Что такое понятие "пространства", и как его описывал Иммануил Кант?
На модерации
Отложенный
Что такое понятие "пространства", и как его описывал Иммануил Кант?
Есть мыслители, влияние которых не ограничивается их эпохой, а простирается на всю историю человечества, поскольку в своих построениях они выразили некоторые базовые принципы человеческого существования, раскрыли основополагающие формы отношения человека к окружающему миру. Критические труды Иммануила Канта, посвященные теории познания, стали поворотной точкой в истории мировой научной мысли. Основатель критического идеализма, родоначальник немецкой классической философии, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, Иммануил Кант внес неоценимый вклад не только в развитие современной философской традиции: его труды также описывают ответы на вопросы, которыми задаются современные физики-теоретики, в частности, это вопросы касающиеся природы пространства и времени, особенностей человеческого восприятия действительности, и что, собственно, есть сама реальность. Его самая известная работа - книга "Критика чистого разума" стала фундаментальным трудом по философии, на который до сих пор опирается множество учёных и философов современности. Один из любопытнейших вопросов, поставленных в ней, является вопрос о природе пространства.
Что вообще такое пространство? Какое бы определение вы дали этому термину?
Если мы полистаем словари и энциклопедии, то найдём множество разных толкований в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать понятие пространства. Например, пространство - это философское понятие, означающее некую физическую сущность, существующую независимо от наличия в ней предметов или наблюдателя. Пространство - это математическое множество, структура которого зависит от свойств его элементов (например, точек в геометрии, векторов в линейной алгебре, событий в теории вероятностей и так далее). Пространство — фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности. На мой взгляд, понятие пространства расширил и великолепно описал Кант в книге "Критика чистого разума".
Иммануил Кант
Обычно человек понимает пространство как весь мир, который его окружает, или пустоту, заполненную чем угодно. Пространство окружает нас повсюду, где бы мы ни оказались - в космосе или в своей комнате, таким образом, мы не можем существовать вне его - окажись мы даже в другой вселенной, нас всё равно будет окружать уже другое пространство, которое, возможно, будет отличаться кардинально от привычного нам. Можно сказать, что пространство - это окружающий нас мир. Но, согласно Канту, "можно представить себе только одно-единственное пространство, и если говорят о многих пространствах, то под ними разумеют лишь части одного и того же единого пространства".
Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нём. Поэтому пространство - это условие возможности явлений.
Любопытно, не так ли? Наша Вселенная представляет собой пространство, но, если вселенных, согласно теории Мультивселенной, великое множество, то что находится между ними?
Кант полагал, что пространство - это "бесконечная данная величина".
Но не всё так просто: поскольку человек неразрывно связан с пространством, то само восприятие пространства формирует внутри человека то, как он представляет себе мир. Каждый видит мир по-своему, исходя из собственного чувственного его восприятия, опыта и психологических особенностей. Пространство формирует личность, но и личность тоже будет формировать пространство вокруг себя таким, каким его видит, проецируя своё видение на всё его окружающее. Фактически, каждый свою реальность создает вокруг себя сам, и она воспринимается так, как человек созерцает её своей душой:
...всё, что принадлежит к внутренним определениям, представляется во временных отношениях. Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же, как не можем созерцать пространство внутри нас.
Всё, что находится в пространстве, является его частью и формирует его таким, какое оно есть, поскольку любая вещь существует в пространстве и не может существовать вне его - это и есть единство всего пространства и мира.
В чём же главная проблема того, что мы не можем познать мир полностью?
Согласно Канту, главная проблема познания мира в том, что "каждая вещь находится в себе". То есть, понятие вещи в себе означает то, что она существует сама по себе, у неё есть особая собственная природа, но каждый воспринимает эту вещь совершенно по-разному, поскольку у каждого изначально есть собственное восприятие, независимое от чужого видения. Например, несколько человек могут смотреть на одно и то же, но видеть это по-разному. Так, один посмотрит в небо и скажет, что оно синее, другой скажет, что оно лазурное, а третий - что оно голубое. По сути, все трое правы. Голубой - это оттенок синего, а лазурный - оттенок голубого. Но разница всё-таки есть, и кто же из них троих прав? Где истина?
Если мы пойдём дальше, то картина мира станет ещё запутаннее. Например, как видят мир люди и змеи:
Кто из нас прав? Чьё восприятие истинно? По сути, представление и тех и других верно, только оно в разных аспектах. "Предметы - это только суть представления нашей чувственности...Вещь в себе не познаётся и не может быть познана", - пишет Кант. То есть, вещи существуют в пространстве сами по себе. Мы можем изучить её с точки зрения разных возможностей, которые нам открыты благодаря нашим чувствам. Однако у этой вещи могут быть особенности, которые мы не можем изучить и о которых даже не догадываемся, поскольку у нас нет тех чувств, которые позволят их обнаружить. Природа самого пространства может иметь бесконечное число разных восприятий, а поскольку в основе лежит бесконечность, то мы никогда не сможем познать всю сущность пространства, но можем зато формировать собственную реальность вокруг себя, свой мир благодаря собственному его восприятию и проецированию внутреннего представления о вещах во внешнее. Свой мир, свою вселенную познать мы, таким образом, можем. Но, повторюсь, познать мир полностью - нет, так как наше восприятие ограничено. Здесь тоже, кстати, получается бесконечный замкнутый круг: внутреннее перетекает во внешнее, а внешнее - во внутреннее. Может быть, именно по причине этой замкнутости наше познание ограничено, поэтому природа пространства пока остаётся для нас недоступной?Источник: "Астрономия с Ауриэль"
<hr/>
Опубликовано 06 декабря 2021 Комментариев 0 | Прочтений 495
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.
