Ответ Асламбеку Ибрагимову, капитану полиции г. Грозного

На модерации Отложенный

Уважаемый Асламбек Вахаевич!

Вы написали две статьи, в которых изложены Ваши взгляды на проблему взаимоотношений чеченского и русского народов. Вы, как мне показалось (и прошу прощения, если я Вас не так понял) хотите сказать: “Давайте, наконец, поговорим”.

Что ж, давайте поговорим. Хотя кажется, что наши народы всё уже друг другу высказали. Но на самом деле – не совсем всё. Я попытаюсь изложить своё отношение русского народа к поднятой Вами проблеме. Сразу замечу: я не буду говорить за весь русский народ – я буду говорить только о своих мыслях и о своих ощущениях, которые испытываю в силу того, что я как раз принадлежу к этому народу. Я – русский.

1) Я думаю, что если бы меня попросили описать одним словом об отношении русского народа к кавказцам, в частности – к чеченцам, я бы выбрал одно слово: устали. Вы даже не представляете себе, насколько велика эта усталость! Это уже не ненависть, не желание мести, крови и т. п. У русского народа, угнетаемого своим правительством в лице сети чиновников, представителей правоохранительных органов, работников ЖКХ и т. п. уже не осталось сил на ненависть и жажду мести – есть только нечеловеческая усталость. Усталость от того, что привносит Кавказ в их жизнь. Усталость, понимаете? Ждут эти измученные люди только одного: чтобы кавказцы когда-нибудь отстали от русских. Не в геополитическом смысле, не в смысле границ и т. п. – а в бытовом. Чтобы относиться к Кавказу как к родственникам, живущим далеко – посылать открытки, перезваниваться по большим праздникам и т. п. Не более. Большинство русских (как мне кажется) не хотят ни подчинить Кавказ, ни наоборот отделить – они хотят, чтобы в их личной жизни Кавказа не было. Точнее, не Кавказа, а кавказцев. Догадываетесь, почему? Думаю, да. Потому что бытовое хамство кавказцев, увы – не миф.

2) Во второй статье Вы просите показать Вам уголовное дело. Скажите, неужели, несмотря на Вашу профессию, Вы не в курсе, что уголовное дело заводится не по каждому преступлению. А, скажите, как фиксировать документально бытовое хамство. Скажем, когда я учился в университете, кавказские юноши поджигали волосы девушкам, сидящим в кафе. Обычные девушки, прилично одетые, не привлекающие внимание излишней фривольностью одежды или ещё чем. Я это всё сам видел. Как мне это было документировать? Снимать на видео? Как документировать сотни случаев, когда представители Кавказа избивают людей, обладая численным преимуществом, как документировать крышевание бизнеса, как? Научите, если я чего-то не знаю. Я готов слушать и учиться (иначе, я бы не стал тратить время на ответ Вам).

3) В Ваших статьях Вы ссылаетесь на факты истории. Эта логика понятна. Непонятно другое. Причём тут прошлое и настоящее. Русские люди, которые страдают от кавказского бытового хамства – они тут причём? Они отвечают за Ермолова? За Суворова? Это справедливо? Если в логике Вашего народа это справедливо, то, скажите, пожалуйста, какова цена искупления преступлений наших предков? Сколько русских жизней Вашему народу нужно покалечить или унести, чтобы долг считался оплаченным? Если же мы не отвечаем за Суворова, Ермолова и т. п., то причём тут тогда вообще история? И задумывались ли Вы когда-нибудь, что история (любого народа) может не только возвышать и объединять, но и порабощать? Не тот ли это случай?

4) Часто можно слышать: бандиты есть и среди русских, бандитизм, мол, не кавказский национальный обычай. Но, скажите, кто-то из серьёзно настроенных Ваших собеседников (к таковым я не отношу оголтелую молодёжь любого народа, сторонников научного фашизма и проч. и проч.) пытался Вас убедить, что у чеченцев есть особая хромосома, отвечающая за бандитизм? Никто из сколь-нибудь адекватных русских и не пытается Вам доказать, что все чеченцы – бандиты, а русские – добрые и мирные. Так зачем повторять одну и ту же мантру? Чтобы выхолощевать смысл слов?

5) Тут рядышком идёт ещё один аргумент: посмотрите на себя, русские, у вас ”мать” – слово ругательное, вы не уважаете стариков, ведёте безнравственную жизнь, ваши женщины распутны, вы убиваете друг друга и т. п.  Хорошо, пусть это так (это и есть, действительно, огромные проблемы нашего народа). Ну и что? Это наше внутреннее дело, наши проблемы, наша боль, наша трагедия. Разве этим можно оправдать такое отношение к нам Ваших соотечественников? А ведь они так часто и делают. Тогда пусть честно скажут, что они “санитары Земли”, избавляют планету от мерзости. Пусть это будет честным ответом, пусть не будет других оправданий бытовой жестокости, потому что их не существует, они, те, которые есть, нелогичны.

6) Вы упоминаете, и упоминаете критически, Вашу молодёжь. И Вы правы. Но Вы забываете, что такое поведение возможно только при прямом одобрении или при молчании родителей, которое (молчание) будет трактоваться исключительно как одобрение. Вы помните этот вопиющий случай: катание по Александровскому саду на джипе. Скажите, мальчик был наказан? Перед русскими кто-нибудь извинился? Знаете, не знаю, суждено ли мне будет иметь детей, но если мой сын в любом возрасте посмеет осквернить святыню любого народа, он получит такую затрещину, что мало не покажется. Гадить (в любом смысле) на памятники другого народа, не важно, в каких твой народ с этим народом отношениях – это запредельное, это нечеловеческое и не животное (потому что ни один зверь до такого не додумается). Это просто дьявольское.

