Шимшон (Самсон) - герой Израиля

На модерации Отложенный

 

Книга Судей повествует о легендарном богатыре по имени Шимшон ‎‎(Самсон) из племени Дана. Пророк Шмуэль (Самуил), укоряя сынов Израиля ‎за их желание иметь царя, упоминает некого Бедана (‎בדן‎), который наряду с ‎другими спасителями «избавлял вас от рук окружающих вас врагов» ‎‎(Шемуэль I 12:11; 1- Цар. 12:11).‎В параллельном месте синодального перевода вместо имени «Бедан» стоит ‎имя «Варак». Переводчик не знал, кто такой Бедан, и поэтому решил, что ‎речь идёт о библейском судье Бараке.‎Скорее всего, Бедан — это Шимшон (Самсон) из колена Дана, которого ‎называли «бе(н)Дан» (сын Дана).‎

 

Фредерик Лейтон: «Самсон»

Авторы  повествований о Шимшоне рассказывают о конфликте между ним и ‎филистимлянами. Очевидно, во время написания этих историй ещё остро ‎стоял вопрос вражды между сынами Израиля и «необрезанными» выходцами ‎с острова Крит. Такая ситуация могла быть не позднее VII века до н.э. ‎

 

Последние исследования костей свиней, найденных во время археологических ‎раскопок филистимских городов, показали, что «народы моря» не только ‎прибыли из южной части Европы, но и привезли с собой определённую ‎породу свиней, которая отроду не водилась в Ханаане.

Ассирийский царь Санхерив (в начале VII века до н.э.) не только разорил ‎иудейские города, но и отдал земли иудейского царства филистимлянам. ‎Может поэтому авторы  книги Судей в рассказах о Шимшоне пытались ‎донести до сынов Израиля всю опасность родственных и дружеских связей с ‎филистимлянами.‎Писание сообщает, что Шимшон любил только филистимских женщин, ‎которые мало того что предавали его, но и довели до смерти, коварством ‎выведав секреты. ‎

В современной психологии существует такое понятие, как «Синдром ‎Самсона» — влечение мужчин к женщинам, которые не испытывают к ним ‎любви. Хотя рассчитывать на любовь блудницы Далилы (Далиды) мог лишь ‎очень наивный человек. Библия описывает Шимшона сильным, отважным, ‎живущим по своим правилам, идущим против общины и даже родителей. ‎Герой способен на эмпатию, но сострадание к коварным женщинам ‎приводит его к несчастьям. ‎

 

 

С точки зрения филистимлян, Шимшон – типичный террорист. Он нападает ‎на них, грабит и убивает, поджигает «жатву Филистимскую, и выжег копны, и ‎несжатый хлеб, и масличные сады» (Шофтим 15:5; Судей 15:5). Не так давно ‎палестинские «борцы за свободу» взяли на вооружение тактику поджога ‎сельскохозяйственных угодий Израиля, причиняя огромный ущерб ‎фермерам, экономике страны и экологии. В отличие от Шимшона они не ‎привязывают факелы к хвостам лис, но пускают по воздуху воздушные ‎шарики. Запоздалая карма или типичные методы террора? ‎

Погиб наш отважный герой добровольно, со словами на устах, ставшими ‎притчей во языцех: «Умри, душа моя, с филистимлянами!». ‎

Поступок Самсона озадачивал христианских теологов, считавших ‎самоубийство страшным грехом; впрочем, это деяние они сравнивали с ‎распятием Христа, на которое Иисус пошёл по своей воле, чтобы спасти ‎народ. ‎

Шимшон выбрал смерть не только ради мести за ослепление и оскорбление, ‎но и для того, чтобы унести с собой в могилу как можно больше филистимлян, ‎собравшихся в храме, чтобы посмеяться над прикованным к двум опорным ‎столбам их заклятым врагом: «И было умерших, которых умертвил он при ‎смерти своей, больше, чем тех, кого умертвил он при жизни своей» (Шофтим ‎‎16:30 или Судей 16:30).‎

Книга Судей рассказывает об унижении, которому подвергся знаменитый ‎герой Израиля. Мало того, что его ослепили, так ещё заставили ‎перемалывать муку. Такая работа считалась женской и унизительной для ‎мужчин:‎«Возьми жернова и мели муку; открой волосы твои…» (Исайя 47:2). ‎‎«То пусть мелет чужому жена моя, и да опустятся на неё другие! (Иов 31:10).‎Авторы Писания, похоже, намеренно доносят до читателя этот эпизод.

