“Рвущие гривы лошадям”: загадки народа джалаиров
На модерации
Отложенный
Многие племена, существовавшие в Средние века и даже имевшие определённое могущество, сегодня стали лишь частью истории. Однако это вовсе не означает, что эти народы бесследно исчезли или вымерли. Свой рассказ я хочу посвятить джалаирам. Исследователи до сих пор затрудняются сказать наверняка, какой это был этнос - монгольский или тюрко-монгольский.
Несмотря на массу загадок, которые нам задаёт прошлое этих племён, известно, что сегодня джалаирские корни есть у монгольского, бурятского, каракалпакского, узбекского народов. Давайте же лучше познакомимся с этими племенами. Какими были джалаиры? И почему историки заявляют: их нельзя причислять к потомкам Чингисхана?
Сложности происхождения
О появлении джалаиров можно судить лишь по сохранившимся сведениям, записанным средневековыми авторами. Если верить персидскому историку Рашид-ад-Дину, изначально эти племена обитали в районе Каракорума, однако в дальнейшем смогли завоевать новые территории и значительно расширить свои границы. В этих местах прежде проживали уйгуры, которых некоторые учёные считают предками джалаиров.
Примечательно, что название народа, как заявляли старинные авторы, также имело монгольские корни. Сохранилось предание, согласно которому предок джалаиров обладал такой силой, что мог отрывать гриву лошади вместе с загривком на полном скаку. В переводе с казахского “жал” значит “загривок”, а “айыр” - “рвать”. Выходит, “джалаиры” - это “те, что рвут гривы лошадям”.
Историки прошлых веков отмечали, что эти племена могли принадлежать к монгольским этносам, которые именовались подобным образом. От себя хочу заметить, что в литературе можно встретить термин “жалаиры” или “чжалаиры”. Если вам доведётся увидеть такие слова - смело раскрывайте нужный источник - речь идёт о джалаирах.
Монгольский охотник / © MIhail Spil-Haufter / spilhaufter.artstation.com
История и выдающиеся личности
В XII веке народ завершает процесс своего формирования, а уже через столетие активно принимает участие в военных походах монголов. При разгроме чжуринцев в плен к Чингисхану попал Мухали, представитель джалаирского племени.
В дальнейшем этот человек сумел завоевать настолько безграничное доверие предводителя монгольских войск, что стал одним из ближайших соратников Чингисхана. Он был одним из четырёх “боатырей-кулюков”. Писатель Виктор Маглинов, детально изучив взаимоотношения монголов в те времена, пишет:
“Мукали-гойон (Мухали) был выходцем из джалаиров. Возможно это послужило назначению десятков представителей народа джалаир на высокие военные и государственные посты при Чингисхане и его детях. Среди них можно назвать темника Бала-нойона, руководившего военными операциями в Индии во время войны с Хорезмшахом, Мункасар-нойона, старейшего и уважаемого судью в период правления Менгу-хана, Курчи-Бугуна, правителя Грузии в улусе Хулагидов и, многих других. Примечательно, что даже великий хан Угедей в детстве воспитывался в семье джалаира Кадана”.
Кстати, на могущество Мухали и джалаиров (пусть и в косвенной форме) указывает персидский государственный деятель Рашид-ад-Дин:
“В давние дни было многочисленно (племя джалаиров); каждое его ответвление имело эмира и предводителя. В эпоху Чингисхана, а также и в настоящее время из него (племени) было и есть много эмиров в Туране и Иране. Часть их становищ была в местности Онон”.
Монгольская кавалерия / © Kang M.
Монголы или тюрки?
Несмотря на то, что порой в литературе проскальзывают определения джалаиров как “потомков Чингисхана”, это ошибочное мнение. Да, с монголами у этих племён было действительно много общего. Причём постепенно происходило омонголивание джалаирского этноса. Но изначально его представители были именно тюрками. Об этом говорит нам в своих трудах и Рашид-ад-Дин, посвятивший многие годы изучению этноса.
Однако здесь вы вполне можете возразить, заметив, что в большинстве современных источников джалаиры указываются как часть монгольского народа, и такой подход тоже верен, но лишь частично. Представьте: покорённые монголами джалаиры со временем начинают перенимать многие особенности их культуры (в том числе и язык). Однако происхождение их остаётся тюркским. По сути, сегодня о джалаирах можно говорить лишь как о тюрко-монгольском этносе, впитавшем в себя элементы каждого из двух этих народов.
Сегодня джалаиры входят в состав различных народностей. Они стали частью халхов (монгольская ветвь), тюркских племён, хазарейцев, маньчжуров. Наиболее ярко джалаиры проявили себя в узбекском и казахском этносах. За счёт такого раздробления и влияния других культур обычаи потомков прежних джалаиров значительно отличаются друг от друга. Несмотря на это, об этих племенах не стоит говорить как об исчезнувшем народе - джалаирская основа продолжает жить во многих представителях столь необычного этноса.
Комментарии