ОН ХОТЕЛ ИЗМЕНИТЬ МИР.
На модерации
Отложенный
Уже давно, где-то в году 1986-м я написал статью о Джоне Ленноне и отослал её в Ленинградский журнал, "Нева" - кажется, очень хотелось чтобы советские люди знали о Ленноне, ведь в СССР о нём никто не писал, а ещё больше никто не печатал. Вот и в тот раз от журнала не последовало никакого ответа. Потом писал я о "Битлз" в "Новгородский Комсомолец", тогда уже могли напечатать - перестройка. Но ведущий раздела почти полностью использовал мою статью под своим именем. И вот только сейчас я получил возможность ту первую сохранившуюся статью о Джоне Леннона напечатать в своём же журнале. Всё, что мы хотим сделать, зависит только от нас. Об этом же говорил и Джон Леннон.
- Есть ли будущее у рок-н-ролла? И какое?
- Всё зависит от нас. Если мы захотим сделать из него разновидность интеллектуального дерьма, что ж, всё в наших руках, значит, создадим дерьмо в стиле рок-н-ролл. Если же нам нужен настоящий рок-н-ролл, то опять же всё зависит только от нас - для этого достаточно прекратить разговоры о революционаризме, авангардизме, - завяжем с истерикой и прекратим мерить рок-н-ролл по длине волос. Когда мы всё это выбросим, в остатке получим чистый рок-н-ролл. И ещё надо убрать обнаглевших критиков: некоторые уверены, что рок-н-ролл - это они. Это нелегко, но нам надо перейти этот Рубикон. Для этого достаточно подстричься, всего-то навсего. Надо оглянуться и посмотреть, кто действительно пишет музыку, а кто вешает нам лапшу на уши, кто человек, а кто - делальщик дерьма. Рок-н-ролл будет таким, каким мы захотим.
------------
ОН ХОТЕЛ ИЗМЕНИТЬ МИР
США, Нью-Йорк. 8 декабря 1980 года на 72-й стрит произошло убийство, потрясшее весь мир, эхо которого каждый год 8 декабря горькой скорбью отзывается в сердцах миллионов людей. Был убит Джон Леннон, выдающийся певец, композитор, поэт, лидер движения за мир во всём мире.
По официальным заявлениям Марк Чэпмен выпустил пять пуль в Леннона лишь из желания прославиться. Следствие явно не хотело возиться с этим делом, удовлетворившись ни к чему не обязывающими показаниями Чэпмена. Убийство на почве мании известности. Странная закономерность. В США подобные убийства всегда совершаются маньяками, сумасшедшими.
После убийства Джона Кеннеди расследование показало, что убийцей был псих-одиночка. Но усилиями частных детективов через много лет было доказано, что убийство президента явилось запланированной, тщательно организованной политической акцией.
Рассекреченные документы ФБР позволяют с уверенностью заключить, что и Леннон был убит по причинам гораздо более серьёзным, чем прихоть сумасшедшего. Да и вся яркая, бурная жизнь Леннона никак не вписывалась в рамки буржуазной демократии, которая всегда беспощадно расправлялась с теми, кто позволял себе больше, чем это было угодно властелинам капиталистического мира.
Джон родился 9 октября 1940 года. Вырос без родителей, воспитывался своей доброй тётей Мими. В 16 лет организовал рок-группу, которая стала известна всему миру как «Битлз» в 1962 году. Их популярность сразу достигла фантастических размеров. Они пели наивные, светлые песни о любви, грустили, страдали и веселились, полностью выкладываясь, раскрывая свои души в музыке. Многие мелодии «Битлз» представляют собой музыкальные шедевры. Их концерты воспринимались как настоящий, зрелищный спектакль, покоряющий сердца зрителей, как откровение.
В 1965 году королева Англии наградила «Битлз» орденами Британской империи за выдающиеся заслуги перед отечеством. Впоследствии Леннон в знак протеста против поддержки английским правительством агрессии во Вьетнаме вернул королеве свой орден. А ещё в 1963 году, когда «Битлз» выступали перед королевским семейством в театре принца Уэльского, Леннон обратился к зрителям: «Те, кто сидит на дешёвых местах, громче хлопайте в ладоши. Остальные – трясите своими драгоценностями!».
Все сочли это за вздорную шутку. Не понимали его и члены группы. Когда Джон написал песню «Революция», возникли серьёзные споры с Харрисоном и Маккартни, которых пугал текст песни, для них она была очередным политическим завихрением Леннона. Это непонимание и послужило главной причиной распада «Битлз». Его единомышленником стала художница Йоко Оно, с которой он и уехал в Америку, порвав с «Битлз» в 1970 году.
Как это ни парадоксально, «Битлз», детище Леннона, внесшие уникальный вклад в мировое искусство, ознаменовавшие беспрецедентный культурный и социальный прогресс в молодёжном движении, стали мешать Леннону. Он всегда был новатором, всегда в движении, в борьбе. Хотел перевернуть мир. В своём развитии он перерос «Битлз».
