Разразится ли торговая война между ТС и Украиной?

Белоруссия и Казахстан хотят применить защитные меры против украинских товаров

Украина и страны, входящие в Таможенный союз, оказались на пороге торговой войны. Украина не может сказать, что ее не предупреждали: предупреждали, и неоднократно. Наверное, она считала эти предостережения «последними китайскими», когда за одним следует другое, а ничего не происходит. Но в этот раз произошло.

До 1 июля Белоруссия и Казахстан планируют применить антидемпинговые и защитные меры в отношении украинских товаров, которые до сих пор применяла только Россия. Вопрос касается ограничения ввоза продукции металлургии и машиностроения, т. е. главных отраслей, наполняющих бюджет Украины.

Мера чувствительная, и украинские политики стали прозрачно намекать на ответные действия, хотя внешние формальности ТС соблюдены. С 1 июля начинает действовать единое таможенное пространство, и все члены ТС просто обязаны защитить свой рынок одинаковыми таможенными пошлинами. Украине неоднократно предлагали в него войти, а в последний раз российский премьер Владимир Путин даже летал для этого в Киев в апреле, но получил отказ, слегка сдобренный компромиссным предложением сотрудничать по формуле «3+1» (три страны ТС плюс Украина в качестве «друга семьи»). Предложение, как и следовало ожидать, не прошло.

Россия еще в 2005 году обосновала ограничение импорта украинских товаров на свою территорию, а теперь то же самое сделают Белоруссия и Казахстан. К концу июня правительство каждого государства – члена ТС разработает нормативную базу для введения заградительных мер, после чего состоятся переговоры с Украиной. После этого будет перезаключен пока действующий договор между Министерством экономического развития РФ и Министерством экономики Украины, с тем, чтобы распространить его на все пространство ТС.

До сих пор украинские трубы поставлялись в основном в Россию. В последние годы торговля усложнилась из-за введения российской стороной высоких пошлин, колеблющихся в пределах от 9 до 55% таможенной стоимости товара, а также режима квот на поставки. «Если в 2007 году нашим производителям разрешили беспошлинно ввезти 411 000 тонн, а в 2009-м – почти 428 000 тонн, то в 2010-м украинская квота сократилась до 260 000 тонн. В этом году ценой наших колоссальных усилий квота была увеличена до 300 000 тонн, зато были резко повышены и пошлины», – приводит «Независимая газета» слова украинского чиновника, имеющего отношение к торговым отношениям двух стран.

Теперь Украина надеется сбывать свои трубы в Европу. «В Европе у нас тоже не все гладко и не без проблем, но там – чрезвычайно емкий рынок. Если мы намерены создавать зону свободной торговли с ЕС, то нужно ориентироваться на это направление экспорта как более перспективное», – говорит тот же чиновник.

Если учесть, что пока на европейский рынок не удалось толком внедриться ни российским, ни китайским трубникам, а нашей «Северстали» даже не дали купить там металлургический завод, становится непонятно, почему это вдруг должно получиться у Украины. Вообще сложность торговли металлопрокатом, к которому относятся и трубы, состоит в том, что его хватает везде, и здесь можно делать ставку только на более низкие цены. Но против чрезмерного их снижения существуют антидемпинговые законы в целях защиты местного производителя и высокие стандарты качества, которые может обеспечить только современное оборудование. Так что металлургическая продукция из стран СНГ при необходимости отсекается быстро и надежно.

Украинские политики восприняли антидемпинговые меры ТС как способ давления на Украину с целью принудить ее вступить в Таможенный союз. Депутат Верховной рады Украины Ксения Ляпина заявила: «Это – давление на конкретных людей, которые против вступления Украины в Таможенный союз, и в первую очередь тех, кто владеет предприятиями машиностроения и металлургии».



У Украины есть чем ответить, полагают ее коллеги по Раде. В начале года, когда обсуждался вопрос об увеличении квоты на беспошлинную поставку украинских труб в Россию, Киев отменил действовавшие ограничения на ввоз российских ферросплавов и минеральных удобрений. Сейчас барьеры могут быть введены опять. Но это, опять же, вызовет ответные меры к украинским товарам со стороны ТС, что в итоге не принесет выгоды никому.

Украинские чиновники считают, что нужно искать компромиссы. На Россию приходится только 12% поставок украинских продовольственных товаров, говорят они, а в Белоруссии украинская доля импорта сельхозпродукции достигает 21,5%, машиностроения – около 20%, химической промышленности – 11%. Казахстан же потребность в продукции машиностроения примерно на треть покрывает украинскими поставками.

Официально Киев пока никак не отреагировал на решение комиссии ТС. Ожидается, что проблема будет обсуждаться 7 июня в рамках заседания украинско-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Президент Виктор Янукович требует от чиновников найти компромиссные решения, позволяющие Украине создать зону свободной торговли с ЕС, нарастив торгово-экономические связи с ТС, не нарушая при этом правил ВТО.

Если суммировать средства, которые имеются у Украины для оказания давления на Россию, то сюда, помимо уже упоминавшегося ответного повышения пошлин на российские товары, входит вето на вступление России и других стран ТС в ВТО, а также все та же ГТС, уже дважды становившаяся тупиком для российского газа, следующего в Европу.

Внешне ГТС никак не связана с проблемой пошлин на трубы, но ее существование все равно заставляет европейцев тревожиться о своем будущем. Они вдруг осознали, что Украина не имеет перед ними практически никаких обязательств по бесперебойной транспортировке газа. Все ее обязательства оформлены только с Россией, да и те она ухитрялась довольно ловко обходить, когда нужно.

Чтобы подстраховаться, Евросоюз потребовал от Украины добровольно положить в банк страховой депозит размером $3 млрд как гарантию бесперебойности будущих поставок газа. Опасения ему внушает тот факт, что в III квартале текущего года цена российского газа для Украины должна возрасти до $400, она требует ее снижения почти вдвое, а Россия не соглашается. На этой почве Евросоюз предвидит возможность повторной остановки газа. Неизвестно как, но Киеву удалось убедить Брюссель, что все будет в порядке, и тот снял свое требование, поверив ему на слово, о чем и сообщают сегодня многие СМИ.

Москва могла бы снизить цену для Киева до $240, но не просто так, а за вхождение Украины в ТС или же за долю собственности в ее ГТС, но на это не соглашается уже Киев... По всему видно, что впереди у России и Украины – большие и сложные переговоры.

Киев, как обычно, попытается получить желаемое за очередную порцию заверений в вечной дружбе, но Москва настроена решительно и просто так ничего не даст, о чем свидетельствует пример Белоруссии, являющейся для России не только партнером, но и союзником.

Украина, впрочем, может легко и быстро разрешить все противоречия, и она об этом знает. Это – действительно тот случай, про который слоган известного мобильного оператора говорит: «Будущее зависит от тебя»

Справка KM.RU

Премьер-министр РФ Владимир Путин в апреле предупредил украинскую власть о том, что создание зоны свободной торговли с ЕС приведет к созданию торговых барьеров со стороны членов ТС. Он пояснил анонсированные жесткие меры необходимостью защитить внутренний рынок ТС от наплыва товаров через территорию Украины, поскольку таможенные тарифы в ТС значительно выше, нежели те, о которых Киев договаривается с ЕС.