СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА
На модерации
Отложенный
№14. Забытые шедевры отечественной фантастики.
Алексей Толстой «Аэлита» (1923)
Современному читателю это будет забавно: он прочитал «Аэлиту» где-то в школе или будучи подростком, и успешно забыл. А между тем достаточно обратить внимание на язык этой книги, чтобы понять — став бессмертной классикой фантастики, «Аэлита» была и остаётся непревзойдённым шедевром. Как в плане литературного языка, так и в части довольно дерзкой идеи. Достаточно посчитать, сколько появилось продолжений и даже подражаний.
Интересность: читать обязательно, читать всем, хоть в 15, хоть в 85 лет - чтобы снова насладиться этим необыкновенным языком.
«И там не уйти от себя — за гранью Земли, за гранью смерти. Зачем нужно было хлебнуть этого яду — любить! Жить бы неразбуженным. Летят же в эфире окоченевшие семена жизни, ледяные кристаллы, летят дремлющие. Нет, нужно упасть и расцвесть — пробудится к жажде — любить, слиться, забыться, перестать быть одиноким семенем. И весь этот короткий сон затем, чтобы снова — смерть, разлука, и снова — полет ледяных кристаллов».
Да, это вам не цитаты из ванильных пабликов...
Александр Беляев «Ариэль» (1941)
Судьба юноши, перенесшего множество лишений, остаётся в памяти читателя сказкой. Или даже сказкой-мечтой, убеждающей, что сила духа и воля способны свернуть горы, призывающей к полёту, пробуждающей самые лучшие (пусть и романтические) чувства. Впечатление может сильно подпортить идеология, некоторая устарелость стиля и деталей. Но тем не менее это один из лучших образцов русской фантастики.
Интересность: не только можно, но и нужно прочитать. Один из настоящих шедевров нашей фантастики.
Иван Ефремов «Туманность Андромеды» (1957)
Сложность чтения этой книги (как и любой книги Ефремова) — где-то 6-7 из 10, так что роман вызовет либо немалый интерес, либо сильное неприятие. И имена героев напоминают «Звёздные войны». Автор был убеждённым коммунистом не на словах, а на деле, как сказали бы сейчас — «ноосферным коммунистом». Вот лично мне, например, язык и стиль Ефремова кажется немного устаревшим и трудночитаемым. И всё же, из большого уважения к автору, нельзя не упомянуть эту вещь. Книга — гимн победившему разуму, силе и красоте человека (с поправкой, конечно, на победивший коммунизм), а вот в «Часе Быка» уже все мрачнее.
Интересность: Как альтернативу можно посмотреть довольно мощный фильм 1967 года, где на столе Дар Ветра лежит предмет, по размерам и функциям напоминающий современный ноутбук. Но читается очень тяжело.
Е. Войскунский, И. Лукодьянов «Экипаж Меконга» (1961)
Книга не только сочетает «новейшие фантастические открытия и старинные происшествия, тайны Вещества и многие приключения на суше и на море». Это удивительный пример романа-сплава, удачно сочетающего в себе научную фантастику, исторический жанр, приключения нескольких героев, юмор и лирическую составляющую. При этом в ней есть место сомнениям, двойственности, человеческой мятежности, и даже немного — одержимости.
Интересность: Древняя Индия и современность, Хивинский поход и иезуиты — в общем, это надо как минимум попробовать! Также настоятельно рекомендуется вполне достойный «Ур, сын Шама».
Георгий Мартынов «Гианэя» (1963)
Книга считается детской, и при этом является эпичным образцом того, как надо писать книгу на все времена. Сейчас незаслуженно забыта, а между тем доставляет удовольствие своеобразным, порой поэтичным языком и гуманистическими образами. Сегодняшний читатель может морщиться, но кто хочет окунуться в ностальгический источник — доставит гарантированно. Читайте Wiki про журнальный вариант и лёгкий налёт эротики в оригинале.
Интересность: великолепнейший шедевр гуманизма, настоящее сокровище нашей литературы и культуры. Книга почти не уступает «Аэлите». Рекомендуется любому любителю фантастики и тем, кто западает на неторопливую, «мягкую», гуманитарную ретро-прозу с непередаваемым очарованием.
