Великий шаг к новой жизни

На модерации Отложенный

 

К середине 1930-х, после революции, Гражданской войны, образования и последующего оформления СССР, досрочно выполненной пятилетки первой и перешедшей через экватор второй уже вполне можно было подводить некоторые итоги и проводить черту под тем, откуда вышли, куда пришли и чего достигли.

Поэтому Политбюро 31 января 1935 приняло решение о разработке новой, в сравнении с 1924 годом, конституции, должной отразить вступление страны в новый этап своего развития – построение социализма, а ЦИК СССР 7 февраля 1935 создал для этого Конституционную комиссию под председательством И. Сталина и 12 подкомиссий.

Итогом напряженной работы всех образованных структур стал проект Конституции. 12 июня 1936 года он был опубликован, после чего на всех уровнях – от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов его стали обсуждать. В этом приняли участие больше половины населения страны – 75 миллионов взрослого населения. Были получены 1 миллион 540 тысяч предложений, дополнений и поправок, публикуемых в периодической печати. Для подведения итогов всей этой титанической работы народа 25 ноября 1936 был созван Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР. Его редакционная комиссия к окончательному варианту проекта приняла 47 поправок и дополнений к 32 статьям. И вот что о своем и партийном детище сказал И.В. Сталин: «Это будет исторический документ, трактующий просто и сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализма в СССР, о фактах освобождения трудящихся СССР от капиталистического рабства, о фактах победы в СССР развернутой, до конца последовательной демократии. Это будет документ, свидетельствующий о том, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах – и уже осуществлено в СССР».

5 декабря 1936 года85 лет назад, сначала постатейным, а потом в целом голосованием, Конституция СССР из 13 глав и 146 статей, получившая народное название Сталинской, была принята.

Основная суть ее заключалась в том, что искоренялась (и, как казалось, навсегда) эксплуатация «человека человеком», эксплуататорские классы ликвидировались, а труд был «обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» по принципам социализма: кто не работает, тот не ест, и от каждого по его способности, каждому – по его труду. Обеспечивались равные права женщин и мужчин; всех граждан СССР, независимо от национальности и расы.

Вводилось всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании гражданам СССР с 18 лет, а депутатом мог стать гражданин, достигший возраста 23 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям, и каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Для обеспечения свободы совести церковь отделялась от государства, школа – от церкви, а свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил являлась почетной обязанностью.

Но самое главное – основные права советских людей. Конституция впервые давала самые гуманные права гражданам СССР, к которым все мы потом привыкли и даже не задумывались о них – такими они казались естественными. Задумываться об их значимости впору сейчас, когда мы живем уже совсем в другом обществе и по другим законам, которые, кстати, даже в таком секвестрированном варианте мало кем исполняются. А по Конституции Сталинской все основные статьи исполнялись, и все граждане СССР обретали впервые вот какие архиважные права.

По ст. 118 право «на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством.

Обеспечивается… ликвидацией безработицы».

По ст. 119 право «на отдых» «обеспечивается установлением для рабочих и служащих 8-часового рабочего дня и сокращением рабочего дня до 7 и 6 часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы; и до 4 – в цехах с особо тяжелыми условиями работы. Установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов».

По ст. 120 право «на материальное обеспечение (пенсию) в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности… бесплатной медицинской помощи трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов».

По ст. 121 право «на образование» – «обеспечивается всеобще обязательным 8-летним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством. Всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся».

Правда, чтобы все статьи эти исполнялись и выполнялись, для граждан вводились и обязанности. В соответствии со статьей 130 они должны были «соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития».

А по статье 131 – «беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа».

И что тут скажешь: сурово, но справедливо. Иначе от воровства, коррупции и преступности никак не избавишься (что сегодня в образах многоликих врагов народа мы постоянно и видим).

И последнее. Насколько реально исполнялась Сталинская Конституция? Уже десятилетия нам постоянно талдычат о репрессиях, ущемлениях прав и свобод. Да, действительно, злоупотребления властью были. Действующее законодательство и подзаконные акты эпохи 30-х годов для борьбы с «врагами народа» Конституции не во всем соответствовали, в некоторых аспектах ей противоречили, часть декларируемых ею положений выражения в законодательстве не находила. Но причина здесь не в том, что Конституция была плоха – была она как раз отлична и демократична, но просто общество находилось еще на этапе своего строительства, развития. И отголоски Гражданской войны, противостояния в отношении к собственности, общественно-политическому строю, мышлению и мировосприятию – продолжали существовать. И нарушения Конституции, предвоенная упрощенность и ускоренность в принятии решений страдали излишней жестокостью. Но конституция жила и действовала, глубоко уважалась народом.

Если оценивать Сталинскую Конституцию в основном, в главном, то это, безусловно, был огромный прорыв в строительстве социалистического общества совершенно новой формации. При общественной, государственной, но никак не частной форме собственности, и честном, бескорыстном труде на благо своей Родины десятков миллионов советских людей. И не принимать, не признавать это просто аморально: Сталинскую Конституцию 5 декабря 1936 мы всегда будем помнить и знать. А в годы моего детства это был еще и большой праздник Советской страны и ее народа – всегда Красный день календаря!