Джамшут объединитель. Национальная идея

9 января 1905 года толпа православных рабочих Петербурга была расстреляна солдатами. Событие, получившее название «Кровавого воскресенья», послужило толчком к Первой русской революции.

Что на самом деле произошло? Мы рассмотрим это событие с позиции ревкона, следовательно, с позиции системной рефлексии.

Кто пришел к царю и почему? Почему толпа с православным крестом, хоругвями и портретом помазанник божьего — царя была так жестоко опрокинута царскими же чиновниками.

Конечно событие более вековой давности нужно рассматривать с оглядкой на современность. Кажется удивительным, но кое-какие рудименты метафизического свойства проявляются и сегодня. С той поры как пал, распался на национальные республиканские составные наследник царской России имперский СССР, это может показаться неким чудом. Что может остаться от религиозного фанатизма у граждан, которых 70 лет воспитывали в атеизме? Даже если, после распада СССР стали густо появляться церкви и мечети. Это, скорее, от идеологического вакуума. Советский человек оказался не только существом социальным, но и глубоко замкнутым. Рыночная экономика создала вдруг миллионы мгновенно одичавших одиночек. Почти дикарей. Власть, сама не ведая, скорее на автомате, ничего не придумала, кроме рыночной руки, хотя и сама рыночная рука была не ее придумкой вообще. Но в общем и целом, религия снова оказалась востребованной. Безыдейных людей, возможно, это и спасло от полного дикарства. Но тут же оживило и память. Помазанник божий конечно не мог получиться никак. Но кое-какие качества помазанники ситуации заставила показаться в эфире. Любая сцена требует полноты. Путь не тотальной веры, но тотальной же сцены. Президент стал появляться в эфире с ежегодными посланиями и, более того, разговаривать со 150 миллионным населением в прекрасный день прямого общения по спутнику и интернету. Ну разве это не осовремененная мистика? Разве это не новые пожелания народа, правда собранные не реальными лидерами, а уполномоченными организаторами. И это при тотальной грамотности народа после СССР! Разве это не феномен музея (памяти)?

 

Если тут нет прямого религиозного чувства, скорее, оживленные рудименты патернализма. Ибо никто никак не может доказать отсутствие Бога. А Бог или, как там, — его проявление в виде везения или невезенья — очень нужен при рынке. Люди стали суеверными до откровенного язычества. И помазаничество тоже имеет эти же корни социальной нужды. Ну, в общем, картина, как говорится, маслом. Тотально грамотные люди уподобляются тотально малограмотным рабочим 1905 года. Неслучайно. Это не только дань памяти и восстановление традиции.

Восстановление традиции более подходит, чем вера. Вера в вождя была и у первобытных дикарей. Это древние пласты. Но что произошло в 1905 году январе, не есть причина. Скорее это проявление другого. Это только проявилось в 1905 году. А готовилось больше полувека последнего периода романовского правления.

 

Самые ничтожные по рангу из Табеля Петра I — рабочие (зерефы) потребовали относительного равенства. Выйди царь к народу, окажи милость и прими наши требования! А там и согласись. Неслыханная дерзость на взгляд современника революционера Герцена и критика Белинского. Вот они плоды реформ. Вот они плоды агитации разночинцев. Вот они результаты терактов народовольцев. Относительное улучшение образования населения и урбанизация на крайне ограниченных географических участках — в Санкт — Петербурге и в Москве. Народ осмелел. Осмелел настолько, что потребовал равенства, если не с людьми двора, но гражданских прав. А там и символическая участь помазанника в виде ритуального идола не за горами.

 

Русский народ, да и любой евразийский — крайне иерархический народ. Кто чуть поднимется на ветку повыше, тут же сплевывает на ветку пониже. Так положено было до Петра I, так и осталось зафиксировано в Табеле о рангах после. Табель о рангах действовал — существовал вплоть до Октябрьской революции! В бомбе, брошенной в деда последнего Романова Игнатием Гриневицким, воплотилось все то отчаяние разночинцев. Ты мог получить самое престижное образование. Ты мог купить самую модную и дорогую одежду, костюм, фрак. Но любой сын чиновника, что имел чин и был дворянином, мог сплюнуть на тебя, показать явное пренебрежение в любом месте. Только в иерархическом обществе (традиционном) обществе бросаются бомбы и всякие другие предметы в момент полного отчаяния. Ты не станешь человеком никогда! Ты — таджик! Ты — Джамшут! Чтобы было понятно читателю. Можешь написать диссертацию. Можешь сделать открытие мирового масштаба. Но сын вороватого белого человека будет смотреть на тебе как на недочеловека. Да и не только сын чиновника. Даже сын технички - поломойки. Но он про это конечно забыл. Это есть традиционное (или пост традиционное) общество.

 

П.С. Похоже, в России нашли национальную идею - несчастных мигрантов. И правящая элита и контр элита и сетевые обитатели сошлись - все беды России от гастарбайтеров; узбеков, таджиков, киргизов, кавказцев. Это начало фашистской консолидации. Даже несмотря на сверх отрицательную коннотацию этого слова для бывших советских людей.

Левые должны наблюдать за этим спокойно. Теория рефлексии все объясняет.