Урок террора. Как СССР депортировал западнобелорусское население в 1940 году

На модерации Отложенный

13 апреля 1940 года прошла вторая волна изгнания мирного западнобелорусского населения в восточные регионы СССР. Многие из наших предков всего несколько месяцев до этого приветствовали приход Красной Армии как освобождение от польской оккупации. Однако вскоре оказалось, что войска большевиков на своих штыках принесли гораздо большее горе – насилие, тюрьмы и концлагеря, массовые убийства.

Гитлер и Сталин как «освободители»

Советские солдаты вошли в Западную Белоруссию, которая тогда была в составе Польши, 17 сентября 1939 года. Таким образом Иосиф Сталин по договоренности с Адольфом Гитлером нанес удар в спину Войску Польскому, которое с 1 сентября вело упорные бои с армией нацистской Германии.

Белорусские патриоты в Западной Беларуси в то время почти поголовно стояли на антипольских позициях – это было естественной реакцией на официальную антибелорусскую политику Варшавы. Многие, почти не имея достоверной информации о событиях на Востоке, с надеждой смотрели на Белорусский ССР, считая его настоящим государством, где развивается национальная культура и образование, а экономика работает на благо всего населения.

 

Белорусская националистическая листовка

Поэтому коммунистическую армию сначала тепло приняло белорусское и еврейское население. Более того, в некоторых местах, до которых успел дойти немецкий вермахт, с радостью встречали как освободителей и немцев. Однако немцы быстро ушли, и жители Западной Беларуси остались один на один с гостями из Москвы.

 

Отработанные методы

В то время Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД) – главный репрессивный орган московского коммунистического режима – уже имел большой опыт репрессий целых групп общества по национальному и социальному признаку.

Примерно два года прошло с волны репрессий 1937-1938 года, когда только по официальным данным расстреляли 681.692 жителей СССР – преимущественно тех же самых рабочих и крестьян, власть которых коммунисты вроде бы воплощали. Это примерно в тысячу раз больше, чем официально убили в нацистской Германии до начала Второй мировой войны.

 

Красноармейцы голосуют за репрессии против «право-троцкистского блока». Московская область, 1938 год

Еще сотни тысяч отправили в тюрьмы и концентрационные лагеря, выслали на Дальний Восток, Сибирь и Казахстан.

Восточная Беларусь уже облилась кровью под властью СССР. Теперь и на территории Западной Беларуси было принято решение использовать такие же методы ликвидации всех, кто мог критически относиться к «достижениям социалистического строя».

Депортации

Первая волна массовой депортации началась в феврале 1940 г. 21 февраля глава НКВД БССР Лаврентий Цанава направил письмо первому секретарю Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Беларуси Пантелеймону Пономаренко:

«Операция началась на рассвете 10 февраля. К концу дня в основном была завершена. В связи с высокими морозами (-37..-42 градуса), пургой и большими заносами, погрузка в эшелоны затянулась до 13 февраля.

Выселению подлежали 9810 хозяйств (52 892 человека)… Было погружено в эшелоны 50 224 человека, арестовано 307 человек, умерло и убито во время операции 4 человека. Репрессировано после 13 февраля и помещено в изоляторы для последующей высылки 197 человек. Таким образом, общее количество репрессированных составило 9854 хозяйства (50 732 человека)».

Только в феврале 1940 года коммунисты отправили в ГУЛАГ более 50 тысяч жителей Западной Беларуси. К весне из них погибло более 11 500 человек, в основном дети и старики.

Примечательно, что ни Цанава, ни Пономаренко не были белорусами и не имели никакого отношения к Беларуси перед назначением на свои фактически главные в марионеточной «республике» должности – их обоих прислали управлять БССР в 1938 году после нескольких волн массовых расстрелов местного руководства.

Вторая депортация прошла 13 апреля 1940 года, в ходе которой из Западной Беларуси было выселено 26 777 человек. Третья волна депортации прошла 29 июня 1940 года, в Сибирь вывезли 22 879 человек. Во время четвертой депортации в июне 1941 г. вывезли 22 353 человек.

 

Заброшенное кладбище «спецпоселка» №61 в Холмогорским районе Архангельской области России. По данным на 1.1.1941 здесь находились 413 поляков, 141 белорус, 74 украинца и 24 представителя других национальностей. Фото gulagmuseum.org

Более половины депортированных составляли женщины, дети, люди пожилого возраста. Многие умирали в дороге или на новых местах расселения, сообщали чиновники НКВД:

«Большая смертность объясняется отчасти тем, что спецпоселенцы не привыкли к сибирскому климату, большинство не имеют теплой одежды и обуви, благодаря чему появились гриппозные и простудные заболевания со смертельным исходом. Этому способствовало и плохое снабжение продуктами питания, что особенно плохо отражалось на здоровье детей и стариков».

Еще многие тысячи были насильно загнаны («завербованы») на работы на разные предприятия и шахты в других регионах СССР. Последний эшелон с теми, кто был отправлен в изгнание, уходил из Бреста 21 июня 1941 года.

Опыт ненависти

 

Депортация евреев в Гродно, ноябрь 1941 года. Фото http://www.yadvashem.org/

Сначала Восточная Беларусь, а потом Западная получили урок массового террора, уничтожения и «нейтрализации» реальных или просто возможных врагов целыми семьями по принципу коллективной ответственности.

Этот урок вызовет ненависть к коммунистам со стороны тех самых людей, которые только что приветствовали Красную Армию. Уже в июне 1941 года в Западной Беларуси большевистских функционеров, офицеров НКВД и просто красноармейцев будут убивать на улицах и вешать на фонарях. Иногда вместе с их семьями.

Приход нацистов и начало их террора, в том числе Холокост и сожжение деревень, уже не будут чем-то принципиально новым для белорусов – репрессиям по принципу коллективной ответственности их уже научили большевики.