Почему наш Христос моложе?

На модерации Отложенный

На сегодняшний день большинство православных церквей отмечают Рождество вместе с католиками. Из 15 поместных православных церквей 9 придерживаются нового календаря.

И это разумно! Ведь при использовании разных календарей получается, что православный Христос почти на пару недель моложе католического. Многие приходы Русской православной церкви за рубежом этот календарный абсурд поддерживать не желают и отмечают Рождество одновременно с католиками. В свое время владыка Сергий, возглавлявший Зарубежную православную церковь во Франции, рассказывал мне, что подавляющее большинство их прихожан признают новый календарь. Переход на него осуществлялся без бюрократической волокиты и особых формальностей. Представители общины просто писали заявление владыке, а он, как правило, не отказывал. Вместе с католиками отмечают Рождество и прихожане Русской православной церкви в Америке, которая получила автокефалию от РПЦ в 1970 году и на сегодняшний день является самой молодой православной поместной церковью. 

Практически весь современный мир давно живет по григорианскому календарю, европейские страны стали переходить на него еще в XVI веке. Япония и Корея перешли в XIX веке, а в России григорианский календарь (новый стиль) был принят лишь в XX веке (в 1918 году). До этого момента Российская империя удивляла и смешила мир своим анекдотичным отличием от Европы. Судите сами — когда во Франции и в Германии был уже ноябрь — в России все еще продолжался октябрь, именно поэтому знаменитый мост королевы Луизы на Немане на границе Российской и Германской империй шутя называли самым длинным в мире. Если человек начинал переход по нему из Российской империи 24 октября, то прибывал в Германскую империю лишь 6 ноября, спустя почти две недели, хотя на самом деле весь путь занимал не более десяти минут. 

Россия покончила с этим календарным абсурдом более ста лет назад, а вот Русская православная церковь никак не может. Когда во всей стране и во всем мире 13 января, в православных храмах России еще только 31 декабря, поскольку наша церковь живет по Юлианскому календарю, который был принят еще до нашей эры по инициативе Юлия Цезаря и уже давно не соответствует астрономическим реалиям.

Григорианский календарь был введен по инициативе папы римского Григория XIII в 1582 году. Только спустя три с половиной века в 1923 году на соборе православных восточных церквей в Константинополе (Стамбуле) здравомыслие наконец взяло верх, и большинство православный церквей все-таки перешли на новый календарь. Но чтобы не становиться «предателями веры» и не принимать календарь, «исходящий от католического папы», было решено ввести не григорианский, а, так называемый, Ново-юлианский календарь. Этот календарь разработал югославский астроном, профессор математики и небесной механики Белградского университета Милутин Миланкович. Любопытно, что Ново-юлианский календарь так похож на Григорианский, что полностью совпадает с ним аж до 2800 года.

15 октября 1923 года этот новый календарь был формально введён Московским патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви. Нововведение без проблем было принято всеми московскими приходами, однако из провинции послышался ропот. Поэтому слишком осторожный патриарх Тихон уже 8 ноября 1923 года распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ всего 24 дня, а вот «временно отложить» тянется уже почти сто лет! 

Календарный абсурд вольно или невольно превращает нашу церковь в посмешище. Очень странной выглядит ситуация, когда одни христиане постятся, а другие уже празднуют Рождество. Это расхождение происходит не только между православными и католиками, но и между православными прихожанами РПЦ, придерживающимися разных календарей. Более того, календарный абсурд толкает на большой грех не только многих верующих, но и православных священнослужителей, вынужденных нарушать строгий Рождественский пост. Ведь вряд ли все они встречают Новый год без капли спиртного и без богатой закуски. Так надо ли святой праздник превращать в анекдот? Может быть, пора осуществить повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление, «временно» отложенное РПЦ почти сто лет назад?