Георгий Гуревич «Мы из Солнечной системы» (1965)
Роман-мечта, но при этом довольно реалистическая мечта. Романтический коммунистический идеализм, но с какими идеями! Тут вам и туфли для хождения по воде, и прообраз Skype, и проблема бессмертия, и победа над старостью, и возможность воспроизводить любые предметы на атомном уровне — то, до чего нанотехнологиям ещё ползти и ползти! А следовательно, возможность воскрешать мёртвых!
Такое вполне себе человечное и «тёплое» будущее, почти не утратившее злободневности, и прекрасная новелла о материнской любви.
Интересность: неожиданная. Как минимум попробовать нужно, здесь куча идей, и наивность сглаживается на их фоне.
Владимир Савченко «Открытие себя» (1967)
В этой книге мы увидим научный институт как он есть: взаимоотношения сотрудников, интриги, научные работы... в которые вплетается неведомое и неожиданное. В этой книге — всё лучшее от советской фантастики. Гуманизм, безусловно оптимистический взгляд на будущее, честные, сильные и творческие герои. И при этом описанное в книге кажется почти реальным, никакого пафоса. Ну разве что общий тон романа ощущается чуть-чуть приподнятым — зато в нём есть сатира и шедевр «научно-популярного» текста.
Интересность: Читать обязательно! Книга как минимум два раза «взорвёт» Ваш мозг, и вы сможете оценить, как это делалось в далёкие семидесятые, без Рен-ТВ и городских легенд.
Александр Мирер «Главный полдень» (1969)
Осторожно! Детско-подростковая книга может отпугнуть взрослого серьёзного дядю со скучной бородой. А вы, дети, присаживайтесь. Сейчас я вам по хардкору поясню, как надо писать повести о вторжении инопланетян. Но-но, без смешочков! Тут вам внезапное скрещение Хайнлайна с Крапивиным, и детский страх перед неведомым взрослением — а ещё это даже сейчас читается увлекательно, необычно. Не так масштабно, немного наивно, а может быть, даже и простовато — но всё же очень даже читабельно.
Интересность: Заслуженный шедевр отечественной фантастики. «Главный полдень» надо хотя бы попробовать, вторая книга намного хардкорнее — подростки действуют в мире инопланетян, всё прописано детально, сложновато, перчатки (и мозги) могут лопнуть.
Владимир Михайлов «Сторож брату моему» (1976)
Одна из самых необычных книг русской фантастики. Взяв сразу две абсолютно ни на что не похожих идеи, автор поднял заодно и общественные проблемы. И попытался справиться с ними — но средствами поэтическими. Тут нет взрывов, погонь и вообще элементов бестселлера как такового. Но читается это так, что запоминается почти сразу. Народу, судя по всему, нравится — роман попал даже в современную подборку Эксмо.
Интересность: Роман доставляет удовольствие отнюдь не всякому читателю, но стоит хотя бы попробовать начало, это словами не описать. Для тех, кто любит такую неторопливую, медленную социальную фантастику, смешанную с лирикой.
Сергей Павлов «Лунная радуга» (1976 - 1983)
Роман «Лунная радуга» посвящен будущему космонавтики, проблемам, которые могут встать перед человечеством при исследовании Внеземелья. Глубокая разработка характеров, напряженный сюжет, убедительные описания техники и быта наших потомков делают повествование увлекательным и достоверным. Автор показал развитие тенденций освоения Солнечной системы, а не их возможных (мыслимых) перспектив, что характерно для фантастики о далеком будущем.
Интересность: Опять-таки, лично на мой взгляд - книга предназначена в первую очередь для людей с техническим складом ума, хотя характеры бедностью не страдают. Стоит попробовать, всё-таки своего рода научно-технический столп в фантастике.
Кир Булычёв «Посёлок» (1988)
Чуть ли не единственная из всей подборки книга, которая безжалостно ломает устоявшиеся представления о советской фантастике и не оставляет от шаблонов камня на камне. Сплав жанров захватывает — здесь даже аннотация не нужна. Просто начните. Потом ещё можно «догнаться» «Половиной жизни», тоже вполне достойным произведением.
Интересность: обязательно к прочтению, в комментариях не нуждается.
