Президент Медведев, спасите полковника Корепанова!

На модерации Отложенный

 

Российский гражданин осужден в Узбекистане по нелепому обвинению. МИД и Госдума помочь ему оказались бессильны

На следующей неделе, 14 июня начинается рабочий визит президента России Дмитрия Медведева в Узбекистан. Официальная повестка переговоров с тамошним коллегой Медведева Исламом Каримовым, как водится, обозначена весьма обтекаемо: «главы государств обсудят вопросы экономического сотрудничества и безопасности в регионе и подпишут ряд двусторонних документов, направленных на углубление взаимодействия в различных областях». «Свободная пресса» предлагает российскому лидеру еще один, но совершенно конкретный пункт предстоящих переговоров. Медведев просто обязан потребовать у Каримова выпустить на свободу полковника запаса Юрия Корепанова. Этот 63-летний гражданин России в октябре минувшего года был осужден военным трибуналом вооруженных сил Узбекистана на 16 лет по абсолютно надуманному обвинению в шпионаже и измене родине.

 

31 января 2011 года «Свободная пресса» подробно рассказывала о том, как началась эта история. Полковник Корепанов стал преподавателем Ташкентского высшего командного танкового училища имени маршала бронетанковых войск Рыбалко еще в советские времена. В страшном сне не мог представить, что в один вовсе не прекрасный день окажется, что сам он служит по одну сторону государственной границы, а его сын Дмитрий, тоже офицер-танкист, - по другую, в России. Но кто его спрашивал?

 

В общем, нежданно-негаданно оказался коренной уралец, полковник Корепанов офицером армии маленького, но гордого Узбекистана. Тем более, что в отличие, скажем, от Украины, в этой республике ломать об колено совесть оказавшихся за границей бывших советских военных не стали – принимать новую присягу не заставляли. Паспорт, правда, пришлось выправить все же на узбекистанский. Кто ж знал, что это обстоятельство в его судьбе окажется роковым?

 

Тихо-мирно офицер дослужил до пенсии. Вместе с женой в мае 2003 года уехал на малую родину, в Екатеринбург. Младшего сына Максима, нашедшего себе дело в Ташкенте по душе, решили с места не срывать. На Урале никто никаких препятствий Корепанову-старшему, прослужившему в общей сложности 40 лет, главным образом, в советских вооруженных силах, не чинил. В 2003 году в полном соответствии с законодательством РФ получил военный пенсионер гражданство России.

 

Без проблем съездил в Ташкент к младшему сын раз, другой, третий. 30 октября прошлого года из очередной поездки возвращался в Екатеринбург. На последней узбекской станции Келес, как водится, местные пограничники принялись проверять документы. И объявили, что он задержан.

За что? Почему? Как? Это в следственном изоляторе Службы национальной безопасности Узбекистана выяснилось скоро. Оказывается, по тамошним правилам Корепанов по-прежнему числится гражданином Узбекистана. А поскольку на границе предъявил паспорт другого государства, стало быть, - нарушитель нерушимых рубежей суверенного государства.

 

Самое интересное, что если строго следовать казенным бумагам, не такая уж это и неправда. Давно очевидная всем нестыковка законодательств двух наших стран привела к непростой коллизии. В России установлен такой порядок. Хочешь сменить узбекский паспорт на паспорт РФ – достаточно официального письменного заявления в органы власти Узбекистана о выходе из гражданства этой страны. Потом, при наличии соответствующих условий, можно претендовать на гражданство России. Полковник Корепанов так и сделал.

 

Только для Ташкента его заявление – филькина грамота. По принятым в этой стране законоуложениям, лишить гражданства республики может только президент Каримов. Он указа по поводу Корепанова не подписывал. Следовательно, владеть полковник запаса может лишь паспортом Узбекистана и никаким иным. Предъявил российский? Явный нарушитель госграницы.

 

Довольно скоро прояснилось, и с какой целью полковник запаса посягнул на святость и нерушимость рубежей. Шпионаж – вот какую статью для него придумали в Службе национальной безопасности. Чего такого важного мог выведать российский военный пенсионер об армии, на вооружении которой стоят давно и хорошо не только ему известные танки Т-72? А кто его знает? Доказательства на этот счет если кто и видел, то только военный трибунал в Ташкенте. В итоге – будьте любезны, 16 лет за шпионаж и измену родине. Какой родине?

