Как праведники народов мира едва не стали жертвами сталинского процесса
На модерации
Отложенный
Еврейские женщины, арестованные в Будапеште, 1944
Вряд ли найдется человек, не слышавший о Рауле Валленберге — шведском бизнесмене и дипломате, спасшем во второй половине 1944 года от неминуемого уничтожения десятки тысяч венгерских евреев.
Как только в Будапешт вошла Красная Армия, шведа арестовали и вывезли в СССР, где он сгинул в ГУЛАГе.
Заслуги дипломата увековечены по всему миру — ему установлены памятники от Будапешта до Сантьяго и от Лондона до Тель-Авива, в его честь названы улицы во многих странах, учреждены премии Валленберга, вручается медаль его имени. Вне всякого сомнения, это заслуженные почести.
Но под силу ли было одному человеку воплотить в жизнь столь грандиозную операцию? Разумеется, нет. Праведнику помогало много людей, оставшихся практически не известными. Пришло время вспомнить и о них…
Первый, чье имя заслуживает упоминания, — венгр Карой Сабо. В 1932 году, еще подростком он начал работать в венгерском филиале американской компании пишущих машинок «Ремингтон». В 1940-м перешел в местное отделение Brunsviga — германской компании, производившей арифмометры. С началом войны юношу призывают на фронт, но после ранения в 1942 году демобилизуют. Тогда Карой устраивается наладчиком механической техники в шведскую дипломатическую миссию в Будапеште, где знакомится с одним из спасенных Валленбергом — психоаналитиком, д-ром Отто Фляйшманом. Именно Фляйшман убедил Сабо принять участие в спасении венгерских евреев.
|
|
Карой Сабо, 1944 |
Здание шведской миссии, откуда Валленберг управлял операцией по спасению евреев. Фото: raoulwallenberg.net |
Это было бы невозможно без Пала Салаи — старинного приятеля Кароя по движению бойскаутов. В 1939-м Салаи добровольно вступил в пронацистскую Партию скрещенных стрел, но вскоре под влиянием Сабо порвал с фашистами, что не помешало сделать ему неплохую карьеру в полиции.
Положение евреев, живших в приобретенных Валленбергом и защищенных дипломатическим иммунитетом домах, с каждым днем все ухудшалось. С наступлением Красной Армии в городе воцарилась анархия, на улицах бесчинствовали банды венгерских нацистов, пытавшихся проникнуть в дипломатический комплекс под шведским флагом. Одна такая попытка имела место 24 декабря 1944 года — тогда Карой Сабо в черной кожаной куртке и полицейской «ксивой», выданной Палаи, сумел освободить 36 захваченных евреев. С тех пор он стал известен как «таинственный человек в кожаной куртке». После этого происшествия его заметил Валленберг, а Сабо, в свою очередь, организовал встречу шведа с Палом Салаи, который в силу занимаемой должности был осведомлен о планах нацистов в отношении венгерских евреев.
«Туфли на набережной Дуная» - мемориал памяти евреев, расстрелянных активистами «Скрещённых стрел»
В ночь на 8 января 1945 года венгерские нацисты вновь ворвались в здание посольства, вывели оттуда всех «гостей» и отправились с ними в свой штаб, где должны были расстрелять часть задержанных, а остальных отвести на берег Дуная, казнить и сбросить трупы в воду. К счастью, Сабо проследил, куда ведут евреев, оперативно связался с Салаи, и тот прибыл с группой из 20 полицейских. Нацисты были атакованы полицейским отрядом под командованием Салаи и Сабо в неизменной кожаной куртке. Все 166 человек были освобождены и возвращены в шведское посольство.
Когда Красная Армия окружила город, местные нацисты приняли решение уничтожить еврейское гетто с еще не депортированными его обитателями. Салаи оперативно известил об этом Рауля Валленберга — в итоге гетто не тронули. Существует две версии событий тех дней.
Согласно первой, Валленберг передал через Салаи письмо командующему немецким гарнизоном в Будапеште, генерал-майору Герхарду Шмидхуберу. Там было прямо сказано, что после уничтожения гетто генерал будет признан военным преступником и окончит свои дни на виселице. И он, Рауль Валленберг, лично об этом позаботится. То, что конец близок, Шмидхубер понимал и сам, поэтому дал задний ход.
Бездомный на улице гетто Будапешта
По другой версии, решающую роль в спасении гетто сыграл итальянский бизнесмен Джорджио Перласка, выдававший себя за генерального консула Испании. Он добился встречи с министром внутренних дел Габором Вайна и пригрозил ему, что если гетто будет уничтожено, то пострадают все венгерские граждане, оказавшиеся в Испании и нескольких латиноамериканских странах. Вполне возможно, что обе версии реальны. К этому моменту в гетто оставалось около 70 000 узников.
