"Исход II". 65 лет назад Египет изгнал своих евреев
На модерации
Отложенный
И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего... Шмот, 14:5
Говорят, что всё в Истории случается дважды. Один раз в виде трагедии, а другой - в виде фарса. Но не так получилось у евреев с Египтом.
И первый исход под водительством Моше был трагичен, и второй, начавшейся в 1956 году, не нёс в себе ничего от фарса.
Если первый раз евреи уходили добровольно, оставив в прошлом рабское состояние, то второй исход устроили тогдашние египетские власти, попросту вышвырнув из страны или заставив уехать десятки тысяч.
Египет потерпел фиаско в деле с Суэцким каналом. Израиль с помощью союзников отстоял кровные интересы молодого государства. Тогда Насер, не так давно возглавивший переворот и свергший короля Фарука, опасаясь падения своего режима, решил разыграть «антисемитскую карту», заручившись поддержкой исламских фундаменталистов и организаций вроде «Братьев-мусульман».
Впрочем, были у него советчики совсем иного рода, изрядно поднаторевшие в подобных акциях.
Организация «Die Spinne» («Паук») со штаб-квартирой в Мадриде под руководством Отто Скорцени, личного диверсанта фюрера, раскинула свои сети на весь мир и помогала эсэсовцам избежать возмездия. По одной из её тайных троп-паутинок и сбежала в Египет ядовитая тварь по имени Леопольд Глейм, носившая некогда чин штандартенфюрера и руководившая варшавским гестапо. В новом Египте Насера он стал большой шишкой в контрразведке. С его подачи там окопались и другие бывшие нацисты, служившие кто в спецкомандах, кто при докторе Геббельсе.
На начало 50-х еврейская община Египта насчитывала около 80 тысяч человек. Жили они главным образом в Каире и Александрии. Кто-то переехал в край пирамид ещё до начала Второй Мировой. А в столице некоторые семьи могли проследить своё родословие до преисламских времён. У кого-то было египетское гражданство, кто-то считался гражданином Франции, Италии или Британии.
Как говорил один из переживших изгнание:
«В школе мы говорили по-французски или по-английски, на улице - на арабском, дома звучал идиш и ладино, а бранились на турецком...».
Евреи Египта занимали прочные позиции в торговле, сфере образования и управления. Были среди них и владельцы крупных сетевых магазинов, и начальники банков, и офицеры.
Да, у евреев были обширные, прочные связи в стране и по всему Ближнему Востоку. Но Восток - дело, как известно, тонкое. А где тонко, там и рвётся…
Сначала был принят закон, согласно которому в случае чрезвычайной ситуации государство имело право конфисковать собственность и лишить гражданства любого, кого сочтет опасным для общества.
После фактически проигранной в октябре войны за Суэцкий канал и заключения перемирия, правительство, ранее осаживавшее зарвавшихся антисемитов, дало им «зелёный свет» в «жёлтой прессе». Бурно обсуждался годичной давности скандал со вскрытой разведсетью Израиля, состоявшей из египетских евреев и агентов «Моссада».
«Видно, не всех поймали! - надрывались листки и газеты, - Да они ведь все такие! Вон их! Калёным железом»!
Евреев в массе своей вся эта шумиха не очень беспокоила - сколько раз было, и всё кончалось «пшиком»! Ну почти... Да, арабские бунты в 20-х ... Так это было везде... Что недавно? Каир в 1948? Так это ж при короле Фаруке... Скандал с операцией «Суссанна»?
Так ведь те, кто на такое пошёл, сильно пострадали во время беспорядков. Вот психика и не выдержала - решили сквитаться! А мы в политику не лезем, нас не тронут...
Тронули, и ещё как! 23 ноября 1956 года, ровно 65 лет назад, во всех мечетях государства зачитали указ Гамаля Абделя Насера, где евреи Египта объявлялись «сионистами и врагами народа».
А дальше всё пошло как по писаному, как по хорошо отрепетированному сценарию.
Людей из самых состоятельных и влиятельных семей арестовывали на улицах, в ресторанах, в кабинетах на рабочем месте, и отправляли в уже приготовленные тюремные камеры. Схватили в общей сложности 1000 человек. Одну девицу, любившую поплавать утром по Суэцкому каналу, взяли прямо в воде, и, как была, в купальнике доставили в полицейский участок, предоставив, впрочем, полотенце. Обвинение звучало абсурдно: «пыталась доплыть до британского катера и передать сверхсекретные сведения». Вещдоком служила лежавшая на столе пачка недавно отпечатанных на машинке листов. Конечно, абсолютно сухая.
Ладно, ей хотя бы что-то предъявили! С большинством и вовсе не церемонились. Вызывался глава семьи, которому чиновные люди доходчиво объясняли - пора уезжать! Куда? Да куда захотите или сможете... И кстати, документик подпишите. Это? Это заявление. О том, что всё движимое и недвижимое добровольно передаёте государству, которое столько о вас пеклось...
С собой разрешено взять по чемодану личных вещей на человека и деньги. 20 фунтов. Не британских, египетских! Мы же в Египте. Ваш родственник? Побудет здесь во избежание недопонимания. И, раз уж у нас такой разговор, драгоценности не берите с собой. Изымет таможня.
При высылке многочисленные люди, у кого был египетский паспорт, лишались гражданства. Всё ценное отбирали, счета арестовывали. На всех документах шлёпали штамп «NO RETURN» - без права возврата.
А покинутые предприятия, компании, магазины, рестораны вскоре возобновили свою работу. Оказалось, на все существенные для страны места заранее был назначен человек.
Например Альберт Там, занимавший важный пост в одной из международных компаний, отсидев три месяца, обнаружил, что его место уже занято лысоватым, улыбчивым египтянином по имени Анвар Садат (унаследовавшим впоследствии власть вслед за Насером).
За год таким образом было ограблено и изгнано более 25 тысяч человек. К декабрю 1957 года в стране оставалось менее 15 тысяч евреев.
Изгнанники держали путь в Европу или Израиль, где большинству приходилось всё начинать с нуля.
Прекрасно образованный, говорящий на нескольких языках предприниматель из Каира, на чей дом в хорошем районе положил свой глаз офицер безопасности, после 8 месяцев в тюрьме был отправлен с семьей в Израиль. Он начал свой путь на Святой Земле в качестве почтальона. После невероятных усилий ему удалось вернуть семье приличный уровень жизни. Часто глава подобного семейства умирал безвременно – от стресса и переживаний за будущее близких отказывало сердце.
Всё это случилось 65 лет назад. Было, прошло и быльём поросло. Нет уже на этом свете ни мучителей, ни их жертв. Своим шершавым языком время слизало удачливого заговорщика и «героя» Советского Союза Гамаля Абделя Насера, скоропостижно скончавшегося от сердечного приступа. И Анвара Садата, вынужденного искать мира с Израилем и павшего от пуль исламских радикалов. Канул в Реку Забвения и «бессменный лидер» Хосни Мубарек. Только в детях изгнанников живёт боль их близких и память об особом еврейском мире Египта.
P.S.
Во время официального визита волюнтариста Хрущёва в Египет он «пожаловал» Насера званием Героя Советского Союза.
Народ Страны Советов голосом своего барда – Высоцкого, - откликнулся на это событие:
Потеряю истинную веру —
Больно мне за наш СССР:
Отберите орден у Насера —
Не подходит к ордену Насер!
Сергей Константинов
Комментарии