Подозрительные копы зайдут без разрешения

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Новый закон о полиции серьезно расширяет полномочия стражей порядка в отношении граждан и их имущества.

Правительственный законопроект о расширении полномочий полиции заручился во вторник при рассмотрении во втором чтении в Госдуме поддержкой большинства депутатов. В первом чтении этот документ приняли еще год назад, но с тех пор его прохождение в парламенте застопорилось.

Причиной «задержки» стали несколько норм, вызвавших резкое возражение со стороны общественности. Прежде всего, это касалось права полицейских на применение оружия. Предлагалось разрешить им стрелять не только при попытке задерживаемого выхватить оружие, но и в других ситуациях, дающих основания расценить чьи-либо действия как «угрозу нападения» на человека в погонах.

Однако, как сообщил депутатам зампред комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев, от этой нормы в итоге решили отказаться. Хотя аналогичным правом на применение оружия уже располагают, например, сотрудники ФСО. Из документа также исключили норму о возмещении вреда сотрудниками полиции, так как, по словам Валеева, это является предметом другого законодательства.

Но у полицейских и без того появится много новых полномочий, от которых вряд ли останутся в восторге добропорядочные граждане. Среди них — право на личный досмотр граждан и их вещей, проникновение в жилье, вскрытие автомобиля, а также выставление оцеплений и заслонов. Так, стражи порядка смогут производить личный досмотр граждан, их вещей и транспортных средств не только при наличии данных о том, что те имеют при себе что-то запрещенное, но и если у полицейского просто возникли подозрения на этот счет.

Упрощается также доступ правоохранителей в квартиры и дома россиян без их на то согласия. Судя по тексту документа, проникновение станет возможным не только для пресечения преступлений, как сейчас, а и для задержания подозреваемых и обвиняемых или тех, на кого укажут очевидцы. Но самое интересное — полицейские смогут отныне производить осмотр помещений, транспортных средств, местности и чего угодно также в связи с проверкой сообщений о происшествиях.

Отдельно и подробно в документе оговаривается право полицейских на вскрытие транспортных средств без согласия собственников. В числе оснований для таких действий — спасение жизни граждан; обеспечение общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц и пресечения преступления; для проверки сообщения об угрозе теракта или установления обстоятельств несчастного случая, а также, например, если внутри засел пьяный водитель.

Если в момент вскрытия машины собственник будет не на месте, его обязаны уведомить в течение 24 часов и одновременно обеспечить «недопущение» в автомобиль посторонних.

Валеев заверил, что аналогичными полномочиями по «вскрытию» и «проникновению» в автомобили уже обладают представители Росгвардии и ФСО и каких-либо жалоб по нарушениям на них пока не поступало. Между тем, депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков предложил сократить количество оснований для таких действий со стороны правоохранителей с перечисленных в проекте восьми до трех. Остальные же исключить, поскольку, по его словам, они нарушают базовые конституционные права граждан. «У всех силовых структур должны быть единые, одинаковые полномочия», — не согласился Валеев.

Другой коммунист Алексей Куринный настаивал при обсуждении поправок на том, чтобы в обновленном законе о полиции также прописали норму о возмещении гражданам ущерба из федерального бюджета, если их имущество пострадало в результате проникновения в жилище или вскрытия автомобиля сотрудниками полиции. При этом речь должна идти, по мнению депутата, об исправлении последствий не только от незаконных действий стражей порядка, но и законных. «Кто будет возмещать урон — ничего об этом не говорится, между тем, в Гражданском кодексе сказано, что в таких случаях должна быть оговорка в конкретном законе, но мы здесь ничего не фиксируем — значит компенсаций не будет», — предположил депутат.

Валеев заверил, что это не так. «Статья 16 Гражданского кодекса регламентирует вопросы, связанные с возмещением вреда, это гражданские правоотношения, и смысла прописывать это отдельно в законе о полиции нет», — заявил депутат. Куринный же напомнил о судебных мытарствах граждан из республик Северного Кавказа, которые, по его словам, годами не могли получить компенсации из федерального бюджета за свое уничтоженное или поврежденное имущество в ходе антитеррористических операций. Добиться возмещения ущерба им удалось только после внесения соответствующей поправки в закон о противодействии терроризму, уточнил депутат.

Еще одна новая норма разрешает полицейским временно огораживать не только места преступлений или правонарушений, но и проведения публичных и массовых мероприятий, а также блокировать территории (сейчас — участков местности). «Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего», — говорится в принятом документе. При этом в границах оцепления разрешается устраивать личный досмотр с возможностью отказа гражданам доступа или выхода из этих зон.