Король евреям не указ

На модерации Отложенный

Зачем бойцы еврейской подпольной организации похищали газеты с королевским указом, сколько заработал на этом Советский Союз и кому принадлежит Русская Палестина – читайте в материале.

В 1987 году в маленьком издательстве, находящемся в одном из пригородов Тель-Авива, вышла книжка с непримечательным названием «По ту сторону черты». Это был роман израильского писателя и журналиста Игаля Кимхи. Однако в продаже книгу читатели так и не нашли – её «затеряли» в пыли израильских библиотек. Книге «помогли» исчезнуть, поскольку в ней во всех подробностях была описана секретная операция «Пальмаха» под названием «Серп и молот».

 

 

Повествование велось от имени офицера этого военного формирования, который весной 1948 года – перед самым окончанием Британского мандата и уходом англичан из Палестины – получил приказ проникнуть вместе со своим отрядом в типографию британской правительственной газеты, выкрасть тираж и уничтожить страницы с неким британским указом. Однако большую часть типографского оборудования британцы к тому времени уже эвакуировали, и последние номера газеты печатались в частной типографии «Эзриэль» на улице Бен-Йегуда в центре Иерусалима. Хозяин типографии оказался «своим человеком», и уходя домой, он «случайно» оставил дверь открытой. Ночью бойцы «Пальмаха» проникли в типографию, погрузили весь тираж газеты на мотоцикл с коляской и вывезли – прямиком в штаб организации. За ночь они вырвали «лишнюю» страницу из всех экземпляров газеты, а затем вернули «обрезанный» тираж в типографию, и утром газета была распространена без королевского указа. А как известно, указ вступает в силу только с момента его публикации в официальных правительственных изданиях. Нет официального оповещения – нет и указа.

 

 

Что же это был за указ, выхода которого еврейские поселенцы в Святой земле так хотели избежать? Автор романа Игаль Кимхи утверждал, что на вырванной странице был указ о передаче всей российской императорской собственности на территории Палестины русским эмигрантским белогвардейским организациям. Чтобы понять, зачем бойцам сил еврейской самообороны необходимо было остановить исполнение этого «белогвардейского» указа, надо вернуться еще на столетие назад.

 

Императорское Православное Палестинское Общество

 

В 1840-х годах османские власти, под чьим контролем в тот момент находилась Палестина, наконец-то разрешили религиозным организациям приобретать недвижимость. Этот указ спровоцировал, как бы назвали это сейчас, настоящий «земельный бум» – каждая уважающая себя религиозная организация мечтала получить с свое владение хотя бы небольшой кусочек Святой земли. Едва ли не самыми активными покупателями были русские подданные – к 1917 году им принадлежало в общей сложности более 70 участков площадью около 150 гектаров.

Одна часть имущества принадлежала Русской духовной миссии, другая – Императорскому православному палестинскому обществу, а ряд объектов числились за частными лицами, но всё вместе в совокупности называлось «Русской Палестиной» и находилось, по сути, в собственности Российской империи.

Во время Первой мировой войны англичане сменили турок в качестве оккупантов Святой земли, но в отношении иностранной собственности придерживались принципа status quo – чтобы все оставалось так, как и было. Однако Советский Союз, который позиционировал себя как новое государство, но в то же время ощущал и правопреемником Российской империи, сохранение такого status quo не устраивало.

 

Вход британцев в Иерусалим, 1917 г.

 

И в 1923 году – ещё до установления дипломатических отношений между Великобританией и СССР – советский дипломат Леонид Красин потребовал от британского МИДа передачи российской собственности на Ближнем Востоке недавно образованному коммунистическому государству. Красин в своих требованиях ссылался на декрет советского правительства 1918 года о национализации собственности всех религиозных организаций. Но для англичан этот декрет был не указ. «Вся русская собственность на Святой земле имеет религиозный характер, так что речи о ее передаче государству атеистов быть не может», – ответило британское правительство и в дальнейшем наотрез отказывалось даже обсуждать с Москвой этот вопрос.

В 1948 году британцы спешно покидали Палестину, но хорошо памятуя о претензиях Советского Союза, решили передать всё российское имущество на Святой земле белогвардейским организациям. Публикации указа об этом и помешало подразделение Кимхи.

 

Мэр Иерусалима, религиозные деятели и советский посланник Рабинович

 

Мы не знаем доподлинно о предварительных переговорах еврейских организаций и Советского Союза, касающихся этой собственности. Но судя по проведенной операции, они имели место. Тем более что вскорости после создания Государства Израиль из Москвы был отправлен только что назначенный «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля». Им стал некий И. Рабинович. Вот как советский посол в молодом еврейском государстве Павел Ершов описывал свою встречу с ним в сентябре 1948 года: «Рабинович рассказал, что он занимается вопросом русского имущества в Палестине с начала текущего года и делает все возможное для передачи его Советскому Союзу. Когда мандатные власти подписали в начале мая 1948 года закон о передаче этого имущества администрациям Духовной миссии и Православного палестинского общества, он уничтожил при помощи отряда “Пальмах” и при содействии рабочих и хозяина типографии все напечатанные экземпляры закона. Но около 30 экземпляров были оставлены и находятся в “Еврейском агентстве”. Рабинович обещал прислать один экземпляр в нашу миссию». Это свидетельство, пожалуй, единственное точное доказательство в этом деле. Не считая, конечно, книги Кимхи, которая была живым свидетельством бойца «Хаганы».