Той что давал присягу? Ее давно нет. Той, откуда увольнялся в запас? Так Корепанов ее родиной не считает, что и подтвердил получением российского паспорта. Что касается родины-России, то если кто и изменил, то это она ему. Потому что практически бросила его в узбекском зиндане.

 

Нет, бумаги по поводу судьбы полковника запаса в Москве за минувшие месяцы извели горы. Еще 14 января нынешнего года вопрос об аресте российского гражданина в Узбекистане был рассмотрен даже на заседании Госдумы. Депутаты дали поручение МИДу РФ срочно вмешаться. Пять российских дипломатических нот одна за другой без вести исчезли в ташкентских архивах. В Екатеринбурге собраны десять тысяч подписей горожан под обращением к президенту Медведеву с требованием немедленно заняться вызволением узника. Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского провела пикетирование посольства Узбекистана.

 

И что? Каковы результаты грозных протестов великой России? Полковник запаса Корепанов как сидел, так и сидит в Узбекистане. Только из следственного изолятора в середине февраля Корепанова перевели в город Карши, в колонию общего режима УЯ 64/49. Мы ж не Америка какая-нибудь. Это тамбывший президент США Билл Клинтон срочно летит в Пхеньян, чтобы выторговать там арестованных сораждан США и заработать политические очки своей Демократической партии.

 

Тщетность попыток освободить Корепанова по официальным каналам недавно косвенно признал даже уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Его мнение выглядит обескураживающее, но реалистично: «Узбекистан – это такая страна, где субъективный фактор (я как уполномоченный буду говорить вежливо) играет решающую роль. Поэтому единственный способ добиться этой цели – это когда высшие органы государства, представители, персональные лица высших органов государственной власти во время переговоров, которые систематически происходят, ставят этот вопрос в один из первых пунктов повестки дня двусторонних закрытых переговоров. Наши власти имеют набор возможностей решить вопрос по принципу «ты – мне, я – тебе». Я не буду эти возможности перечислять, потому что это было бы неправильно. Но эти переговоры должны как можно быстрее состояться, и весь перечень наших возможностей «мы – тебе, а ты – мне» должен быть использован».

 

Через несколько дней Медведев и Каримов собрались беседовать с глазу на глаз. Не тот ли это случай, когда просто необходимо жестко использовать восточный «субъективный фактор»?

 

Однако как обстоят сегодня дела у самого непонятно за что отбывающего срок полковника запаса? Это обозреватель «Свободной прессы» разузнал у старшего сына узника подполковника Дмитрия Корепанова.

 

«СП»: - Ваш отец в состоянии сообщать о себе?

 

- Связь с ним только через младшего брата Максима, живущего в Ташкенте. За это время ему предоставили два краткосрочных и одно долгосрочное свидания с отцом.

«СП»: - Ну и как себя чувствует Юрий Григорьевич?

 

- Максим говорит, что когда увидел его последний раз, то даже заплакал. Отец пережил инфаркт. Похудел килограммов на 35. Но самое страшное, что он, видимо, смирился со своей участью.

 

«СП»: - Как его содержат?

 

-Отец на этот счет ничего не рассказывает. Говорит, все нормально. Думаю, накануне свидания с ним очень предметно разговаривают представители службы безопасности. То же самое и в письмах. Три штуки прислал из колонии. В конце марта адвокат ездил к отцу в Карши. Видимо, дела были плохи, потому что после этого по заявлению защитника отца немедленно отправили в Ташкент в тюремную больницу. Сейчас снова вернули на прежнее место.

 

«СП»: - Диагнозом интересовались?

 

- Конечно. В ответ: «Состояние здоровья удовлетворительное. Проведено соответствующее лечение». Чем лечили и от чего – ни слова.

 

«СП»: - А где ваша мама?

 

- Со мной, в Екатеринбурге. Еще моя жена и трое детей.

 

«СП»: - У вас большая квартира?

 

- Никакой нет. Снимаю трехкомнатную.

 

«СП»: - Сколько прослужили?

 

-С 1987 года. Окончил Киевское высшее инженерное танковое училище. Служил в Екатеринбурге. Попал под сокращение. Три года в распоряжении командующего Центральным военным округом. Уволить в запас не могут потому, что бесквартирный. Как и отец. Если из тюрьмы все же выберется, идти ему тоже, в общем-то, некуда.