О санкциях против Белоруссии

На модерации Отложенный

События последнего времени на белорусско-польской границе обсуждаются всюду – сегодня в европейских столицах будут рассматриваться варианты новых санкций против Минска. Предполагается привлечь к ответственности очередных чиновников, ограничить сотрудничество с перевозящими мигрантов авиакомпаниями, и даже попытаться договориться с Москвой, которая, как считается, страхует белорусские власти, во всём поддерживая политику А.Лукашенко. На мой взгляд, всё это – полумеры, которые ни к чему не приведут. Применение официальными минскими властями по сути тактики агрессии в отношении соседей должны предполагать намного более радикальный ответ.

Он должен исходить из двух фундаментальных моментов.

Во-первых, нужно забыть рассуждения о том, что санкции-де ни к чему не приводят. Смотря какие и применительно к кому, сказал бы я. Белоруссия в этом отношении является практически идеальным объектом: у Запада нет в ней (в отличие от России) серьёзных экономических интересов, и он никак от Минска не зависит. Поэтому удар можно наносить максимальной силы и самыми разными инстру-ментами. Прежде всего это должно касаться перемещения людей и товаров: с Белоруссией и через неё должно быть прекращено любое транспортное сообщение, а также любые торговые операции, включая поставку любых товаров – от лекарственных препаратов до запчастей.

Это будет мощным ударом по экономике республики, а также по России: почти 2⁄3 сухопутной торговли России с Европой проходит через Белоруссию. Нужно также полностью прекратить все финансовые трансакции, в том числе обслуживание пластиковых карт, выданных белорусскими банками и трансграничные переводы, включая осуществляемые по системам Western Union и Moneygram.

Наконец, можно отозвать SSL сертификаты белорусских интернет-провайдеров, что вызовет тотальный кол¬лапс банковской системы, бюджетного процесса, и расчётов между предприятиями (Россия в данном слу-чае помочь не сможет, так как у неё нет ни одной компании, присваивающей такие сертификаты высшего уровня). Иначе говоря, у Запада нет ничего – кроме его собственной нерешительности – что препятствовало бы введению санкций, способных не только разрушить экономику, которую диктатор-шизофреник считает своей собственностью, но создать ощутимые проблемы и для Кремля.

Во-вторых, нужно пересмотреть постоянно повторяемую на Западе мантру о том, что давление на Минск будет означать бóльшую готовность А.Лукашенко «сдать» суверенитет республики В.Путину. На мой взгляд, это не так-то просто и сделать – белорусский народ довольно долго терпел диктатора не в последнюю очередь потому, что он умело вымогал деньги у России, ничего не давая ей взамен (и во многом продолжает это делать).

Поэтому подталкивание А.Лукашенко к отказу от белорусского су-веренитета – это то же самое, что и провоцирование народного восстания, так и не случившегося в прошлом году. Санкции, на мой взгляд, должны принять масштаб, при котором каждый житель соседней республики ощутит на себе, насколько накладно иметь ту власть, которую он сейчас имеет. Задачей санкций должно стать именно ощущение несостоятельности нынешней белорусской государственности и провоцирование такого развития событий, при котором А.Лукашенко выйдет за пределы любой легитимности (в Конституции Республики Беларусь не предусмотрена возможность вхождения в состав другого государства).

В результате минский диктатор будет либо сметён волной народного возмущения, либо вынужден будет расстаться со своей должностью, «вручив России свой народ». Последнее вовсе не противоречит западным стратегическим интересам, так как Россия в результате получит огромную мину замедленного действия в виде республики, население которой намного более европеизировано и склонно к протестным действиям, чем российское.

Повторю основной тезис: ответ на действия политического ничтожества, за которым стоит экономика, держащаяся только на российских дотациях и соответствующая по своим размерам среднему польс-кому воеводству, должна быть предельно жёсткой и, я бы даже сказал, безжалостной. Потому что молчание или балансирование в ситуациях, подобных сегодняшней, способно привести только к ещё большей наглости распоясавшихся постсоветских автократов и к ещё большей потере веры Запада в свои силы и возможности.