30 лет распада СССР: амбиции и предательство

На модерации Отложенный

8 декабря 2021 года исполняется 30 лет пресловутому Беловежскому сговору, официально названному «Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств», где констатировалось прекращение существования СССР как субъекта международного права.

Встречались три команды. От России президент Б.Ельцин, первый вице-премьер Г.Бурбулис, глава МИД РФ А.Козырев, госсоветник С.Шахрай. От Украины – президент Л.Кравчук, премьер-министр В.Фокин, глава МИД Украины А.Зленко. От Белоруссии – предсовмина республики В.Кебич, председатель Верховного Совета С.Шушкевич и глава МИД Белоруссии П.Кравченко. Президента в Белоруссии тогда не было.

Никакую прессу на этот раз с собой не брали, на что в Москве обратили внимание. Подписание было тайным. Президент СССР М.Горбачёв ничего не знал ни о встрече, ни о подписании Соглашения. Уже один этот факт не только говорит о незаконности роспуска СССР, но и о том, что происходящее было самым настоящим заговором, государственным переворотом.

А уже тот факт, что Ельцин после подписания Соглашения тотчас же позвонил не Горбачёву, а президенту США Дж. Бушу-старшему и рассказал, что СССР распущен, но Горбачёв пока ничего не знает, и вовсе не требует доказательств факта госпереворота при иностранном участии. Это госизмена!

До сих пор нет правовой оценки действиям Бурбулиса, Шахрая и Козырева. Правовая оценка также необходима по всем участникам Беловежского сговора, в том числе с белорусской и украинской стороны. Да и сам факт роспуска СССР не денонсирован и не объявлен незаконным. После этого любая борьба с предателями выглядит, по меньшей мере, непоследовательно.

Вообще, сама встреча на белорусской охотничьей правительственной даче «Вискули», расположенной в центре Беловежской пущи, не представлялась как роспуск СССР. Встречались якобы для обсуждения поставок российской нефти и газа в Белоруссию и на Украину – это была версия прикрытия. Собрались на сутки раньше – 7 декабря.

Кравчук признавался, что о встрече тайно договорились ещё в Москве, в перерывах между заседаниями, когда в Новом Огарёво вели переговоры с Горбачёвым о заключении нового Союзного договора. Уже тогда решили встретиться подальше от глаз, в Беловежской пуще. И все понимали для чего.

Шушкевич и Кравчук потом говорили, что якобы не было замысла распускать СССР. Собирались как бы для обсуждения выхода из новоогаревского переговорного тупика, хотели написать декларацию с новыми идеями, но по ходу получилось то, что получилось – распустили СССР и создали СНГ.

Объяснения лживые – согласовать декларацию о переговорном тупике можно было в соседней комнате. Никто бы и слова не сказал. Для этого, собственно, все в Ново-Огарёво и собирались. Покидать Москву и прятаться в партизанской глуши Белоруссии для этого не требовалось.

В общем, рояль в кустах. Поверить в эту ложь можно лишь при очень большом желании. Соглашение о роспуске СССР было общим и заранее подготовленным решением. Только текст Соглашения должны были готовить не на коленке. Очевидно, этим занимались Бурбулис и Шахрай. Кравчук до последнего боялся ареста и потому сам готовить ничего не стал. Его устраивало, что всё взяла на себя российская сторона.

Известно ещё, что Кебич был противником роспуска СССР и долго этому как мог сопротивлялся. Шушкевич не возражал. Но уже такой расклад говорил о том, что и они не могли готовить проект Соглашения о роспуске СССР. А вот у Ельцина все мотивы для этого были.

Так что все экспромты были заранее подготовлены, и застенчивые позы голубых воришек Кравчука и Шушкевича не должны вводить в заблуждение. Этот «Тайный Союз меча и орала» лишь прикрывался «помощью детям», а на самом деле готовил госпереворот. Ильф и Петров удивительно точно описали грядущую процедуру роспуска СССР.

Возникает вопрос: почему вдруг в повестке дня возникла сама идея переподписания Союзного договора? Чем старый не устраивал? Чему мешал?

Шла перестройка. Шестую статью из Конституции убрали, региональный хозрасчёт вводили с колёс. Провели реформу цен. Партия была выведена из управления политическим процессом, но система Верховных Советов сохранялась и не требовала реконструкции. Зачем потребовался новый Союзный договор, сразу поставивший Москву в слабую позицию просителя по отношению к союзным республикам?

Через 30 лет видно: утративший социальную опору Горбачёв искал новой легитимности. Народ его уже ненавидел, партию он уничтожил, базу силовиков подорвал, сдав НАТО Восточную Европу и предал глав всех союзных государств. Ему был нужен новый корабль взамен почти утонувшему, утопленному самим же Горбачёвым. На этот корабль Горбачёв хотел комфортно перебраться и устроиться там в новом качестве.

Для этого он пустился в торговлю суверенитетом. Он сначала сдал его Западу, а потом уже не мог остановиться в силу набравшего инерцию процесса. Повиснув в воздухе, Горбачёв стал искать поддержки у региональных элит. Это не Ельцин, а Горбачёв первым обещал им суверенитета столько, сколько смогут проглотить. Только называл он это другими словами.

