил и с мужчинами, назначая своим любовникам какие-либо «вкусные» должности: от придворного распорядителя до начальника охраны.

Вина, нектары и прочие увеселительные напитки во дворце лились рекой, благо, денег, полученных от захваченных греческих городов, у Филиппа было хоть пруд пруди. Казалось, что увлечения царя подорвут его здоровье, но нет – Филипп долго жил назло врагам и жил бы еще много лет, если бы не ревность на почве гомосексуализма. Его убил некто Павсаний, его телохранитель и бывший любовник.

Александр в полной мере перенял стиль жизни отца. Везде, где бы он ни был, он всё делал с огромной помпезностью и неуёмным аппетитом. Притча про Гордиев узел прекрасно демонстрирует вспыльчивость молодого царя и его нежелание разбираться в проблеме слишком глубоко. В его оправдание можно отметить, что, несмотря на многочисленные попытки представить Александра, как гомосексуалиста (чем грешат многие современные историки и деятели культуры), никто и никогда не приводил никаких упоминаний связей Александра с мужчинами. С женщинами – да, походы Александра были не сколько завоевательными, сколько развлекательными и скорее напоминали поездки по секс-турам. Вспомним хотя-бы историю Александра и Таис Афинской, когда, чтобы отвлечься от половых удовольствий, Александру пришлось сжечь целый город. Но мужчин-любовников у него не наблюдалось.

Но самым интересным в случае с Александром Македонским является полное отсутствие описаний его походов, сделанных современниками. Это также весьма странно, если учесть тот факт, что войско македонцев сопровождал целый штат писарей и историографов.

Некто Харет из Митилена написал «Историю Александра» аж в десяти томах, однако, детальный анализ произведения не позволяет отнести его к историческим трудам. Во-первых, в нём напрочь отсутствует хронология, то есть события расположены в книгах хаотично, а, во-вторых, само произведение напоминает скорее сборник анекдотов и баек военной службы того времени. Этакие «Похождения бравого солдата Швейка», только в древнегреческую эпоху. Взятый Александром в поход философ Онесикрит, также написал свою книгу о походах Македонского. Однако, в ней рассказывается больше о зверях и птицах покорённых земель, нежели об Александре. И так далее и тому подобное. Более десятка путешествовавших с армией «интеллигентов» того времени писали в походах о чём угодно, кроме описания самих походов и роли «главнокомандующего» в них.

Но, позвольте, а как же официальные, так сказать, штатные историографы? Таковые были. Все исторические аспекты, имеющие непосредственное отношение к армии курировал некто Каллисфен, официальный штабной историограф армии. Однако, по какой-то трагической случайности он был казнён по обвинению в заговоре, а все его труды загадочным образом исчезли. Позже какой-то самозванец взял себе имя Каллисфена и опубликовал якобы сохранившиеся труды первого, казнённого Каллисфена, в которых уже рисовал образ Александра, как гениального полководца, хотя к оригиналу, они, скорее всего, никакого отношения не имели.

В официальную историю образ «великого полководца» ввёл один из диадохов, Птолемей. Именно он издал первые труды, где описывал «военный гений» Македонского. Все последующие труды греческих и римских историков использовали именно творение Птолемея в качестве базы для своих трудов. Какая-то странная слава, не правда ли? Подобное отсутствие летописей давало и даёт повод множеству историков сомневаться в том, что всеми своими достижениями Македония обязана одному лишь Александру.

Что же получается в выжатом остатке? С уверенностью можно сказать одно: Александр Македонский действительно существовал, но это был совсем другой человек, чем мы все привыкли думать. Выражаясь языком современности это была «медийная личность», эдакий мальчик-мажор, за которой стояли несколько крупных кланов, представленных четырьмя диадохами. Именно эти люди занимались экспансией Македонии, прикрываясь именем Александра, экстравагантный нрав которого являлся прекрасной маскировкой тёмных делишек олигархата того времени.

Эти люди прекрасно понимали, что на Западе (где уже существовала Римская Республика, от которой Македония всегда терпела поражения) им ловить нечего, поэтому направили свои силы на Восток. Что прекрасно подтвердилось историей: не прошло и 150 лет, как от Македонии с Грецией не осталось и следа – они были завоёваны Римом. Египет продержался дольше, почти 300 лет. А то, что оставил себе Селевк (Месопотамию, Среднюю Азию и кусочек Индии), римляне так и не смогли «переварить».