Мировое еврейство второго сорта
На модерации
Отложенный
Как гордый еврей и как глава одной из старейших американских еврейских организаций во время своих визитов в Израиль я обязательно прихожу помолиться у Стены Плача. Здесь, возле символа скорби и преемственности еврейского народа, который вдохновляет нас на протяжении тысячелетий, я могу по-настоящему задуматься о моей личной и профессиональной жизни.
Поэтому я был встревожен тем, что несколько высокопоставленных чиновников израильского правительства спасовали перед лицом подстрекательства и угроз насилия со стороны экстремистских голосов в ультраортодоксальной общине и призвали еще раз приостановить так называемый компромисс по Котелю, который создал бы более открытое и гостеприимное эгалитарное молитвенное пространство у Стены Плача.
Хотя опросы общественного мнения в Израиле показывают, что у большинства израильтян этот вопрос не вызывает серьезной озабоченности, я могу сказать, что для евреев всего мира он имеет огромное значение.
Вызывает беспокойство тот факт, что многие евреи, посещающие сегодня Котель, все еще не могут молиться в соответствии со своими религиозными обрядами и убеждениями, отражающими истинное разнообразие еврейских религиозных обычаев во всем мире. Это касается и евреев, не принадлежащих к ультраортодоксальному течению иудаизма, которые хотят располагать эгалитарным молитвенным пространством, не менее заметным и удобным, чем основная молитвенная зона Котеля. Некоторые религиозные группы, включая «Женщин Стены», приходя молиться у Стены Плача, подвергаются дискриминации и насилию только из-за того, что религиозные обычаи, которым они следуют, иные.
Подобный подход насильственного исключения «других», к сожалению, характерен для более широкой тенденции дискриминации со стороны политиков крайних взглядов и ультраортодоксальных раввинов, которые стремятся сохранить в Израиле религиозную монополию на все, что связано с еврейством. Эта тенденция говорит об отсутствии уважения к разнообразию еврейской жизни и обрядов среди евреев самого разного происхождения.
Проблема эгалитарного пространства у Стены Плача не нова. Специальная правительственная комиссия для изучения вопроса эгалитарного молитвенного пространства Котеля была создана еще в 2011 году. В ее состав вошли религиозные, политические и общественные лидеры, а возглавил ее Натан Щаранский, тогдашний председатель Еврейского агентства.
После нескольких лет обсуждений комиссия предложила соглашение, известное как «компромисс Котеля», который позволил бы удвоить площадь эгалитарного молитвенного пространства, создать более заметный вход и позволить религиозным лидерам – не ортодоксам иметь право голоса в надзоре за этим местом.
Первоначально план был одобрен тогдашним правительством Нетаниягу, в которое входили несколько политиков-ультраортодоксов. Однако после того, как о соглашении было объявлено, политики-ультраортодоксы подверглись мощному общественному давлению, в том числе со стороны влиятельных раввинов, отказались от поддержки компромисса, и он распался.
Для еврейских общин в разных частях мира, в основном в США, это был сильный удар, который привел к росту напряженности в отношениях между еврейством диаспоры и Израилем.
На мой взгляд, Израиль не только упустил важную возможность протянуть руку еврейству диаспоры, подавляющее большинство которого не принадлежит к ортодоксальному течению иудаизма, и создать соответствующее эгалитарное пространство у Стены Плача, но, что еще более тревожно, отмена соглашения привела к усилению враждебности ультраортодоксов по отношению к евреям других течений иудаизма в районе Котеля.
На них нападали, их молитвенные службы норовили сорвать, устраивая заранее запланированные беспорядки. Есть немало фото- и видеодокументов, свидетельствующих о том, как «Женщины Стены» и другие представители неортодоксальных течений иудаизма пытаясь молиться в Рош Ходеш, были вынуждены отбиваться от нападений евреев-экстремистов только потому, что их религиозные обряды отличаются от ортодоксальных.
Как еврей-плюралист, твердо верящий в важность того, чтобы Израиль был еврейским и демократическим государством, и как человек, который сильно обеспокоен тем, что молодое поколение американских евреев отдаляется от Израиля, я могу могу с полной уверенностью сказать, что подобные документы разрушают чувство принадлежности к Израилю, которое испытывают многие евреи диаспоры.
Дело не только в Котеле. Монополия ультраортодоксального раввината на вопросы жизненного цикла в Израиле также отталкивает евреев-неортодоксов, которым небезразличен Израиль. Когда евреи в диаспоре становятся жертвами антисемитизма, никого не волнует их конфессиональная принадлежность. Эти различия и неравенство существуют только внутри еврейского народа.
Нынешнюю ситуацию у Стены Плача надлежало разрешить много лет назад. Открытость по отношению к «компромиссу по Котелю», которую первоначально продемонстрировало правительство Беннета, была воспринята как долгожданное изменение, наступившее после долгих лет напряженности. Реализация плана стала бы важным шагом на пути к широкому признанию и пониманию того, что еврейская идентичность многогранна и что еврейский общинный шатер достаточно широк, чтобы вместить в себя обширный спектр верований и обрядов.
Поскольку напряженность вокруг проблемы Котеля продолжает расти, очень огорчает тот факт, что правительство, похоже, в очередной раз капитулировало перед самыми экстремистскими голосами, звучащими в израильском обществе, вместо того чтобы противостоять им. Неспособность решить этот вопрос приведет лишь к росту напряженности в отношениях с мировым еврейством и, к сожалению, к возможному дальнейшему подстрекательству и даже насилию на местах.
Я настоятельно призываю правительство Беннета не приостанавливать «компромисс по Котелю» и быстро приступить к реализации этого важного и хорошо продуманного плана. Это послужит недвусмысленным сигналом для израильского еврейства и еврейства диаспоры: никто не имеет монополии на еврейские обряды и все могут молиться в самом святом месте иудаизма – у Стены Плача.
Джонатан А. Гринблатт, «ХаАрец», М.Р. Фото: Михаль Фаталь
Джонатан А. Гринблатт – генеральный директор и национальный директор Антидиффамационной лиги. Twitter: @JGreenblattADL
Комментарии