7) Я не очень понял, какие встречи молодёжи Вы хотите проводить. Русской молодёжи с чеченской? Поймите, от этого не будет толку. Потому что не русская молодёжь приезжает танцевать ”Калинку” под балалайку в Грозный, а ваша молодёжь танцует лезгинку. И тот факт, что прекрасный танец избран как форма выражение превосходство, как надпись ”я тут был” – это печально.

Вам нужно, Вы тут совершенно правы, воспитывать свою молодёжь.

8) Нужно раз и навсегда отбросить и другое клише: что нужно знать обычаи друг друга. Понимаете, это звучит следующим образом. Вернёмся к упомянутому случаю поджигания волос девушкам в кафе. Если всё дело в незнании обычаев, то можно предположить, что 1) на Кавказе есть народ, который со времён незабытых предков поджигает девушкам волосы, что это передаётся из поколения в поколение и что 2) если кавказского юношу просветить, что у славян такого обычая нет, он перестанет это делать. Но ведь это же интеллектуальный инфантилизм. И ведь ни у кого нет таких обычаев! Точно так же как вряд ли кому нужно объяснять, что в церковь, храм, мечеть или синагогу нельзя заходить голым. Что нельзя, извините, испражняться на обеденный стол. И многое-многое другое (последние два примера НЕ являются примером поведения кавказской молодёжи, если что). И правила приличного поведения – они интуитивно понятны, потому что в их основе лежит некое базовое понимание человеческого общежития. А тонкости – да, они интересны и изучать их чрезвычайно увлекательно, но само по себе это увлечение не делает человека миролюбивее. Ибо фундаментальное – они и так понятно.

9) Ваша надежда на Рамзана Ахматовича мне представляется весьма далёкой от реальности. Вот скажите, пожалуйста, как должен простой русский человек реагировать на футбольные матчи звёзд в Чеченской Республике? Что он должен тут понять? Понимаете, о чём я?

10) Нередко можно встретить и такую точку зрения: простые кавказцы страдают от своих властей не меньше, чем русские от своих. Вы пишите, что бандиты принесли чеченцам страдания не меньше, чем русским. Если оно так, то почему сегодняшние кавказцы переносят свою ненависть к своему правительству на ненависть к простым представителям другого народа? Ну хорошо, русские слабы, спиваются и т. п. Но почему же тогда кавказцы не идут со своими проблемами к своему правительству? Почему не борются за свои права, за достойную жизнь? Ведь мы столько слышим о непокорности кавказцев. Ваш арсенал цитат говорит нам, что чеченцы – быть может, лучшие в мире войны, все кавказцы считают себя непокорными, ничто их не сломит и т. п. Так что же? Простите, произнесу неприятную фразу, но ведь только раб в душе, раб по натуре радуется, когда господин бьёт другого раба, только раб по натуре вымещает свою злость на избиении другого раба, который слабее его.

11 ) Вы, наверное, уже заметили, что я пишу то о кавказцах вообще, то о чеченцах в частности.  Я словно заставляю Вас отвечать за весь Кавказ, в то время как Кавказ – это целая Вселенная, огромное количество народов, языков и т. п. О вариативности Кавказа я знаю, но я писал так обобщённо просто потому, что у русских сегодня нет возможности и желания заниматься изучением отличий одного кавказского народа от другого. Они просто напуганы и устали, снова повторяю это слово, устали от того, что если рядом кавказец – будь начеку и бойся, ибо это может спасти жизнь.

12) Так что, завершая разговор, я предлагаю, уважаемый Асламбек Вахаевич, определиться.

a)      Если нашим народом действительно нечего делить и нет причин враждовать, но уровень бытового хамства Вашего народа по отношению к моему стократ выше, чем русских к чеченцам, то есть все основания делать выводы, что это неправда, что на самом деле Ваш народ живёт в постоянной ненависти к моему и разговаривать ,по сути, не о чем.

b)      Если же  это не так, если, как Вы пишете, Ваш народ хочет жить в мире и согласии, то, позвольте, я дам Вашему народу совет: вам нужно немедленно озаботиться тем, как вас видят обычные, рядовые россияне, не принимающие политических решений. Вам нужно воспитать вашу молодёжь. Наказывать за неуважение к русским. Вам нужно дать слово не только вашим сомнительным политикам, но и интеллигенции, рабочим и т. п. Первым нужно сделать шаг вам. Почему? Потому что, простите, что напоминаю, но это ваши люди подняли руку на российскую власть в начале 90-х. Ваши. Русские люди протестовали против чеченских кампаний, а вот нашлись ли среди Вашего народа те, кто в начале 90-х вышел с протестом против попыток нарушить территориальную целостность? Представители вашего народа сегодня агрессивнее к русским, чем представители русского – к вашему народу.

c)    Для того, чтобы был Разговор, нужно, чтобы обе стороны верили в возможность Разговора. А русским сегодня очень сложно поверить, что чечнцам это вообще интересно. Мы другой Чечни не знаем и не видим и не наша в этом вина. Во всяком случае, не только наша.

13) Закончить хочу всё же на оптимистической ноте (пусть даже это и тринадцатый пункт – я человек верующий и к суевериям отношусь не больше чем как к фольклору). Я выскажу, наверное, одну из самых парадоксальных мыслей, которые только возможны в этой теме. Вы знаете, я искренне считаю, что дружба между русскими и кавказцами может быть даже крепче, чем между русскими и другими представителями, например, славян. Потому что сработает принцип комплементарности. Я думаю, что 10 лет взаимного (а не однобокого) уважения смогут постепенно излечить наши народы от взаимной неприязни и объединиться перед лицом куда более могущественных и кровавых врагов.

Всегда готовый к дискуссиям,

Седьмой Спутник