ЕС показывает зубы и грозит «торговыми войнами» России, Китаю и США
На модерации
Отложенный
На это указывает выдвинутая Евросоюзом в начале декабря сего года инициатива о создании так называемого института противодействия принуждениям
Евросоюз обратился во Всемирную торговую организацию (ВТО), предъявив Москве претензии на 290 млрд евро. На такую сумму, как утверждают в Европе, Россия «дискриминировала» европейские товары политикой импортозамещения. О чем речь?
Эта история началась 22 июля. ЕС запросил у ВТО консультации по спорам с Россией, которые состоялись 13 сентября. По мнению Брюсселя, Москва взяла на себя определенные обязательства в рамках ВТО в отношении госзакупок. Обязательства включают отсутствие «дискриминации между отечественной и импортной продукцией и между услугами российских и иностранных организаций». Однако Россия «разработала меры, которые ставят европейские компании в невыгодное положение при продаже товаров и услуг российским государственным предприятиям и другим организациям в рамках коммерческих закупок». По данным ЕС, цена вопроса в 2019 году составила 23,5 трлн рублей или около 290 млрд евро (эквивалентно примерно 20% ВВП России) – столько стоили тендеры российских госпредприятий.
29 ноября во время рассмотрения запроса Евросоюза о начале процедуры урегулирования спора в рамках ВТО российская сторона наложила на него вето. После чего Брюссель подал повторный запрос, который в соответствие с правилами ВТО был автоматически удовлетворен 20 декабря. В итоге создана рабочая экспертная группа, которая заслушает претензии ЕС и возражения Москвы. Австралия, Корея, Колумбия, Бразилия, Швейцария, США, Канада, Китай, Япония, Украина и Индия оставили за собой право в качестве третьей стороны принять участие в разбирательстве. По словам российских экспертов, курс на замену иностранной продукции российскими аналогами нисколько не противоречит правилам международной торговли. Что касается самого разбирательства, которое может длиться до трех лет, оно способно завязнуть в нюансах бюрократических процедур, а самой России пока что грозят только репутационные риски, замечает газета «Известия».
Между тем, в этом деле явно прослеживается и политическая составляющая. Случайно или нет, но сообщения об открытии дела о споре ЕС с Россией по поводу рынка госзакупок совпало с обнародованием доклада Торгового представительства США (USTR). В нем утверждается, что Москва «продолжает отходить от взятых десять лет назад обязательств по вступлению в ВТО». USTR раскритиковало «российские ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции» и «политику импортозамещения». В докладе говорится, что в сельскохозяйственном секторе «Россия сохраняет не обоснованные научно ограничения на импорт и отказывается признавать гарантии других стран в отношении экспорта». USTR объявило, что Соединенные Штаты «будут использовать все необходимые средства, чтобы решить этот вопрос и сделать российский рынок открытым для американского экспорта».
На первый взгляд, между выступлением Брюсселя и Вашингтона есть координация. Тем более в нынешней ситуации, когда в треугольнике США – Россия – ЕС обсуждается вопрос о предотвращении расширения НАТО на восток и новой конфигурации европейской безопасности.
Однако, на взгляд Института РУССТРАТ, в данном случае мы, скорее, имеем дело с попыткой Евросоюза, слабого с военной точки зрения, открыть широкие фронты «торговых войн». Причем, не только с Россией, но и с Китаем, а также – в перспективе – с США. На это указывает выдвинутая ЕС в начале декабря сего года инициатива о создании так называемого института противодействия принуждениям, с помощью которого Брюссель намерен противодействовать попыткам с помощью экономического давления (например, торговых ограничений или бойкота европейской продукции) воздействовать на его политические стратегии.
Предлагаемые меры дадут Европейской комиссии широкие полномочия по введению карательных санкций в отношении отдельных лиц, компаний и стран. Как пишет The New York Times, инициатива включает регулирование тарифов и квот; ограничение прав интеллектуальной собственности; ограничение доступа к финансовым рынкам, государственным закупкам (! – РУССТРАТ) и исследовательским программам, финансируемым Евросоюзом. Причем Брюссель хочет сделать так, чтобы отдельные страны – члены ЕС не имели возможности заблокировать санкционные меры. Очевидно, что в первую очередь деятельность института противодействия принуждениям, если решение о его создании примут, будет направлена против России и Китая. Однако некоторые эксперты полагают, что под ударом может оказаться и Вашингтон. Как подчеркивает глава брюссельского Европейского политического центра Фабиан Зулиг, один из вопросов заключается в том, как «такие страны, как Китай или США, отреагируют на сдерживающие меры со стороны Европейского союза».
И это не пустые слова. Не так давно председатель торгового комитета Европарламента Бернд Ланге заявил, что важно иметь «широкое определение экономического принуждения», приведя в пример угрозы США обложить налогом цифровые компании во Франции. По его словам, «речь идет о возможности противостоять мерам принуждения». Такие антиамериканские настроения среди европейской политической элиты нельзя назвать маргинальными, они получают все большее распространение. Институт РУССТРАТ уже указывал на то, что проблемами ЕС являются его незащищенность перед американскими санкциями, слабость европейской валюты относительно доллара, зависимость европейской политики от желаний Вашингтона. Ведь после окончания Второй мировой войны вовлечение европейского бизнеса в торговые и военные союзы с США привело к подчинению Европы американским внешнеполитическим целям.
Сегодня ЕС пытается консолидироваться и проявить себя полноценным субъектным игроком на мировой арене. И главным своим инструментом он видит механизмы, которые позволят ему вести эффективные «торговые войны», ответить адекватно на которые будет сложно противоборствующей стороне. Однако не исключено, что такой агрессивный курс Брюсселя приведет к тому, что Россия, Китай и даже США окажутся в одной лодке и дадут бой объединенной Европе. В конце концов, какими бы ни были придирки Вашингтона к России по поводу ограничений американского экспорта, цена его же блокирования на европейском рынке будет стоить США несоизмеримо больше.
Комментарии