Атеизм("FAQ"по понятию)
На модерации
Отложенный
"...Одним и тем же мозгом мыслить и верить?.." Лец С
***
Что такое атеизм? Многие считают, что знают, но фактически знают понаслышке. Адепты различных религий вообще голосят на всех углах, что атеизм - это тоже "вера", ставя себя в глупое положение, пытаясь "уравнять" себя с оппонентами(дескать, если у меня чирий на заднем месте, то вон и у тебя прыщик на носу) ...
***
Ну, что же, давайте разбираться...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Небольшой ликбез с вопросами и ответами:
- Достаточно ли не верить в бога, чтобы быть атеистом?
Атеизм является не «простым неверием в бога», а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога. Для настоящего атеиста «Бога — нет!» — мало.
- Что же признаёт атеизм, на чём основывается?
Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека. Атеизм основывается на естественнонаучном постижении мира, противопоставляя полученное таким путём знание — вере. Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.
- Не является ли в таком случае атеизм культом человека?
Нет, не является. Для существования культа обязательно необходимо существование внешних, высших существ или сил, которым следует поклоняться. Человек не может быть высшим существом по отношению к самому себе.
- Как атеисты борются с религией?
Атеисты не борются с религией. Атеисты утверждают своё мировоззрение и отстаивают свои гражданские, конституционные права.
- Как атеисты относятся к верующим?
Атеисты относятся к верующим так же, как и к любым другим людям — сообразно их поступкам. Более того, к большинству верующих атеисты относятся как к детям, не выросшим из простодушных детских сказок, которым надо терпеливо и доходчиво объяснять реалии окружающего мира.
- Какие выводы следуют из атеистического утверждения отсутствия бога?
Нет бога творца, бога отца и вообще никакого бога, который бы нёс ответственность, любил и защищал людей.
Нет бога, который внял бы нашим молениям. Люди, делайте всё сами, исходя из возможностей собственного разума и собственных сил.
Нет ада. Мы не должны бояться несуществующего, мстительного бога или дьявола и заискивать перед ними.
Нет никакого искупления или спасения верой. Мы должны лично отвечать за последствия наших поступков.
У природы нет ни злых, ни благих намерений по отношению к человеку. Жизнь есть борьба с преодолимыми и непреодолимыми препятствиями в природе. Сотрудничество всего человечества является единственной надеждой выжить в этой борьбе.
- Если бога нет, то существует ли возможность, что он появится, т. е. возникнет или обозначит своё существование некое высшее существо?
Здесь нужно определиться. Атеизм отрицает, не признает существование бога в том виде, в котором его описывают религиозные учения — как некое высшее (личностное или безличностное) существо, сотворившее и имеющее власть над всем известным.
Если рассматривать бога как некую внутреннюю психическую реальность, порождённую самим человеком — то такие «боги» действительно существуют, появляются и исчезают постоянно в массовом и индивидуальном сознании. То, что кто-то где-то придумает ещё одного бога и заставит людей ему поклоняться, то это ничего не изменит.
- Атеист и агностик — одно и то же?
Нет. Атеист не верит в бога и знает, что бога нет. Агностик не знает, существует ли бог. Это теоретически. А практически — агностиками называют себе неверующие в бога люди, боящиеся прямо декларировать свою позицию.
И их можно понять. Религиозное «промывание мозгов» и подавление личности в России приобрело такие масштабы, что честно декларировать свои атеистические взгляды может далеко не каждый. Для этого нужно быть как минимум честным и смелым человеком.
- Обязательно ли атеист должен быть материалистом?
Фактически, большинство атеистов так или иначе склоняются к материалистическому пониманию природы.
- Обязательно ли материалист является атеистом?
Лучше сказать, что материалистическое понимание мира закономерно приводит к отрицанию существования бога.
- Атеизм антигуманен и влечёт за собой преступность и агрессивность. (Бога нет — значит всё позволено.) Так ли это?
Разумеется, нет. Начнём с того, что среди преступников гораздо больше верующих, чем среди тех же учёных. Почему? Потому, что как раз религия зачастую позволяет избежать моральной ответственности за преступление, «вымолив» прощение.
Верующий, выполняет так называемые заповеди, только потому, что за их неисполнение положено страшное божественное наказание. Верующий всегда может отмолить и искупить любой свой поступок.
Мораль для верующего — нечто внешнее. Она даётся извне и контролируется извне. И рассказы про «Иисуса в сердце» здесь, как правило, ничем помочь не могут.
Именно это порождает бесчисленные религиозные конфликты, религиозных фанатиков и даже бытовую преступность. Это скорее верующие живут согласно принципу: «бог есть — значит, всё возможно!»
Атеист следует принципам морали и установленным законам не потому, что ему некое высшее существо сказало «так надо», а исходя из глубокого внутреннего осознания необходимости и продуктивности социальных установлений и законов. Поэтому, мораль атеиста более глубока, устойчива и совершенна, чем мораль верующего с одной стороны, более гибка и адаптивна с другой. Перефразируя заданный вопрос можно сказать: «бога нет — значит, думай сам!»