Вот как он сам объяснил причины распада квартета в одном из своих интервью:
- Люди, которые стоят у контроля и у власти, классовая система – всё осталось тем же самым, за исключением лишь того, что толпы длинноволосых выходцев из среднего класса ходят по Лондону в вызывающей одежде, а Кеннет Тайнен делает состояние на слове «секс».
Те же стоят у власти, те же заправляют всем, всё совершенно то же…
Мы мечтали что-то изменить в этом мире, но мне уже 30 лет, а всё осталось таким же. По-прежнему продают оружие Южной Африке, а чёрных убивают на улице. Люди по-прежнему живут в бедности…
Я больше не верю в миф о «Битлз»…
И в своей песне «Я не верю» («God») он отрекается от «Битлз»:
- … Я не верю в «Битлз»,
Я должен верить в себя и в Йоко…
Америка не желает принимать бунтаря, но после длительных судебных процессов Леннон всё же добивается американского гражданства. Здесь он поёт о герое рабочего класса, о политзаключённых, об Анджеле Дэвис, о мире и конечно же о любви. Любовь и мир – для него понятия вечные.
В 1972 году ФБР получило указание сверху следить за каждым шагом Леннона. «Отцы» Америки не на шутку обеспокоены. Леннон – неизменный участник антивоенных манифестаций, гимном которых становится его песня «Дайте миру шанс». В преддверии президентских выборов нервничает Р.Никсон, ведь Леннон может возглавить антивоенную демонстрацию в Майами и сорвать съезд республиканцев. Он отпускает язвительные остроты в адрес политиков, которые получают широкий общественный резонанс. Один из таких случаев приводит советский журналист М.Стуруа, лично знавший Леннона:
- Я решил выдвинуть Генри Киссинджера на соискание Нобелевской премии по физике, - сказал Джон.
Отлично понимая, что он заготовил «хохму», я подыграл ему:
- Но ведь Киссинджер ни чёрта не смыслит в физике?
- Ха, Киссинджера выдвинули в лауреаты Нобелевской премии мира. Даю голову на отсечение, что его вклад в физику куда значительнее, чем в дело мира…
В 1975 году Леннон уходит в себя, занимается только что родившимся сыном. Он разочарован, снова кажется, что он ничего не добился, и осточертело быть «звездой». Терзался и собственным богатством. Отдавая 10% заработков на благотворительные цели, стыдился, считая это жалкой подачкой, хотя понимал, что его миллионы ничего не решают, они, как капля в море, растворятся, и ничего не изменится.
В 1979 году Джон вернулся к музыке. Он полон творческих сил, он возродился, о чём свидетельствует его блестящая новая работа «Двойная фантазия» (1980г.):
- Я наконец нашёл самого себя. Я обнаружил, что был Джоном Ленноном до битлзов и останусь Джоном Ленноном после них. Так тому и быть. Воздух очистился. Очистился и я сам…
Да тяжёлыми были семидесятые, как отрава. Но ничего мы выжили. Давайте же сделаем восьмидесятые прекрасными! В конце концов это от нас зависит, какие они будут…
Он неисправимый идеалист, он снова хочет изменить мир. 9 декабря Джон и Йоко хотели лететь в Сан-Франциско на демонстрацию рабочих азиатского происхождения. Но для Леннона этот день так и не наступил…
Досье на Леннона составило стопку от пола «до пояса». Оказывается, он угрожал национальной безопасности США. В письме министру юстиции председатель комиссии сената С.Тэрманд рекомендует принять самые решительные меры в отношении «опасной птички», чтобы «избежать головной боли».
Чэпмен стрелял из стандартного оружия агентов ФБР – «Смит и Вессон» 38-го калибра, стрелял, держа пистолет двумя руками, именно так как учат в ФБР. Он выпустил пять пуль, чтобы убить наверняка, хотя для того, чтобы «прославиться», достаточно было бы и одного выстрела. Сам Чэпмен – член реакционной организации, связанной с ФБР и ЦРУ. И неизвестно, что ещё скрыто на страницах досье, обильно залитых чернилами. Как видно, все нити убийства ведут к ФБР.
Известный скульптор Б.Стронг отлил из бронзы статую Леннона, но ей так и не нашлось достаточного места в Америке. Мэр Лос-Анджелеса, например, откровенно сказал скульптору, что отцы города не потерпят соседства Леннона, ибо его идеи им не по вкусу. Уж если настолько невыносим для хозяев Америки бронзовый Леннон, то можно себе представить, как они жаждали избавиться от Леннона живого.
Вклад Леннона в искусство, в дело мира, его влияние на социальный прогресс человечества неоценимы. О его жизни и творчестве написано немало книг, созданы фильмы. Его музыка, как и музыка «Битлз», не стареет, продолжает волновать сердца людей и переживёт века. Его песни всегда будут служить знаменем мира. И тем не менее, как сказала вдова Леннона Йоко Оно, участница форума мира в Москве (1987г.), нам ещё предстоит прийти «к подлинному пониманию того, кем был Джон Леннон для всех нас».
А.НОВЫЙ. Журнал "Наше Слово", номер 15, декабрь 2007г.
Комментарии