ЛОГИКА 4. Суждение и вопрос

На модерации Отложенный

 

«Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка нет лекарства».   И.Кант. Критика чистого разума. М.:1994. С.121.

 

Способность субъекта познания к оценке самых различных суждений необходима в самых разных ситуациях…

Оценочные суждения ( напр. «истинно» «ложно», «неопределённо») исследуются в модальной логике. Субъект своими суждениями может  критиковать или отвергать то или иное высказывание, если у него есть на это основания..  Суждение есть форма выражения мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается.

 

Аристотель чётко разделил суждения. Они бывают:

Общеутвердительные:  «Все S есть P»

Частноутвердительные:  «Некоторые S есть P»          

Общеотрицательные:   «Все S не есть P»  обозначаются 

-Частноотрицательные:     «Некоторые S не есть P                        

 Суждение состоит из двух терминов, связки и квантора:

1. Первый термин – это субъект суждения,   о котором  что-то утверждается или отрицается. Обозначается буквой «S».

2. Второй термин – предикат суждения – это то, что именно говорится о субъекте. Обозначается буквой «P».

3. Связка соединяет субъект суждения и предикат с помощью модификаторов: «есть», является», «не есть»,«не является».

4. Квантор указывает на степень общности суждения – ВСЕ или лишь НЕКОТОРЫЕ вещи мы описываем

 

Конъюнкция - пропозициональный союз, означающий «и то и другое вместе», обозначается знаком «&», произносится «и». Конъюнктивные суж-дения часто называют просто конъюнкцией. Их форма: S есть «p & q».

Дизъюнкцией – называется союз, означающий «или», «или то, или другое», он образует дизъюнктивные суждения. Нестрогая дизъюнкция, обозначаемая знаком «V» допускает любой вариант из возможных: «Петя пойдёт гулять или в школу». Но если вопрос стоит ребром, «либо-либо», – то это будет уже строгая дизъюнкция.

Импликация – (лат. implicite – тесная связь) – пропозициональный союз «если… – то …», Импликативные суждения объединяют два исходных суждения так, что истинность первого исключает ложность второго.

Первое суждение импликации называется антецедентом, второе кон-секвентом. Например, импликативные высказывания «Если число делится на десять, то оно делится и на пять» - «если p то q». Истинность консеквента является необходимым, но недостаточным условием истинности антецедента: если улица мокрая, то, возможно, её поливали. Пропозициональные связки не должны объединять суждения, между которыми нет содержательной связи.  

 

Вопросительными называются суждения, являющиеся формой перехода от имеющегося знания к новому.

Вопрос  имеет информативную (предпосылочную) часть и искомую выражаемую вопросительными словами «кто?», «когда?», «почему?» «сколько?» Например, в вопросе «Кто пришел?» выражено предпосылочное знание: кто-то пришел.

Вопрос строится в контексте имеющегося знания и является основой внутреннего диалога. Вопросы характеризует компетентность: Чем меньше знаний - тем уже круг интересов, тем меньше вопросов. «Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам». /Г. Левис/. «Ключом ко всякой науке является вопрос». /Бальзак/.

Вопросы бывают прямые, на которые можно ответить «да» или «нет»; и непрямые, если этого сделать нельзя и полупрямые, если можно ответить, какое из нескольких суждений истинно.

Правильным называется вопрос, не имеющий ложных предпосылок и предполагающий однозначный ответ. Нельзя требовать ответа «да» или «нет» в случае, если любой вариант ложен или истинен в разных отношени-ях.

Неправильным считается вопрос, имеющий, хоть одну ложную или бессмысленную предпосылку. Примером неправильно поставленного вопроса может служить и т.н. первая сторона «основного вопроса философии»: что первично – дух или материя. Ложной здесь является предпосылка о том, что «дух» и «материя» существуют как некие противостоящие друг другу субстанции. Идеальное – это мысли и образы, возникающие в процессе деятельности мозга, а не самостоятельно существующая субстанция. Бессмысленными являются и вопросы «обо всём и ни о чём». Например, на вопрос о том, что является причиной всего существующего мы не можем ответить: что бы мы ни назвали – возникает вопрос о причине этой «первопричины».

Провокационные или риторические вопросы задают не столько для того, чтобы получить ответ, сколько для того, чтобы сообщить информацию, в которой заинтересован вопрошающий. В этом случае отвечающему нужно не оправдываться, а извлечь из вопросительной оболочки целевые предпосылки спрашивающего и сделать их явными. Вопросы могут содержать скрытые предпосылки. Улавливающие вопросы представляют собой логические ловушки, которым придана форма вопросительных суждений. Их применяют следователи, пропагандисты, лекторы, они прибегают и к риторическим вопросам

 

Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное знание, зафиксированное в предпосылках вопроса. Ответы могут быть истинными и ложными, прямыми, взятыми прямо из области поиска ответа, и косвенными, взятыми из более широкой области, из которой ещё нужно будет вывести нужную информацию. Ответы могут быть краткими, односложными, и развёрнутыми, с повторением всех элементов вопроса. А также полными и неполными. Для развития личности важен диалог,  сложное взаимовлияние вопросов и ответов.