Андрей Кураев: «Пробовали из школы сделать детский вариант монастыря…»

На модерации Отложенный

Известный богослов и философ, протодиакон Андрей Кураев часть ответственности за трагедию в Серпуховском женском монастыре, где бывший воспитанник приходской школы взорвал бомбу, возложил на учебное заведение. 

«В данном случае, я думаю, что одна из причин (сразу хочу сказать, что какие бы сейчас мы не называли причины, они не могут использоваться как оправдание преступления, совершенного этим молодым человеком). В данном случае есть определенная вина на организаторах этой гимназии, которые пробовали из школы сделать детский вариант монастыря. Например, там во время трапезы детям запрещалось разговаривать, они должны были слушать уставные чтения. А это в монастырях — жития святых. Я помню, у нас в семинарии так было: тебе принесли тарелку с макаронами, а при этом читают житие какого-нибудь подвижника, который настолько забыл обо всем земном, что не мылся, а в его ранах черви. Рассказывают про гной, который истекает из него, а ты в это время должен есть обед. Вот в этой гимназии над детьми тоже такие эксперименты ставили. Там контролировали все и вся, там очень жесткие правила, вплоть до запрета на жевательную резинку». 

На сайте православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского опубликован свод правил для учащихся. Так, существует отдельный свод правил для трапезы. В частности, сказано, что «утренняя, дневная и вечерняя трапеза проходят в тишине и внимательном слушании установленного чтения», «трапеза начинается и заканчивается молитвой», «в гимназии строго запрещается жевательная резинка». 

Есть часть правил, посвященная «вежливости, приличию и любви к ближним». В этой части, среди прочего говорится: «веди себя тихо, не кричи, не говори и не пой громко, не стучи дверями коридоров, кабинетов и классов», «когда ставишь или передвигаешь что-либо, например стул, делай тихо и вообще все делай без стука и шума», «разговаривать надо по возможности тихо и громко не смеяться».

 «В присутствии посторонних сиди прямо, не облокачивайся на стол руками, пальцами по столу не барабань, не развлекайся чем-либо другим, но слушай со вниманием разговаривающего с тобой.

На спинку стула не откидывайся, не качайся на стуле, ногу на ногу не клади, не охай и не вздыхай, не потягивайся и не зевай, ногтей на руках своих не осматривай, руками при разговорах не маши, а держи их на коленях; не следует громко чихать или сморкаться, а также при кашле по возможности сдерживайся», — также сказано в правилах. 

«Это некая судорожная попытка придумать правила церковной педагогики и сделать из детей монахов. 

При этом традиций церковной педагогики вообще не существует. Святые отцы и учителя церкви — это бездетные, бессемейные старцы, у которых не болела голова о том, как быть с дочерью-подростком», — заявил Кураев. 

Что касается явления буллинга в церковных школах, то, по словам Кураева, такая проблема существует, но случаи замалчиваются. «Сколько раз девчонки убегали из монастырских приютов. Даже про эту серпуховскую гимназию в интернете есть несколько отзывов учеников именно с этими словами: „буллинг“», — указал он. 

ЧП случилось утром 13 декабря. На входе в православную гимназию, которая находится на территории женского монастыря в Серпухове, сработало самодельное взрывное устройство, которое принес бывший 18-летний воспитанник приходской школы. Очевидцы рассказали, что перед нападением он сидел на ступенях с мачете в руках.

По словам силовиков, злоумышленник сам получил ранения, потерял очень много крови, сейчас он госпитализирован и находится в тяжелом состоянии. На месте продолжают работать следователи и криминалисты, ведется опрос учеников и представителей РПЦ. По одной из версий, юноша хотел взорвать бомбу во время молитвы, но самодельное взрывное устройство сработало раньше.

Причиной колумбайна в Серпуховском женском монастыре мог стать буллинг. «По предварительным данным, мотивом преступления стала ненависть подозреваемого к педагогам школы и монахиням на фоне личных неприязненных отношений», — сообщил «Интерфакс». 

Следственный комитет возбудил уголовное дело о покушении на убийство (часть 3 статьи 30, часть 3 статьи 105 УК РФ) и незаконном обороте взрывчатки (статья 223.1 УК РФ).