- Допускают ли атеисты, что существуют чудеса или необъяснимые явления?
Научные исследования доказали, что все религиозные пророчества и чудеса были порождены или невежеством людей или делом рук мошенников. Другое дело «необъяснимые явления». Разумеется, в нашей жизни много необъяснимых вещей и необъяснённых вещей. Часть из них возможно никогда не будет объяснена или понята. А некоторые уже существующие объяснения могут быть просто недоступны отдельно взятому человеку.
- Допускают ли атеисты существование лишь того, что достоверно научно установлено и объяснено?
Смысл науки как раз и состоит в том, чтобы исследовать неизвестное и таинственное, а не отрицать его. Все, что наука открывает о сущности явлений мира, некогда объявлялось непосредственным делом рук бога. Бог отступает из той области, в которую вступает наука. Ни одно научное открытие не подтверждает того, о чем говорит религия, но даёт разумные, рациональные объяснения таинственных явлений.
- Допускают ли атеисты существование только материальных объектов?
Разумеется — нет. Энергия, время, информация и многое другое не является материальными объектами в общефизическом понимании это слова.
- Что такое «воинствующий атеизм»?
Воинствующий атеизм — это ложное понятие, введённое клерикалами для борьбы с атеизмом. Никогда атеисты не были воинственными или воинствующими.
Наоборот, многие войны в истории человечества, начиная с крестовых походов и заканчивая многочисленными региональными конфликтами сегодняшнего дня (Косово, Македония, Индо-Пакистанский конфликт, Израиль и другие) имеют в своей основе религиозные корни и мотивы.
А вот ни одной войны с целью установления атеизма никогда не было.
- Как же быть с уничтожением храмов и репрессиями священнослужителей в России во времена правления Сталина?
Во-первых, данные об этих репрессиях сильно преувеличены сами христианами, как они любят делать со времён Древнего Рима. Число репрессированных священнослужителей в процентном отношении такое же, как и в других группах населения и значительно ниже, чем число репрессированных политработников. Не надо представлять дело так, что от сталинских репрессий пострадали преимущественно христиане. Это, по меньшей мере, нечестно.
Во-вторых, все эти репрессии проводились коммунистами, исповедовавшими Культ личности Сталина — своего рода фанатиками социальной религии, обожествлявшей живого вождя.
И, наконец, нужно помнить, что именно И. В. Сталин, имевший, кстати, незаконченное церковное образование, самолично восстановил в 1942 году в России православную церковь и назначил ей патриарха. Именно эта церковь, (называемая сейчас РПЦ) безбедно существовала до конца 80-х годов в тесном взаимодействии с государственными структурами.
- Является ли «антихристианство» частью атеизма?
Отрицание христианских ценностей и христианского смысла жизни, без сомнения является частью атеизма. Однако само по себе «антихристианство» может являться атрибутом иной, нежели христианство религиозной концепции и существовать вне рамок атеизма. Например, антихристианство язычников.
- Христианская религия учит любви. Что в этом плохого?
Любовь у христиан касается только единоверцев. Для иноверцев у христиан другой подход — это и инквизиция, и крестовые походы, и религиозные войны.
Поэтому Вера в бога органически связана с преступлениями перед человечеством, с грубостью, враждой, ненавистью, злыми намерениями и жестокостью по отношению к ближнему.
- В религии учат, что человек высшее существо?
Религия утверждает беспомощность и ничтожность человека по отношению к богу. Любая религия учит, что человек вторичен по отношению к богу, он его раб, его создание, оценка человеку будет дана после смерти.
Атеизм отрицает второстепенность и ничтожность человека по отношению к богу, утверждает самоценность человека без всякой оглядки на бога, бытиё и мир в этой жизни не считает промежуточным и пустым.
Человек не вторичен по отношению к богу. Человек ценен сам по себе без всякого бога или другого высшего существа.
- Считается, что религия учит человека смыслу жизни. Так ли это?
Религия, особенно христианство, утверждая идею «вечной» загробной жизни, отрицает и умаляет ценность бытия и мира в этой жизни, считает мирскую жизнь подготовкой к главному событию — бессмертию; поэтому религиозное бытие человека лишено других целей и другого смысла, кроме подготовки к смерти.
- Являются ли буддисты атеистами?
Распространённое заблуждение об «атеистичности» буддизма, порождается отсутствием ясных представлений о буддизме. Современный буддизм представляет собой религию и буддисты ни при каких условиях не являются атеистами. Однако нельзя забывать и то, что изначально буддизм действительно представлял собой больше оригинальную философскую систему, чем религию и только со «вторым поворотом Колеса Закона» идеал Будды — человека исчезающего в безжизненной нирване заменяется идеалом божественного Будды, царящего в нирване. Изучение ранней буддийской философии может помочь атеисту в становлении атеистических воззрений.
- Часто приходится слышать, что атеизм — это один из вариантов сатанизма (или наоборот). Так ли это?
Нет. Это широко пропагандируемое служителями культа ложное утверждение. Что касается служителей именно христианского культа, то они видят происки сатаны во всём, что противоречит их конфессиональным интересам.
