Съёмки "Белорусского вокзала" устами Смирнова, но с моими комментариями...

На модерации Отложенный

Дёрнула меня нелёгкая посмотреть «Вечерний ургант» 6.12. Любопытным показалось появление старого труженика киноискусств в передаче ёрничества и стёба. Причина быстро прояснилась: режиссёр Смирнов, фильм «Белорусский вокзал», бабушка Ванечки Н. Ургант, ушедшая от нас в мир иной… Ну, как внучку удержаться от неявного использования служебного положения в личных целях? Остался один вопрос: над чем будут юморить по столь грустному поводу? Конечно же — над «клятым совком», который мешал воспарить художественной братии над суетой и цензурой. Но, как это часто случалось в те времена, не давал то не давал, но, таки, дал… 😊 Сюжет передачки крутился вокруг съёмок упомянутого фильма. Оказывается, и там ежовые рукавицы советского госкино безудержу тискали горло чересчур талантливого ниспровергателя устоев… Кратенько изложу услышанное от ваниного гостя, сопроводив некоторыми комментариями для прояснения нюансов. В 1970-м году режиссёр о 29 лет заканчивал работу над картиной, популярность которой ещё совсем не просматривалась. Съёмки несколько раз замирали. Причиной, как изволил заметить мэтр, были пакости и цензура, отмечавшая «очень много дождливой погоды» в кадре и «клеветническое изображение советской действительности». Ванечка Ургант сопроводил приведённые «обоснования» крайне истеричным до неприличия смехом. Но процесс производства фильма перезапускался благодаря М. Ромму, который ходил по начальству... Хотя кем является руководитель целого творческого объединения? Директор студии Мосфильм Сурин (архив Яковлева почему-то отправил его на пенсию в 1965-м) пакостил, предлагая утвердить на роль фронтовой медсестры в картине Макарову вместо Ургант. А соруководитель Ромма (по ТТО) Райзман в конце концов сообщил молодому режиссёру отрицательный вердикт для ваниной бабушки, вынесенный худсоветом после просмотра проб. Такой «подлянки» на фоне практически отснятого фильма Андрей Смирнов не ожидал и отправился в кабинет ген. директора студии, где отказался заканчивать картину (осталось лишь сцены с бывшей медсестрой доснять), требуя убрать из титров свою фамилию. Совершив столь «героический» поступок, творческая личность закупила водки и ушла в запой на даче. На третий день, слегка вынырнув из винных паров, бородатый «хипарь в рваных джинсах с волосами до плеч», обнаружил присланную по его душу студийную машину. Достоверность рассказа каждый может оценить на сохранённом для потомков фото съёмок. 😊 на съёмках "Белорусского вокзала" на съёмках "Белорусского вокзала" Представ пред очи Райзмана, Смирнов услышал тридняжданное: «хорошо, снимай свою Ургант». Дорога к завершению шедевра была открыта… Когда зритель, находясь под обаянием актёрского мастерства, внимает видео и звукоряду, то многие нюансы остаются за бортом анализа. Тем более, Ваня Ургант старался подчеркнуть рассказ Смирнова многократными возгласами: «Изменилось, к счастью, время!» А тот соглашался: «Конечно!» Зритель поневоле проникается подсунутым выводом: опять шедевр в СССР появился вопреки, а не благодаря власти. Но я привык не очень доверять воспоминаниям «очевидцев». Немного покопавшись в истории создания фильма, легко натыкаешься на некоторые подробности, которые заставляют усомниться в оценках творческой интеллигенции, на сколько цензура не давала ей жить в те достопамятные времена. Я даже не буду приводить разнообразные ассоциативные примеры из вольной и хлебной жизни лицедеев со товарищи, которые они теперь обильно изливают в массе предназначенных для этого передач. Просто, внимательно отнесёмся к фактам, отделяя их от домыслов и слухов. Ну, «борода лопатой», «волосы до плеч» и «рваные джинсы» бунтаря явлены всем. 😊 А каковы причины накладок и остановок в работе над фильмом? За кадром остались пертурбации со сценарием картины. А его многократно и серьёзно меняли, что само по себе разумно объясняет, почему съёмки приостанавливались. Кстати, в одной из версий герои должны были «отметелить» милиционеров, «уложив всё отделение», вырываясь «из застенков на волю».