ЭТО просто процесс целеполагания ...........
В практике НУ или просто в процесе бытия всякой всячены ОДНОВРЕМЕННО как единывй процесс организованы и работают три триединых совокупности ТЕХНОЛОГИЙ участия компонентов - это случайные (или один раз за весь процесс), это стихийные или два и бюолее раз), это постоянные (или просто господствующие компоненты от бесконечно малого к середине и до бесконечно большого) ................
так что сам процесс РАЗУМА .......... тоже имеет три триединых совокупности процессов .......
- это Разум случайный, стихийный, постоянный ..... который РАСПРЕДМЕЧЕН в трех треи диных совокупности процессов - это материя, пространство, время ........
- это Разум в материальных процессах, социальных, духовных .......
- это Разум Вселенский, Земной и посредника между ними или просто Духа-Симаргла .........
Так что надо просто ПОНИМАТЬ что такое РАЗУМ ...........
Вот здесь весьма интересно представлены такие дебаты.
https://rutube.ru/video/4fb3c059c11303d8098e4a0e775ced29/
Виктор Васильев и Вадим Галыгин - Экзамен по философии
Вроде, астрофизики говорят, что до "Большого взрыва" (Big Bang) ничего не было кроме некой точки, в которую схлопнулось всё, что было раньше. Но пустота-то была? Иначе куда бы распространялось вещество после этого взрыва?
По моим соображениям, пустота всё-таки была даже в такой период. Просто её было некому регистрировать, измерять, описывать... Всё появилось только тогда, когда появились некие определённым образом упорядоченные сгустки вещества, способные к осознанию мира, обладающие памятью, любопытные и способные размножаться и передавать свои знания потомкам. Тут-то и появились - и время и длина, ширина, высота...
Вы как-то так математически (или всё-таки метафизически?) всё делите "на троих":-)
Зачем придумывать новые названия вместо уже имеющихся? Чтобы быть "святее Папы Римского"? :-)
Так, всё-таки, как Вы считаете? пустота - это пространство?
Сегодня на канале "Galaxy" наткнулся на лекцию Митио Ка́ку - американского физика - теоретика. Он говорил о неком названии пустоты, которое звучит как "НИЧТО". По его словам - это некий вакуум, заполненный энергией - там нет материи. После того как произошёл "Big Bang", вещество из крошечной точки стало заполнять это "ничто"... Появились облака водорода, как простейшие атомы. А из них стали возникать звёзды, галактики, аккреционные диски, пульсары, двойные звездные системы, белые карлики, черные дыры...
Есть ТЕХНОЛОГИЯ органихации и работы процесса КУЛЬТУРЫ бытия Этно-Русского народа - это Правь, Явь, Навь ......... или культуры бытия трех треидиных совокупности поколений - предки, современники потомки .........А СУТЬ технологии Триединства от идеалистического начала в том что в каждом поколении работает ПОЛНАЯ СТРУКТУРА ....... НО в каждом поколении одно из них господстьвует, второе работает в противоречии, а третье гармонизирует работу процесса в цнелом ........
так вот в современной Цивилизации просто в силу отсутствие ЗНАНИЙ идеалистическое принимают за всякого рода эфир, виртуальность, пустопу и т.д. .......
Мною пердставляется технология Триединства от идеалистического начала ..... в интернете ОНОЕСТЬ читай ..............
а ты милок посмотрел в интьернете мои ТРУДЫ ........ ???
и мозгоффф хватило для прочтения ХОТЯБЫ НАЗВАНИЙ ............ ???
Но мне всё равно непонятно - почему именно на троих? Почему не семибоярщина или ещё на какую-нибудь цифру?
Я желаю Вам дальнейших успехов в Вашем нелёгком труде. Если кому-то нравится, почему бы и нет...
Читая Ваши комменты в Макспарке, я представляю Вас наподобие участника Макспарка с Ником "Ушаков" - этот тоже философ, который помешался на какой-то там конституции. Вы помешались на триединстве всего подряд - о чём бы ни шла речь - всюду "на троих" :-)
так что НЕ ЛОМАЙ МОЗГИ ........
Но для философа Вы какой-то уж очень приземлённый. Словечки какие-то придурковатые. Да и на нецензурщину легко переходите. Больше на подростка похожи, чем на философа.
Так вот они какие - философы? :-)
.
Материя, пространство, время ........... как процесс организации и работы ПРАКТИКИ бытия ОДНОВРЕМЕННО работает в трех треидиных совокупности технологий направлений ДВИЖЕНИЯ - это прямолинейно или геометрия Евклида, криволинейно геометрия Лобачевского, ПЕРЕСЕЧЕННО это технология Триединства от идеалистического начала ................
- в материальных процессах господствует прямолинейное направление движения ........... или монистическая технология .........
- в социальных процессах господствует принцип противоречия прямолинейных и криволинейных .............или диалектика .......
- в пересеченных процессах работает гармония многообразия трех треидиных совокупности процессах - материальных, социальных, духовных .................. Это технология Триединства от идеалистического начала .......
идеалистическое начало это просто ПРАВИЛА бытия всякой всячены ..........