Александр Роджерс: Цивилизационный выбор между Россией и Украиной

На модерации Отложенный

Приснился мне странный сон (реально приснился, не для красного словца).

Будто я собираюсь на публичные дебаты с Зеленским.

Не спрашивайте, зачем мне это надо – вот должен участвовать, прямо сейчас.

А никакой заготовленной речи и никаких предварительных тезисов у меня нет (я, собственно, так почти никогда и не делаю, но не важно).

Я понимаю, что нужно говорить о самом важном.

Можно, конечно, уничтожать маленького наполеончика цифрами нищенских зарплат, высокой коммуналкой, темпами вымирания населения, общим упадком экономики и разгулом преступности.

Но всё это мелко, бытовуха, о таком может и Тимошенко с Рабиновичем вещать.

Нужно о более глобальном и важном.

И тут я проснулся. Не получилось дебатов.

Но вопрос о самом важном остался. Поэтому напишу текстом, уже не торопясь.

Можете со мной не соглашаться, но я считаю, что самое главное – это культура.

В широком смысле этого слова. История, традиции, сказки, песни, музыка, искусство, архитектура, литература, философия.

И то, сложноуловимое и слабо поддающееся определению, что обычно называют «духовность».

Суверенитет – дело наживное. Были в нашей истории моменты, когда Русь его утрачивала.

Потом собирались, напрягались – и возвращали.

Хотя опять же, отношение к суверенитету – это важно. 

Русские всегда стремились его обрести и удерживать.

Какие-нибудь шотландцы или ирландцы тоже.

У них не получалось, сил не хватало, но они продолжают регулярно пытаться.

Столетиями.

А «Украина» всегда вела себя как распутная девка, под крики о незалежности пытающаяся продаться и лечь под кого-то, под кем лежать выгодно – под Польшу, под Россию, под Германию, под далёкую Швецию, даже под Турцию.

То есть для каких-нибудь болгар или сербов православие и славянские корни важны.

А «украинцы» готовы есть сало и одновременно служить мусульманским правителям в качестве янычар (в том числе воюя против единоверцев), подкладывая под них своих лучших девок – как ту самую Роксолану, которой некоторые даже умудряются гордиться (как и поляки продажной девкой Валевской, сделав её национальной героиней).

Дело и не в вере.

Хотя в «украинцы» изначально записывали малороссов и русинов, которые переходили из православия в католичество и/или униатство.

Дело и не в географии.

Потому что «украинцем» может стать и рождённый в Курске Климкин, и рождённый в Архангельске Степанов, и рождённый в молдавских Бендерах Вальцман-Порошенко.

Возможно, частично дело в уме. Ибо, как говорил Лев Николаевич Гумилёв «Когда украинец умнеет, он становится русским».

И наоборот, кстати, тоже – если ты тупой, как Климкин, то превращаешься в «украинца».

Но главное дело именно в культуре. Русские – это культура городов. Недаром викинги называли Русь «Гардарики», то есть «Страна городов».

У скандинавов и немцев «гард», у русских «город», у украинцев «мисто».

Украинская культура – это культура села.

Хутора. Хатынки с соломенной крышей.

Город – это цивилизация. Город – это долгосрочное мышление, стратегия, наука, технологии.

Село – это «дожить бы до весны», дальше село не думает. И это очень наглядно видно.

У русских есть непобедимый Суворов на суше и непобедимый Ушаков на море. 

У «украинцев» есть Сирко. Так обычно собак называют, причём гадящих исподтишка.

У русских есть Куликовская битва, Полтава, Рымник, Бородино, Осовец. У «украинцев» тоже есть Полтавская битва.

Правда, они там были с обеих сторон, и с обеих сторон их не рискнули выпустить на поле боя – потому что чем с такими союзниками, то лучше без них.

Понятно, почему русские воюют лучше? У нас для этого есть соответствующие традиции и образцы для подражания.

Украинцы просто не знают, что это такое – побеждать. Когда-то знали. Когда были русскими. Но перестали и забыли.

А у нынешних образцы для подражания – это «воякы УПА*», каратели против мирного населения и схронные сидельцы.

В архитектуре у русских Большой театр, Эрмитаж, Зимний дворец, Петергоф, соборы, построенные лучшими европейскими зодчими.

В архитектуре у украинцев – то, что построили русские.

Для полной украинизации ведь нужно снести в Одессе памятник Дюку Ришелье и разобрать Потёмкинскую лестницу.

Убрать ступеньки. Не, не так: «розибраты сходынкы». И солому постелить.

Оцэ будэ гарно!

В литературе у русских Пушкин, Толстой, Достоевский – их экранизируют во всём мире, от Голливуда до Китая.

У украинцев Тарас Шевченко, которого не экранизирует никто (включая самих украинцев).

А, вру! У галичан ещё есть Леопольд Захер-Мазох (он, правда, австриец).

Но я бы таким не гордился. Хотя удовольствие от унижения – это у галичан в крови, тут не поспоришь.

В музыке у русских Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. У украинцев – пустота.

В живописи у русских Рублёв, Васнецов, Репин, Суриков, Куинджи. У украинцев – пустота.

В философии у русских Соловьёв, Бердяев, Кропоткин, Фёдоров, Бакунин.

У украинцев – Сковорода, принадлежащий к Санкт-Петербургской философской школе (да что ж ты будешь делать!).

В науке у русских Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Попов, Курчатов.

У украинцев – отчаянные попытки записать в свои Сикорского и Королёва.

И так во всём. Понимаете? Во всём!

Большой театр и пустота!

Как там у товарища Гегеля?

Исторические и неисторические народы. Быть русским – это вершить историю.

Стать «украинцем» – это вычеркнуть себя из истории.

Есть те, кто побеждает нацизм и отправляет человека в космос, а есть те, кто моет польские унитазы и собирает там же клюбнику для пана.

И это не предопределённость, не судьба. Это сознательный выбор каждого.

Космические корабли, бороздящие просторы Большого театра – или садочок вышнэвый возле хаты на обочине истории.

Каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить, или пророку…