Неправда ли — реалистично? Как по мне, предложение «самодуров» поправить сценарий было вполне обоснованно. Но и это – не всё: у картины образовалась текучка режиссёрских кадров! Смирнов принял руль последним и тут же «несвободно» начал работать со сценарием. 😊 Даже этих штрихов достаточно, чтобы узреть наличие серьёзных проблем у картины и усомниться в пустоте придирок, сопровождавших и дальше по жизни строптивого «хипаря» в искусстве. Конечно, творческая интеллигенция не разделяет свой и государственный карман. Она почему-то считает, что любые фантазии советский бюджет должен был оплачивать всенепременно и без обсуждений со стороны властей. Поневоле я пытаюсь представить, как сегодня снимается на деньги РФ фильм, в котором превозносят коммунизм в пику капитализму. Можно ли привести хоть один пример подобного? 😊 Зато кинематографисты на голубом глазу публично и бесстрашно распространяют слухи, обвиняя во всех прошлых накладках исключительно советских чиновников, умалчивая о подковёрных баталиях участников кинопроцесса. Но молодому режиссёру Смирнову, по его же словам, неоднократно помогал высокий по тем временам начальник, руководитель Третьего Творческого Объединения М. Ромм. Если верить другому источнику, то после выхода фильма на экран министр культуры Фурцева прислала Н. Ургант телеграмму «Я была не права». До чего «подлый» был народ на советских верхах. Смирнову о назначении Макаровой на роль вместо Ургант сообщил Райзман, а принимал решение худсовет Мосфильма, в который входили многие известные кинематографисты. Где доказательства тому, что именно чиновники окончательно выбирали актёров и правили сценарий? Кстати, всплывшие разные версии истории картины в качестве виновников называют разных руководителей, что только усиливает мои сомнения в достоверности баек. Немного о самом Смирнове. Закончив ВГИК в 21 год, Андрей за 10 лет, «страдая и задыхаясь» породил несколько своих режиссёрских работ. Кроме них, отметился актёром и сценаристом. По его словам, творческая карьера должна была закончиться в 1967 после «радикального и скандального» фильма «Ангел», когда замминистра В. Е. Баскаков, якобы, заявил: «Мы тебе поможем сменить профессию». Можно ли верить Смирнову, если в 1970 «анфан террибль» был «наказан» советскими чиновниками картиной «Белорусский вокзал»? Творческий диссидент не унимался и публично заявил начальству: Впрочем, я не возражаю против того, что ваш съезд поспел как раз к премьере нашей картины»… Какими репрессиями закончился сей наглый афронт в честь 24 съезда КПСС? В 1974 Андрей Смирнов снял мелодраму "Осень" по собственному сценарию на деньги всё того же ненавистного государства. Но наш режиссёр (сценарист и актёр по совместительству) продолжает уничижительно оценивать свободу творчества в СССР… Тем более, в 1988-1990 гг. Андрей Смирнов занимал пост и. о. первого секретаря Союза кинематографистов СССР. Как противоречив и инфантилен лепет творческого интеллигента… Чудны дела твои, господи… А вы думали, почему развалился СССР? Потому что взгляды «первого секретаря» иллюстрируются такими заявлениями (акценты — мои): Сталин же объявил, что у него нету пленных, а есть предатели Родины. Поэтому смертность среди русских пленных в немецком плену намного превышала смертность остальных наций… [корреспондент]: …тревожно, что праздник Победы постепенно милитаризируется. Юнармия в военной форме поет песни про мудрого вождя, дети разбирают автоматы. [Смирнов]: Мне это кажется пошлостью. В национальном масштабе побеждает победобесие… У нас всегда была тяга к милитаризации, к излишнему празднованию, я бы сказал, Победы. Этот день должен быть не днем воинствующего милитаризма и угрозы, а днем скорби… Даже случайно натыкаясь на то, как пиарят личности с подобными взглядами на центральном канале, я скорблю… И соглашаюсь: именно к их счастью времена изменились, о чём нам обязательно напомнят урганты в разных передачках на разных каналах центрального ТВ…