Князь выбрал крестьянку

На модерации Отложенный Императора он по-братски называл «Павлушкой», сватался к графиням и одной княжне. Но в итоге выбрал крестьянку. За богатства его величали «бриллиантовым князем» - он ездил в золотой карете и содержал целый Двор, наподобие царского. Александр Куракин частенько давал повод поговорить о себе.

 

 

полотно П.А.Ротари

 

полотно П.А.Ротари

В двадцать два года наследник бриллиантов и миллионов пришел к графу Шереметеву – просить руки его дочери, Варвары. Князь Александр был всем хорош – знатен, отлично образован, накоротке с будущим императором Павлом (их воспитывали вместе) и приятен лицом. Предполагаемая невеста ничем не уступала, и согласие её семьи Куракин получил сразу.

Родственники уже строили планы на будущее. Хотя князь Александр числился камер-юнкером, не было сомнений, что он прекрасно реализуется в будущем. Поговаривали, что во время учебы в Дании за ним числились какие-то мелкие проступки, но в остальном Куракин был кристально чист. Однако… не очень-то решителен. После предложения наступило длительное затишье. Никаких шагов для свадьбы князь не предпринял. Шереметевы задали вопрос: «Когда же всё разрешится?» и не добились внятного ответа. А невесте уже было двадцать три! Осерчав на Куракина, граф Шереметев поспешил выдать дочь за Алексея Разумовского, и в личных беседах с друзьями отзывался теперь о Куракине резко и недовольно.

 

 

князь Александр Куракин в молодости

 

князь Александр Куракин в молодости

А тот не терял времени даром. Годом позже попал в Сенат, вскоре стал петербургским предводителем дворянства. И был выбран престолонаследником для сопровождения своей персоны в Берлин. Павел Петрович ехал знакомиться с возможной невестой, принцессой Вюртембергской. Девушка понравилась цесаревичу, и вскоре она стала его женой. Немецкая избранница быстро поняла, что Куракин занимает особое место при великом князе, и благоразумно подружилась с ним. А для Куракина нашлось новое дело - его послали с миссией в Стокгольм.

В Швеции, при королевском Дворе, в то время блистала София фон Ферзен. Младший брат Густава III делал ей предложение, но получил отказ.

«Образ этой девушки вы не сможете забыть никогда, - писал дядюшке из Стокгольма князь Куракин, - если только однажды вам доведется ее увидеть. Я думаю, что в Швеции нет бриллианта прекраснее, чем графиня Ферзен».

 

 

Ева София фон Ферзен

 

Ева София фон Ферзен

На балах они всегда были вместе – Куракин и София. Ими любовались и восторгались, до того красивой казалась эта пара. И снова никаких препятствий для союза! Девушка была очарована князем, он – влюблён без памяти. Но когда его миссия в Швеции была выполнена, Куракин вернулся в Петербург. Один. Он писал Софии нежные письма, получал ответные послания. И… снова не делал предложения. Озадаченная красавица ждала какое-то время, а потом вышла замуж за шведского аристократа. В точности, как её предшественница, графиня Шереметева.

Совсем недолго Куракина называли женихом княжны Анастасии Дашковой, но эта партия не сложилась по настоянию родни князя Александра. Им не понравилась вспыльчивая девушка. Ещё одной претендентке не пришёлся по вкусу сам князь – графиня Елизавета Головкина отказала Куракину, потому что мечтала о другом женихе. А тот даже в её сторону не смотрел! Разборчивая Елизавета, к слову, так и не вышла замуж…

 

 

цесаревич Павел Петрович (будущий император Павел I)

 

цесаревич Павел Петрович (будущий император Павел I)

Впрочем, нежелание князя вступать в брак многие связывали с его "участием" в Мальтийском ордене. Рыцари этого объединения давали обет никогда не жениться. Но магистром ордена впоследствии стал император Павел I, дважды вступавший в брак! 

Между тем дружба Куракина с Павлом Петровичем не нравилась императрице Екатерине II. Она видела, что молодой князь имеет огромное влияние на её сына, и не считала его компанию подходящей.