Владислав Крапивин «Гуси, гуси, га-га-га…» (1989)
Ещё одна книга, переворачивающая внутренний мир читателя с ног на голову. Это одна из тех редких книг, которые почти сразу «хватают за горло». Вот только это не триллер или боевик — это действительно нечасто встречающийся случай, когда книга производит самый настоящий катарсис, заставляя сопереживать герою и мучаться вместе с ним. Жёсткая антиутопия и социальная сатира — каждый видит в этой книге своё. Вдобавок она задаёт читателю непростые вопросы — а есть ли в каждом из нас способность поступить правильно, а не прогнёмся ли мы под давлением обстоятельств?
Интересность: одна из лучших (а возможно - и лучшая) вещь конца восьмидесятых.
Условно ещё шедевром советской фантастики считается «Леопард с вершины Килиманджаро» О. Ларионовой (1965). Ну вот на мой взгляд - нет, это не шедевр. Но найдётся немало людей, считающих эту книгу шедевром.
Комментарии
Это было круто!
Естесственно, что они и сейчас у меня есть ,но мои дети , увы,ни один роман не прочитали. Они читают только фэнтези!
Я так сожалею!!
Возможно ,я сама подсадила их на эти книги : первый раз я прочитала сыну в больнице ,когда он выживал после гнойного аппендицита, САМА книгу Стругацких "Понедельник начинается в субботу".А ведьэта книга,по своей сути -родоначальница фэнтези ! Надо было прочитать "Страна багровых туч" или "Непобедимый"... Тогда бы они полюбили фантастику.
Она уводит мозги молодых от науки в сказки.
А он и не был родоначальником Фэнтези!
Это был только "Понедельник..."
Видимо , полусказка уже ближе стала полуобразованному поколению 90+
Хотя её приняли на "ура" и "младшие научные сотрудники" тогда
Да ещё надо учитывать, что о РЕПРЕССИЯХ БОЛЬШИНСТВО НАРОДА И НЕ ЗНАЛО!
Знала Москва , Ленинград .. И то - творческая элита ,в основном.Мама моя знала , потому, что у неё классная пострадала в Киеве - мужа -высокого начальника репрессировали. Но и она молчала.
А НАРОД ПРОСТОЙ НЕ ЗНАЛ!!
И я не знала, конечно,поэтому мне абсолютно непонятно было чегоэто тётка вфильме с ума сходит, обнаружив ошибку! И люди не понимали ,когда уходили залами с сеанса.
Ауж какой ажиотаж тогда подняли диссиденты. Как хвалили , как говорили , что картина не для средних умов! Мы с подругами трижды пытались понять и трижды оставались втроем в пустом зале !! Было обидно , что не понимаем всего достоинства "гениального " фильма. Его даже пересказать нельзя!
А развлечение - вон чем обернулось: рождением нового жанра фантастики!
" Нам не дано предугадать чем наше слово отзовётся"
"Зеркало", как сказала моя подруга, или приходят в кинотеатр смотреть ещё и ещё, или, не досмотрев и одного раза, уходят из зала.
Я тоже тогда не ушла, но и не оценила. Не поняла и не понравилось.
К тому же Терехову никогда не любила :)))))))
Темы репрессий там не помню. Да и не интересовала меня эта тема. А фильм, как и все у Тарковского, претенциозный и понятен только тем, у кого такое же психическое восприятие мира, как у него самого.
Более-менее восприняла "Солярис", да и то потому, что книга так и задумана была - герой на грани сумасшедствия.
А для диссидентов - самое то :)))))
А Рублёва не смотрела. Да , говорят, там такие зверства показаны - а я этого не выношу.
Так что и не горю желанием посмотреть
«Леопард с вершины Килиманджаро» Ларионовой тоже произвёл сильное впечатление. Это - гимн жизни. Своеобразный и очень красивый. Шедевр или нет с литературной точки зрения - не мне судить.
Почему Вы так принижаете себя!?
Это с какого квасу Вы считаете себя глупее других! ?
Это автор глуп тогда , если не смог дойти до ума и сердца каждого читателя ! Сказка о платье голого короля! Как любят иные прохиндеи рядиться в такое платье : " Я- умный, ты - дурак! " - квадрат Малевича!
Да нет, я не глупее других. Но и не литературовед :)))))
И чем полемичней их статьи , тем больше денег !
Как тролли в интернете !