‎Возможно, они хотели показать, что несмотря на унижение, Господь Бог ‎услышит человека, просящего у Него помощи. ‎Вместе с этим, наказание постигло Шимшона не случайно. Бог ‎допустил, чтобы ему выкололи глаза, чтобы не прельщался красотой ‎иноземных женщин, отказываясь от дочерей своего народа. Рассказчики не ‎говорят об этом уж слишком явно, но вполне прозрачно намекают. ‎

Исторический фон рассказов о Шимшоне, похоже, отражает ситуацию, в ‎которой в XII-XI веках до н.э. эры находились двенадцать племён, ‎называемых «Исраэль» и живущих среди семитов-хананеян и «необрезанных» ‎филистимлян. Устное народное творчество и память поколений донесли до ‎софрим (писцов) VIII-VII веков легенды о знаменитом воине-силаче.‎

В Тель-Касиле (территория музея «Эрец-Исраэль», Тель-Авив) мы можем ‎увидеть развалины типичного филистимского храма с двумя (срубленными) ‎опорными колоннами (атлантами), расстояние между которыми позволяет ‎упереться в них двумя руками. ‎

 

Вполне возможно, реальный Шимшон был не отчаянным бойцом, ‎совершавшим теракты против филистимлян, а рассудительным судьёй ‎Израиля (Суд. 16:31), вовсе не похожим на мускулистого героя греческих ‎мифов Геракла. Авторы Писания не случайно подчеркнули, что свои подвиги ‎Шимшон совершал под воздействием духа Бога Израиля: «И сошел на него ‎дух YHWH (Имя Бога Израиля), и он растерзал его (льва), как терзают ‎козленка, а не было ничего в руке его» Суд. 14:6).‎Кстати, битва со львом – популярный мотив сказаний о героях Месопотамии, ‎запечатлённый не только в легендах, например, о Гильгамеше, но и на ‎цилиндрических печатях второго тысячелетия до нашей эры.

 

Имя Шимшона связано с названием города Бейт Шемеш — Дом Солнца или ‎Дом Шамаша (имя божества). Может, в этом городе он жил и поэтому ‎получил такое имя?‎ Согласно еврейской традиции, именно в Бейт Шемеше похоронен Шимшон: «в гробнице Маноаха, отца его» (Суд. 16:31).

Раскопки Бейт Шемеша под руководством Шломо Бунимовича и Цви ‎Ледермана опровергли утверждение американского востоковеда Эдварда ‎Робинзона (1838 г.), а вслед за ним и Данкана Маккензи (1911-1912 гг.), ‎полагавших, что речь идёт о филистимском городе. Археологи Тель-‎Авивского университета обнаружили остатки массивных городских стен, ‎развалины башни, ворота в северной части холма Бейт Шемеш. После ‎тщательных исследований всей керамики и костей животных, найденных в ‎Бейт Шемеше эпохи Судей (XII-XI вв. до н.э.), учёные пришли к ‎сенсационному выводу…‎

Филистимская керамика составляет не более 5 процентов от всех глиняных изделий, найденных в Бейт Шемеше. Филистимляне, даже самые бедные из них, не пользовались чужой керамикой худшего качества, а вот богатые сыны Израиля, как, впрочем, и хананеяне, иногда приобретали красивую филистимскую продукцию.

 

В результате изучения останков животных, найденных в филистимских и ханаанских городах, исследователи пришли к выводу, что количество свиных костей составляет примерно 20 процентов, а в Бейт Шемеше меньше одного процента.

Основной мясной рацион жителей Бейт Шемеша — кошерные животные (овцы и козы). Похоже, речь идёт о городе, который во времена Шимшона ‎принадлежал сынам Израиля.‎

Общественность ждал ещё один сюрприз. В археологическом слое XI века до ‎н.э. был найден интереснейший артефакт.‎

В 2012 году Ледерман и Бунимович обнародовали каменную печать, диаметром около 15 миллиметров, на которой изображен хищник семейства кошачьих (с большой головой и изогнутым хвостом, что красноречиво говорит о состоянии агрессии перед атакой), а также человек, протягивающий руку без оружия к большому зверю.

 

Фото Цви Ледермана: « Печать Самсона»

Удивительно, как археология оживила легенду о Шимшоне, победившего льва голыми руками. Несмотря на то, что точно сошлись время и место, утверждать, что была найдена печать самого Шимшона, увековечившая его подвиг, может, не совсем верно, хотя кто знает, кто знает