Африку режут по живому
На модерации
Отложенный
Провоцирование сепаратизма и межнациональной вражды — неотъемлемый компонент борьбы капитала за сферы влияния. Поддержав антиправительственный мятеж в Эфиопии, Запад угрожает этой стране интервенцией.
Кровавое дежавю
Косвенным, но ярким признаком глобального неравенства является содержание ведущих мировых СМИ. Например, дрязгам в британской королевской семье ими уделяется больше внимания, чем кровопролитной войне в Эфиопии — стране, по населению занимающей двенадцатое место в мире. А та ограниченная информация, которая всё-таки доходит до зрителя и читателя, представляет события в кривом зеркале лжи и недомолвок. Между тем продолжающиеся больше года боевые действия не только грозят распадом этой древней стране, но и могут погрузить в хаос обширный регион Восточной Африки.
Наряду со многими другими современными конфликтами война в Эфиопии была предопределена крушением СССР и социалистического лагеря. В 1991 году просоветское правительство Менгисту Хайле Мариама было свергнуто поддержанной Западом коалицией этносепаратистских сил. Одной из них — Народному фронту освобождения Эритреи — «в награду» позволили провозгласить независимость своего региона, после чего Эфиопия лишилась выхода к морю. Вторая — Народный фронт освобождения Тыграй (НФОТ) — фактически получила власть над страной. На протяжении почти тридцати лет представители движения занимали руководящие посты в политической системе Эфиопии, контролировали армию и ключевые секторы экономики.
Установившийся режим избрал тактику лавирования. С одной стороны, он покупал лояльность этнических элит, в рамках перехода к федеративной системе предоставив им широкие полномочия. С другой — жестоко подавлялись любые проявления недовольства. Власть установила тесные отношения с Западом, став опорой американского влияния в регионе и открыв двери иностранному капиталу. Это привело к росту ВВП, имевшему по большей части спекулятивную основу.
Позолота с «эфиопского экономического чуда» осыпалась быстро. В 2015 году начались массовые протесты, вызванные голодом и конфискацией крестьянских земель для нужд зарубежных корпораций. Возмущение подстёгивало непропорционально большое влияние народа тыграй, чья доля в населении Эфиопии составляет всего 6 процентов. В результате пост премьера занял Абий Ахмед — бывший офицер и представитель крупнейшего в стране народа оромо. Новый руководитель взял курс на централизацию, что в первую очередь било по позициям НФОТ. Это раскрутило спираль конфронтации. В прошлом году власти штата Тыграй отказались направлять налоги в центральный бюджет, провозгласили верховенство региональных законов над федеральными и без согласования со столицей провели местные выборы. Кульминацией стало нападение на гарнизоны правительственных сил и захват арсеналов с оружием.
В ответ власти задействовали предусмотренные законами меры по восстановлению конституционного порядка. Армия быстро установила контроль над мятежным штатом. Руководство Тыграя бежало в горы, призвав население к партизанской войне. Столь быстрое умиротворение, однако, оказалось непрочным. Минувшим летом сепаратисты перешли в контрнаступление и, нанеся эфиопским войскам ряд поражений, не только вернули себе большую часть Тыграя, но и двинулись на юг. В ноябре ими были взяты крупные города штата Амхара — Комболча, Десси, Шева-Робит, до столицы страны — Аддис-Абибы — оставалось меньше полутора сотен километров. Руководство НФОТ самоуверенно заявляло о скором завершении войны и уже анонсировало создание «переходного правительства». В начале декабря правительственные силы перешли в контрнаступление и отбили ряд ключевых городов. Но до завершения войны ещё далеко.
Причин успеха НФОТ можно выделить несколько. Во-первых, это накопленные движением ресурсы — как финансовые, так и кадровые. Долгое время костяк эфиопской армии составляли выходцы из штата Тыграй, и быстро исправить перекос премьер-министру не удалось. Во-вторых, как и 30 лет назад, противникам власти удалось сколотить альянс из сепаратистских и автономистских группировок. В пору нахождения у власти НФОТ вёл против них жёсткую борьбу, теперь же они слились в «Объединённый фронт федералистов и конфедералистов Эфиопии». Соглашение между девятью группировками было подписано 5 ноября.
