Если бы 22 июня немцев везде встречали так, как бригада Москаленко, что было бы? Бойня для Клейста

Генштаб РККА тщательно анализировал опыт применения танков вермахта в сражениях в Польше и Франции.

 

Выводы делались: в апреле 1941 г. созданы 10 артиллерийских противотанковых бригад РГК, каждая имела 6000 человек штатного состава, 24 пушки калибра 76 мм, 36 зенитных пушек калибра 85 мм, приспособленных для стрельбы по танкам прямой наводкой, 8 зенитных пушек калибра 37 мм и 36 зенитных пулемётов – и полностью моторизованные: мощный артиллерийский кулак, надёжно защищённый с воздуха!

 

Принял бригаду полковник К.С. Москаленко: 17 лет прослужил в кавалерии, пересел в танк, в Финскую повоевал на т-26, успел покомандовать артиллерией 2-го мехкорпуса.

 

 

Генерал-майор К.С. Москаленко

 

Генерал-майор К.С. Москаленко

 

Это был один из немногих старших офицеров РККА, прошедший без скачков служебную лестницу, имевший многолетний опыт, реально командовавший в бою, знавший технику и тактику проведения операций мобильными войсками (это к рассуждениям некоторых специалистов о том, что предвоенные «чистки» в армии обновили командный состав – лейтенант, ставший командиром полка, полковником быстро НЕ становился, он и воевал, как лейтенант!)

 

К началу войны бригада была полностью укомплектована и занималась в летнем лагере под Луцком учебными стрельбами и манёврами.

 

Полковник гонял бригаду от души – дело своё он знал!

 

 

76-мм орудие на позиции

 

76-мм орудие на позиции

 

22 июня у Луцка генерал в первый раз увидел вражеские танки с крестами, но испуга НЕ было – расчёты обучено закопались в землю, и вскоре начался бой, который для многих, очень многих советских подразделений в эти дни заканчивался трагически: 2 танковых дивизии против артиллерийской бригады, и подходит мотопехота немцев.

 

Но это была бригада К.С. Москаленко, который после первых боёв (один из немногих в начале войны) в августе станет генерал-майором.

 

Поставив дымовую завесу (всё, как учили!), 200 немецких танков атакуют бригаду.

 

Немцы несколько раз врывались на позиции артиллеристов, один из танков сожгли прямо на раздавленном орудии, но никто НЕ бежал с криками: «Окружили, прорвались!»

 

Парни делали своё дело, которому их научил полковник.

 

В сумерках бой затих – 70 танков горели, пехота немцев, выстриженная зенитными пулемётными установками, больше НЕ шевелилась.

 

Полковник принял донесения о потерях: 16 орудий вместе с личным составом навсегда остались на своих разбитых позициях.

 

Допросил пленных: оказалось, бригада отразила атаку 13-й и 14-й танковых дивизий танковой группы фон Клейста, поддержанных 298-й пехотной дивизией.

 

Да, назавтра полковник, получив приказ, отступить, но он бил немцев – бил по всем правилам, так, как научился сам, научил других и будет бить дальше.