Всё началось с разработки концепции регионального хозрасчёта для Эстонии. Там получили это задание и постарались от него отвертеться, полагая, что после выполнения их всех пересажают. Откровенный сепаратизм выпирал как шило из мешка. Но в Москве дали понять, что всех пересажают не за разработку концепции, а за отказ от её разработки. Джин был выпущен из бутылки. Точка невозврата пройдена.

Региональные элиты поняли, что Москва настолько ослабела, что даже не торгуется, а просит. Упускать такой шанс было нельзя. Горбачёв в борьбе с Ельциным не только СССР, но и Россию был готов превратить в конфедерацию. Был разработан план придания российским автономиям статуса союзных республик. Всё это – в обмен на политическую поддержку против Ельцина.

В свою очередь Ельцин устремился защищать свою власть любыми способами. Он видел, как главы автономий уже толпились в приёмной Горбачёва, диктуя свои условия. Счёт шёл на часы. Буквально за сутки до намеченного Горбачёвым объявления об изменении статуса российских автономий Российский Верховный Совет 12 июня принял решение о суверенитете России. Опоздай тогда Ельцин на одну ночь, Россия распалась бы, как и СССР. Акт о суверенитете выбил у Горбачёва из рук все козыри. Территориальная целостность России была спасена, но ценой принесения в жертву СССР.

Ельцин предавал СССР и спасал Россию не из патриотизма, а из жажды власти. Парад суверенитетов начался раньше, когда в Ново-Огарёво Горбачёв дал понять республиканским партсекретарям, что СССР кончился. И новая форма может быть учреждена только с их согласия и на их условиях.

Можно ли себе представить, чтобы древний Рим вдруг решил предложить провинциям заключить союзный договор? Тем самым поставив регионы на один уровень с центром, – а по факту и выше, так как те могли не соглашаться на условия и требовать свои.

Где, на каких рубежах и по какой причине отступление центра могло быть остановлено? Не ясно ли заранее, что пока все провинции не выйдут полностью из империи, а их наместники, прокураторы и префекты не обретут статуса местных императоров, соглашения не будет? Что будет лишь одно соглашение – акт о ликвидации страны?

Причина произошедшего в том, что КПСС уже настолько превратилась в кастрированное сообщество, что даже всё понимая, подписала себе смертный приговор и пошла одевать верёвку на шею. Историческая отрицательная селекция собрала в КПСС по большей части карьеристов, понимавших, что вне КПСС у них есть альтернатива обмена власти на собственность.

Огромное число партфункционеров, верхушки комсомола, директоров уже занималось бизнесом, создав кооперативы и совместные предприятия с инофирмами по импорту компьютеров, ширпотреба и веря в то, что без СССР и КПСС они обретут новый статус. Партийная же массовка, поддакивающая и трусливая, подбиралось такой стерильной, что сильнее смерти боялась не угодить начальству.

У убийства СССР почти не было активных противников. Все устали от бардака и дефицита, от затянувшегося застоя и хотели, чтобы произошло что угодно, но произошло. Популярный бард Юлий Ким пел тогда: «Уходите, ваше время истекло, уходите за стекло и под стекло, и дров мы наломаем, и дурочку сваляем, но главное – без вас, без вас, без вас». Народ аплодировал и соглашался уже на всё, лишь бы без Горбачёва. То, что с водой выплеснули и ребёнка, поняли потом.

Сейчас большая часть российской элиты родом из перестройки. Её успех возник на распаде СССР. Не на созидании, а на мародёрстве приватизации. Нет ничего удивительного, что ворон ворону глаз не выклюет – по незаконности и преступности Беловежского сговора пока нет юридических решений.

Но меняются поколения, и то, что не могут современники, смогут потомки. Процесс по Беловежскому соглашению неминуем, как Нюрнбергский трибунал. Он будет, так как роспуск СССР в том виде, в каком он произошёл, это преступление, по которому нет срока давности.

В. Путин в 2005 году в послании Федеральному собранию сказал: «Распад СССР – крупнейшая геополитическая катастрофа века». По смыслу получается, что хуже, чем Великая Отечественная война со всеми её жертвами. И это не метафора. Это база для вынесения юридической оценки развалу СССР. А также приговора всем его участникам. Независимо от того, будут они к тому периоду живы они или нет. Для истории это не важно.

СССР не вернуть, и никто не собирается этого делать. Как не собирается ставить под сомнение фактический суверенитет бывших советских республик – нынешних суверенных государств. Но то, каким образом был получен этот суверенитет, как печать будет на них всегда. Им и нам с этим жить.

Пусть дипломаты выкручиваются как умеют, это их работа. А юристы должны назвать вещи своими именами. Чтобы однажды с Россией этого не повторилось.

Прецедент суда над участниками Беловежских соглашений навсегда закроет возможности преступлений против государственности, совершаемых высшими государственными деятелями по методике Горбачёва, Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Их имена, как имя Герострата, должны стать предупреждением потомкам. Пока мы этого не сделали, Россия остаётся в опасности.

Институт РУССТРАТ