«Иные меры» в тротиловом эквиваленте
Создание альянса было бы невозможно без третьей причины, обеспечившей победы мятежников. Этим фактором является открытая поддержка НФОТ извне. С момента начала противостояния на стороне Тыграя выступил мощный союз, состоящий из глобальных СМИ, западных держав и международных организаций. Ведущие издания наперебой твердят о нарушениях правительственными силами прав человека, вешая на них ярлыки «военных преступлений» и даже «геноцида». Зато инциденты с участием тыграйских отрядов — такие как убийство сотен мирных жителей-амхара в городе Май-Кадра или террор в Комболче — старательно замалчиваются. «От нобелевского лауреата до глобального изгоя. Почему мир так ошибся в Абие Ахмеде и Эфиопии» — так, например, озаглавил сюжет телеканал Си-эн-эн, имея в виду награждение премьера за мир с Эритреей.
Предвзятую позицию заняли «Твиттер» и «Фейсбук», блокирующие заявления эфиопских властей. В то же время, как призналась бывшая сотрудница «Фейсбука» Фрэнсис Хаген, социальная сеть целенаправленно продвигает разжигающие межнациональную рознь публикации, используя для этого персональные данные пользователей. В числе примеров она привела Эфиопию.
Аналогичный подход характерен для международных структур. И если антиэфиопские выпады главы Всемирной организации здравоохранения Тедроса Гебреисуса ещё можно объяснить тем, что он много лет являлся членом НФОТ и занимал министерские посты в возглавляемом им правительстве, то политика остальных структур и функционеров выдаёт их зависимость от западных держав. Это привело к громкому скандалу, когда часть сотрудников ООН были высланы из Эфиопии, а часть — арестованы. Предъявленные им обвинения включают передачу войскам НФОТ гуманитарных грузов, средств связи и более 400 грузовиков, которые были использованы в наступлении на столицу. Лишь в последние недели верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет и организация «Эмнести интернэшнл» скрепя сердце признали причастность мятежников к внесудебным расправам и атакам на гражданские объекты.
Ещё более жёсткий курс проводят западные столицы. В сентябре президент США Джозеф Байден подписал указ, позволяющий вводить против Эфиопии санкции «за нарушение прав человека», а в ноябре пригрозил лишить страну привилегированного статуса в торговле с Вашингтоном. Рупором «американского гнева» стал спецпосланник США по странам Африканского Рога (региону, включающему Эфиопию, Эритрею, Джибути и Сомали) Джеффри Фелтман. Обвинив эфиопские силы в «безудержных зверствах», он заявил, что отказ от примирения с мятежниками обернётся «нарушением целостности государства». «США могут пойти по одному пути, который неизбежно приведёт к санкциям и иным мерам, а могут пойти по другому, если Абий Ахмед оживит прежнее партнёрство», — выдвинул ультиматум дипломат.
К угрозам присоединился командующий оперативной группой США на Африканском Роге Уильям Зана. С солдатской прямотой он пояснил, что именно подразумевается под «иными мерами». «Мы и наши стратегические партнёры сильно озабочены. Возможно, нам придётся дать военный ответ. Главное сейчас — эвакуировать людей перед активными действиями. Мы не должны ждать, пока конфликт усугубит ситуацию в Сомали и Южном Судане», — заявил он. То, что это не просто слова, доказывают рекомендации срочно покинуть Эфиопию, данные своим гражданам властями США, Великобритании, Франции и других стран.
Впрочем, моральной поддержкой Запад не ограничивается. Кенийское издание «Дейли нейшн», например, пишет о прямой помощи, оказываемой НФОТ Соединёнными Штатами, и о мощном лобби, которое сепаратисты имеют в Вашингтоне. Об этом свидетельствуют регулярные пресс-конференции, которые дают в США представители мятежного альянса для мировых СМИ.