Слишком независимо, спокойно и уверенно чувствовал себя Куракин при Дворе. С другой стороны - у него не было никаких причин вести себя иначе... Но государыня потребовала удалить Александра из Петербурга. Основательных причин для опалы не было, но кто же может противиться воле императрицы? Куракин - с большой неохотой - уехал в село, которое сразу переименовал в «Надеждино». Дескать, ждёт милости и надеется на возвращение.

Провинциальная жизнь раздражала князя. И он решил, что скучать не станет. Занялся перестройкой барского дома, завёл придворные привычки. Он принимал к себе на службу бедных дворян – словно царская особа! А ещё выписывал десятками заграничные книги, и не забывал регулярно отсылать «Павлушке» подробные письма о своей жизни. Императрица могла запретить ему жить в столице, но вот остановить поток посланий была не в силах. Переписку Куракин вёл и с Марией Фёдоровной, супругой цесаревича. За годы они стали настоящими друзьями. 

 

 

парк в Надеждино, в имении Александра Куракина

 

парк в Надеждино, в имении Александра Куракина

В Надеждино часто бывали столичные гости, которых всегда принимали по высшему разряду. Хлебосольный барин размещал гостей в роскошных покоях и устраивал в их честь пышные праздники. 

Куракину разрешили вернуться только после смерти Екатерины II. Павел, благодарный другу за верность, даже возместил его расходы на обустройство усадьбы, а ещё сделал вице-канцлером, пожаловал ему несколько орденов, одарил домом в столице и угодьями с крепостными. Князь и прежде был богат, но теперь стал располагать ещё более солидным капиталом. Ему нравилось приобретать красивые вещи, порой совершенно бесценные. За любовь к дорогим украшениям его называли «бриллиантовым князем». Алмазы сияли на его пуговицах, орденах, пряжках, застежках, кольцах. Современник, Филипп Вигель, отзывался о нём чуть иначе - "павлин". 

После смерти императора Павла князь Куракин возглавлял коллегию иностранных дел и сделал ещё одну попытку жениться – на графине Орловой-Чесменской. Восемнадцатилетняя девушка дала согласие вполне искренне, поскольку Александр пришелся ей по душе. Но после первого шага история снова «зависла». Куракин отступил, а вскоре его отправили в Вену.

 

 

Куракин в бриллиантах

 

Куракин в бриллиантах

Но бывая в своем поместье, князь Александр приметил крепостную, Акулину Самойлову. Она была ровесницей графини Орловой и работала горничной в барском доме. Милая, добрая, очень простая девушка. После стольких попыток жениться на дворянках из самых знатных семейств, князь Куракин выбрал крестьянку. В 1805 году у них родился сын, названный Борисом. Князь признал мальчика, дал ему фамилию Вревский, а впоследствии хлопотал о получении для него баронского титула. Спустя год Акулина подарила князю ещё одного сына, Степана, а потом и дочь. Увы, но придать официальный статус их отношениям князь не мог, и впоследствии выдал Акулину за своего управляющего, Николая Зименкова. Крепостная стала свободной, получила во владение дом и содержание. А на имя каждого из своих детей князь положил в банк изрядную сумму денег. 

Дипломатическая миссия в Париже, куда его отправили в 1808 году, растянулась на четыре года. Там же произошла история на балу: вспыхнул огонь, и Куракин едва остался жив. Здоровье князя было подорвано навсегда, и, хотя он ещё некоторое время находился на службе, делами ему стало заниматься всё сложнее.

 

 

крепость "Бип" в Павловске

 

крепость "Бип" в Павловске

Последние годы бриллиантовый князь делил между поездками на лечение и посещением Павловска, где он много времени проводил с императрицей Марией Фёдоровной. Когда Куракина не стало, вдовствующая государыня повелела изготовить памятник князю, с надписью: «Другу мужа моего».

Старший сын Акулины Самойловой получил отличное образование, женился на Евпраксии Вульф и был хорошо знаком с Александром Пушкиным. Он положил начало роду баронов Вревских, и мать-крестьянка писала ему в письмах с подчёркнутым уважением: «Ваше высокоблагородие, дорогой мой сын».