Может ли Россия обменять Сувалкский коридор на закрытие БелАЭС

На модерации Отложенный


Одной из самых главных болевых точек в отношениях России и блока НАТО является проблема Калининградской области. В Североатлантическом альянсе этот изолированный от остальной территории нашей страны регион называют «кинжалом, направленным в сердце Европы». Военные с обеих сторон строят планы по его захвату и последующей деблокаде, проводят соответствующие учения. Можно ли как-то безболезненно решить этот вопрос раз и навсегда?


Напомним, что бывший немецкий город Кенингсберг перешел в состав СССР, а потом и РФ, по итогам Второй мировой войны. За свою агрессию Третий рейх поплатился полным крахом и утратой Восточной Пруссии, которая была разделена между Польшей и Советским Союзом как наиболее пострадавшими странами. К сожалению, после «парада суверенитетов» 1991 года Прибалтика получила независимость, и Калининградская область оказалась территориально изолированной от молодой Российской Федерации, будучи зажатой между Польшей и Литвой, которые состоят в блоке НАТО. От союзной нам Белоруссии эксклав отделен регионом Сувалкией, где проходит польско-литовская граница.

Все это дает неисчерпаемое пространство для военного планирования, политических спекуляций и русофобских фантазий. Поскольку в Калининградской области базируется Балтийский флот РФ, оснащенный крылатыми ракетами «Калибр», а также имеются ОТРК «Искандер-М», в Североатлантическом альянсе называют эксклав «кинжалом, направленным к сердцу Европы» и строят планы не то по его блокаде, не то по захвату и зачистке. В качестве возможного ответа рассматриваются сценарии пробивания так называемого «Сувалкского коридора» из Белоруссии силами российской армии. То, что все это может привести к полномасштабной ядерной войне между РФ и НАТО, почему-то постоянно берется за скобки.

И это само по себе говорит о многом. «Кинжальная» угроза носит полностью надуманный характер. Москва совершенно не заинтересована в «пробивании коридоров» первой или в «аннексии Прибалтики», поскольку очевидно, что на этом дело не закончится. Североатлантический альянс, увы, объективно сильнее нашей страны, которой очень далеко до военной мощи СССР. Обычными вооружениями на западном фронте мы долго не навоюем, придется браться за «ядерную дубину», но это уже будут совсем иные расклады с непредсказуемым финалом. Нетрудно догадаться, что за постоянным нагнетанием военной истерии вокруг Калининграда стоят США, которым выгодно поддерживать в напряжении довольно рыхлый блок НАТО и продавать европейцам свои дорогостоящие вооружения для «сдерживания агрессии Кремля».

Сделаем промежуточный вывод. Процесс милитаризации вокруг российского эксклава носит искусственный характер, а угроза от него Европе – надуманная. Можно ли каким-то образом разрешить эту проблему на корню?

Да, если эксклав перестанет быть эксклавом, и этого можно достичь несколькими способами.

Война?


При желании Минобороны РФ действительно в состоянии оккупировать часть Сувалкии, создав сухопутный коридор от Калининградской области до Белоруссии. Вопрос в том, что будет потом. Во-первых, захваченную территорию придется как-то удерживать. Во-вторых, не будем забывать, что это автоматически означает вооруженный конфликт с блоком НАТО, куда входят, в том числе, Соединенные Штаты. «Ответка» будет непременно, и не только в Сувалкии.

Нужен ли нам «коридор» такой ценой? Точно нет.

Обмен?


Есть и другой вариант, мирный. Теоретически проблему транспортной связности с эксклавом можно было бы решить обменом территорий с Литвой. Ничего неприемлемого или предосудительного в такой международной практике нет.
Напомним, что в 1951 году Советский Союз успешно осуществил обмен территориями с Польшей. Москва и Варшава ко взаимному удовольствию мирно обменялись территориями общей площадью в 480 квадратных километров. Бывает и так.

Гипотетически Москва могла бы выменять у Вильнюса часть его территории в Сувалкии, от Белоруссии до Калининградской области. Вопрос лишь в том, на что конкретно менять? Общей границы у России с Литвой нет, вернее, есть, но не «резать» же территорию самого эксклава? Предложить участок где-то еще, но где? И согласятся ли на такой размен в Вильнюсе? Едва ли.

Будем реалистами, по-хорошему с литовскими властями с их русофобией договориться не получится. А если не совсем «по-хорошему»?

Принудительный выкуп?


Раз нам не на что выменивать с Литвой сухопутный коридор в Сувалкии, может быть, его стоит попробовать купить? Помимо обмена, покупка территорий государствами является абсолютно нормальной мировой практикой. Таким образом, например, расширялись Соединенные Штаты, купив у России Аляску и у Франции – Луизиану. Для маленькой и бедной Литвы подобная сделка могла бы представлять интерес. Однако все вновь упрется в русофобию. Или у нас все-таки есть сильный рычаг давления на Вильнюс, чтобы тот принял правильное решение?

Напомним, что всего в 50 километрах от столицы Литвы построена БелАЭС. В Вильнюсе жутко боятся атомной станции и объявили ей настоящий «крестовый поход». Действительно, если что-то нехорошее произойдет, то из-за радиационной угрозы придется эвакуировать не только столицу, но и полстраны, которая окончательно обезлюдит.

Почему мы вспомнили про БелАЭС? А отчего бы не увязать вопрос продажи земельного участка в Сувалкии с закрытием атомной станции? Москва могла бы выкупить БелАЭС у Минска и закрыть в обмен на положительное решение по сухопутному коридору до Калининграда. Если начнут поступать регулярные сообщения о возможных проблемах на АЭС, можно еще и скидочку получить, наверное.

  • Автор: Сергей Маржецкий