Американские власти приняли сторону региональных соперников Аддис-Абебы. В ноябре Вашингтон посетил министр иностранных дел Египта Самех Шукри. На переговорах с госсекретарём США Энтони Блинкеном речь шла об «углублении стратегического диалога в сферах обороны и безопасности». В частности, подписан контракт стоимостью 1 млрд долл. на модернизацию египетского вертолётного парка. Обсуждалась и ситуация в Эфиопии. Блинкен и Шукри заявили, что она напрямую затрагивает интересы национальной безопасности двух государств, и договорились координировать усилия. Кроме того, Белый дом встал на сторону Каира в вопросе ГЭС «Хидасе» («Возрождение»). Напомним, строительство Эфиопией станции на Голубом Ниле вызывает недовольство расположенных ниже по течению Судана и Египта. Госсекретарь заверил коллегу, что США поддерживают водную безопасность его страны.
Откровенно антиэфиопская позиция занята Западом в конфликте вокруг Аль-Фашаки. В начале прошлого века этот регион был отторгнут у Аддис-Абебы британцами, владевшими Суданом. После обретения последним независимости спор так и не был урегулирован, однако эфиопским крестьянам позволили обрабатывать плодородные земли Аль-Фашаки. Мирное сосуществование завершилось в 2020 году, когда суданские войска принялись сгонять фермеров. Это привело к серии кровопролитных стычек, последние из которых произошли в ноябре — декабре.
Несмотря на неоднозначность ситуации, глава Европейского совета Шарль Мишель обвинил Эфиопию во «вторжении». Этой оценке не помешали ни переворот, произошедший в Судане в октябре, ни критика, с которой обрушились западные столицы на военную хунту. Очевидно, задача противостояния Эфиопии для них важнее. Добавим, что Аль-Фашака граничит с Тыграем, а эфиопские власти заявляют о поддержке Суданом мятежных сил.
«Перетягивание» континента
Выше был приведён заголовок Си-эн-эн о разочаровании руководством Эфиопии. Действительно, Запад видел в Абие Ахмеде послушную пешку, которая исправит допущенную предыдущим правительством «ошибку» в виде сближения с Китаем. Вопреки расчётам, новые власти не только не разорвали отношения с КНР, но и укрепили их. Благодаря сотрудничеству с Пекином страна превращается в энергетическую державу. В октябре было завершено строительство ЛЭП, связывающих Эфиопию с Суданом и Джибути, Кения также планирует присоединиться к этой региональной сети. Питать её будет электричество с ГЭС «Хидасе» и других станций, возводимых с помощью КНР. Среди них ГЭС «Текезе», ветроэлектрические станции «Айша», «Адама I» и «Адама II», а также несколько солнечных электростанций. Помимо этого, Китай и Эфиопия возводят промышленные парки, осуществляют транспортные проекты и т.д.
Большую помощь Пекин оказал Аддис-Абебе во время пандемии коронавируса. В африканскую страну поставляются вакцины, лекарства и медицинское оборудование, здесь работают бригады китайских врачей. Построенная в столице больница китайско-эфиопской дружбы оказала помощь десяткам тысяч жителей.
С начала конфликта Пекин выступает против давления на Эфиопию. В первых числах декабря посетивший страну глава МИД КНР Ван И отверг попытки «навязать ей чужие политические интересы». Ранее китайская делегация в ООН заблокировала резолюцию с обвинениями Аддис-Абебы. Как подчеркнул постпред КНР Чжан Цзюнь, решение проблемы можно найти только в самой Эфиопии, а страны мира должны уважать суверенитет и территориальную целостность государства.
Эта позиция идёт вразрез со стратегией США, рассматривающих Африку как козырь в борьбе за сохранение превосходства. К проведённой в Сенегале 8-й министерской встрече форума китайско-африканского сотрудничества Вашингтон приурочил собственное наступление. В ноябре Блинкен совершил первое африканское турне, посетив Нигерию, Кению и Сенегал. Глава американской дипломатии не жалел красноречия, рисуя преимущества отношений с США перед дружбой с КНР и заявляя о растущем значении континента в геополитических процессах.
С последним тезисом поспорить трудно. В обострении глобального противостояния Африка будет находиться на «передовой», испытывая на себе методы, которые империализм отрабатывает сегодня в Эфиопии.
Сергей Кожемякин,
политический обозреватель «Правды»
pravda
Комментарии
А потом хвастать,: какие они богатые!! Ворюги!