Последний раз Валленберг, Сабо, Салаи и Фляйшман встретились вечером 12 января 1945 года. Известно, что на следующий день Валленберг связался с командованием вступившей в город Красной Армии, чтобы договориться о снабжении шведской миссии продовольствием. 17 января дипломат был арестован, и исчез навсегда.
Сразу после победы Пала Салаи собирались привлечь к суду за сотрудничество с нацистами, но несколько евреев, включая одного из лидеров еврейской общины страны Лайоша Штоклера, спасенного в шведском посольстве, выступили в его защиту. Салаи оставили в покое, но ненадолго. После установления в Венгрии просоветского режима, его лидерам — сталинистам Матьяшу Ракоши и Ерне Гёре (оба этнические евреи) — Москва поручила доказать, что Валленберга никто не похищал, а убили шведа некие «сионисты- космополиты».
|
|
Документ из дела Кароя Сабо, 8 апреля 1953 |
Отчет об обыске дома Пала Салаи, 23 февраля 1953 |
В 1953-м развернулась подготовка к судебному процессу против этих сионистов. Были арестованы Сабо, Салаи и трое руководителей еврейской общины страны. Начались допросы с пристрастием. После смерти Сталина в марте 1953-го и прекращения в Москве «дела врачей», в Будапеште тоже смекнули, что времена изменились, освободив всех арестованных. Правда, один из еврейских лидеров — Микса Домокош — вскоре скончался от последствий пыток, другой — Лайош Штёклер — остался инвалидом. 38-летний Палаи к моменту освобождения поседел, у Сабо было серьезно подорвано здоровье. До конца своих дней он оставался запуганным, — вспоминал сын Кароя, Тамаш.
Карой Сабо еще до своего ареста в 1947 году побывал в Стокгольме по приглашению родителей Валленберга, а потом посетил нескольких спасенных им евреев. Он остался в Венгрии, работал техником по ремонту офисного оборудования и умер в 1964 году от инсульта — сказались последствия допросов с пристрастием. Перед смертью ему разрешили встретиться со спасенными им евреями в Париже, Лондоне и Базеле.
Пал Салаи уехал в США, поселился в Калифорнии, сменил имя и скончался в 1994 году. Отто Фляйшман перебрался в Вену, где помог возродить Венское психоаналитическое общество, закрытое нацистами, а затем осел в Соединенных Штатах, где оказывал услуги таким звездам Голливуда как Джуди Гарленд и Мэрилин Монро.
Много лет евреи, спасенные этими праведниками, добивались от Яд Вашем присвоения официального статуса Сабо и Салаи. За них, в частности, ходатайствовали член Нобелевского комитета Швеции химик Ларс Эрнстер и профессор Еврейского университета в Иерусалиме Яков Штайнер, обязанные жизнью Карою и Палу.
Пал Салаи был признан Праведником народов мира в 2009 году, спустя три года это звание присвоили Карою Сабо.
Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот
Комментарии
Также нелишне будет напомнить слова первого президента Израиля Вейцмана. Он произнёс их, когда его умоляли выкупить у фашистов тех евреев, что содержались в концлагерях.
Ответ Вейцмана, ставший классикой истории мифа о холокосте, очень и очень красноречив:„Все эти евреи не стоят одной палестинской коровы”. Т.е. выше мы дали правильные термин: быдло. Именно в то время тот же Вейцман назвал преследование фашистами евреев и смерть многих в концлагерях „обрезанием сухих ветвей”. Вот такой иудейский садовник.
Менахем Бегин (премьер-министр Израиля 77-83гг).
Евреи, сидевшие в гетто, вспоминают, что если кто-то из их родственников умирал, например, в Освенциме - им по почте приходило свидетельство о смерти. Но все эти данные об узниках лагерей засекречены - в Бад-Арользене под предлогом "вторжения в частную жизнь", а в Москве без всякого предлога. Однако евреи не требуют открыть эти архивы и рассказать правду о "холокосте". Наоборот, именно они требуют "защитить свою частную, видимо совсем холокостную жизнь во время войны".
Вот только за создание Израиля голосовали СССР Украина и Белоруссия которые Сталин протащил в ООН
... В ряде районов оно изначально приняло юдофобскую окраску. Евреев избивали, грабили, пытали, убивали. В том числе стариков и детей. В одном из местечек, например, убили евреев в доме престарелых. В городе Матесалька евреев обвинили в ритуальных убийствах христианских младенцев. Такие погромные действия ухудшили отношение к венгерским событиям части мировой общественности...
И опять в 1956г Советская армия - как и в 1945м - спасла евреев в Венгрии...
Но даже спасибо за это не получила.
Комментарий удален модератором