В действительности, сатанизм является обыкновенным религиозным движением со своими церквями, священниками и даже библией.
Атеизм относится к сатанизму так же, как к любой другой религиозной системе — т. е., отрицает наличие сатаны и полагает все связанные с ним воззрения необоснованными. Соответственно, никакой сатанист не может считаться атеистом, и не один атеист не может быть сатанистом.
- Много ли в России атеистов?
По разным оценкам от 30 до 50 % населения России не в верит в бога. От 7 до 15 % характеризует себя как атеистов. Однако, отличием атеистов от верующих является то, что они не обязаны собираться вместе по воскресеньям. Атеизм — это не только мировоззрение, но и стиль жизни, который не обязывает атеистов объединяться под чьим-либо руководством.
- Однако атеисты объединяются в организации?
Да. За 1999–2001 годы атеистические организации появились практически во всех крупных городах. Это связано с борьбой атеистов за свои гражданские права. Фактически, сейчас в России взят курс на создание религиозного, теократического государства, церкви предоставлены немыслимые льготы и возможности, огромные суммы из гос. бюджета выделяются на финансирование РПЦ. Детей вовлекают в религиозные организации, в школах пытаются насильно научить детей «закону божьему». Церкви создают собственные вооружённые отряды (дружины), которые уже начинают запугивать и избивать людей.
В такой ситуации часть атеистов просто вынуждена объединяться, чтобы отстоять свои гражданские права...
***
Про «обделенность» верой
На одном из форумов кто-то из "верунов" назвал атеистов обделенными верой. Отсутствие чего-либо и обделенность чем-либо всё-таки разные понятия. Если у кого-то есть чирий на попе, а у меня его нет, то, наверное, не совсем правильно говорить, что я обделен чирием.
Часто утверждается, что невозможно жить без веры или что «каждый же во что-то верит». Первое утверждение недоказуемо, в то время как из второго, строго говоря, отнюдь не вытекает отсутствие необходимости борьбы с верой.
Сравните ряд утверждений:
— каждый человек смертен;
— каждый человек хоть раз в жизни чем-нибудь да болел;
— у каждого человека есть пороки или ему же вредящие склонности;
— каждый человек принимает наркотики — хотя бы в виде чая или кофе;
— каждый же во что-то верит.
Заметим, что четвёртый пункт чаще всего используют наркоманы — или симпатизирующие им. Пятый же пункт обычно используют верующие или сочувствующие им лица. При этом любой разумный человек обычно понимает разницу между употреблением кофе и употреблением героина. Между «верой» как религией и «верой» как идеалом. Даже если допустить, что граница эта не является чёткой. Грань между жизнью и смертью тоже расплывчата.
Более того, даже утверждение о неизбежной подсознательной вере человека в те или иные вещи, на каковую часто ссылаются защитники веры как явления, не даёт нам оснований оправдывать веру как осознанное занятие. В крови каждого человека — даже трезвенника — есть некоторое постоянное количество алкоголя, вырабатываемого организмом. Следует ли из этого, что мы не должны избегать чрезмерных поступлений алкоголя в кровь извне?
Вспомним слова из «5 271 009» Альфреда Бестера: «В четырнадцатом веке у всех были вши. Делает ли это вшей хорошими?»
Из книги "Научный атеизм". Андрей Куликов
Комментарии
Первая. Философы давным-давно договорились, что атеизм в широком понимании есть отсутствие веры в бога (богов). И все. "научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога" для этого не обязательны (хотя и не мешают); человек может просто этим вопросом не интересоваться (ввиду отсутствия практического значения), или никто его с понятием "бог" не познакомил -- и при этом оставаться атеистом. "Все дети атеисты, у них нет никаких представлений о боге" - это Гольбах еще в 18-м веке писал.
Вторая. Агностицизм -- это про другое. Он не про веру, а про знание. В общефилософском смысле агностицизм - это отрицание познаваемости мира. С точки зрения религии это либо констатация отсутствия доказательств "бытия божия", либо утверждение, что такие доказательства в принципе невозможны. Но отсутствие доказательств никому еще не мешало верить во что угодно. То есть вполне могут существовать и агностик-теист, и агностик-атеист.
А то, о чем автор пишет, - это научный атеизм. Такая форма атеизма существует, но она не единственная и не самая распространенная.
Могу ещё дополнить, что про сатанизм в статье не очень верно. Сатанисты верят в Сатану как в метафору, так что сатанист-атеист вполне возможная комбинация.
, так будь дураком и сиди спокойно. Так нет, этот гаденышь, отравляет жизнь всем верующим, и все время пытается им доказать, что Бога нет и поэтому все верующие дураки, а все служители церкви от Иисуса Христа жулики. Так вот, надо отличать атеистов от педерастов, которым библия, как кость в горле, где сказано, что гореть им в огне.
На самом деле, атеизм не имеет под собой основания, поскольку не имеет естественнонаучного пояснения ни возникновению жизни, ни возникновению Вселенной, ни живых организмов, включая и человека.
Если бы наука знала вышеперчисленные вещи, то проповедовала бы Бога на каждои углу, обгоняя в этом все известные религии, вместе взятые.