Начался пересмотр итогов 90-х годов
Чтобы строить предстоящее технологическое будущее, не позволяющее кому-либо взять нас под контроль, сегодня необходимы не только углеводороды, обеспечивающие уже сейчас уникальную и устойчивую энергоизбыточность огромной страны (спасибо предкам, оставившим такое наследство), когда весь мир погружается в энергетический кризис, но и, учитывая конечность запасов, новые источники энергии (на мой взгляд – это, прежде всего, атомная энергия, а также те полезные ископаемые, которые позволят создать свою собственную базу безуглеродного будущего.

А это, как правило, редкоземельные металлы (РЗМ), запасами которых мир обеспечен крайне неравномерно и которые, кстати, есть у нас также в достаточном количестве, чтобы ни от кого не зависеть.
И здесь на повестку встаёт вопрос: а кому принадлежат сегодня РЗМ?
Для справки: РЗМ используются во многих отраслях промышленности – в нефте- и газопереработке, металлургии, оптике, атомной промышленности, авиации, судостроении, электронике, не говоря о ВПК. В принципе, без них сегодня нет возможности даже представить не только технологическое будущее, но и настоящее. При этом, до 90% РЗМ Россия импортирует несмотря на то, что имеет свои собственные значительные запасы.
Всего для российской промышленности на сегодня требуется РЗМ порядка 1100 тонн в год при том, что добывается всего лишь 150 тн на единственном, старейшем в мире, Соликамском магниевом заводе (СМЗ) – стратегическом предприятии, построенном ещё в сталинские времена, в 1936 году. Сейчас, помимо магния, завод производит губчатый титан, ниобий и тантал. По итогам 2020 года выручка предприятия составила 8 млрд руб., чистая прибыль 357,5 млн руб.
Если почитать сайт предприятия, то там всё в порядке: СМЗ – современное, динамично развивающееся предприятие и т.д., и т.п. Между тем, ни слова о корпоративных конфликтах и о том, что завод вообще даже близко не использует свой потенциал.
В принципе, не мудрено: некоторые РЗМ настолько ценные, что стоят на порядки дороже золота, посему, если предприятие в частных руках, то всем всего хватает и нет никакой мотивации работать на благо страны, несмотря на иллюзии о том, что рынок всё порешает.
А завод действительно частный, полученный в 1992-1996 г.г. в ходе пресловутой приватизации, причём с нарушением даже законов, существовавших на тот момент. На сегодня 89,5% акций СМЗ принадлежат малоизвестным счастливчикам: Сергею Кирпичеву (15,45%), Петру Кондрашеву (24%), Тимуру Старостину (25%) и Игорю Пестрикову (25%, находятся в залоге у Кондрашева). Полагаю, это персонажи, которым повезло остаться в живых после разборок 90-х, о которых я ещё помню, в том числе и о заряженных ребятах, бегающих вокруг редкозёмов. Иных уж нет, а те далече, а оставшиеся сейчас трудятся в поте лица и по ходу конфликтуют между собой, что довольно распространённое явление среди определённой категории выходцев из «святых» 90-х.
А теперь главное: 1 октября Генпрокуратура России подала иск в Арбитражный суд Пермского края к крупнейшим акционерам ОАО «Соликамский магниевый завод». 4 октября суд, по ходатайству истца, принял обеспечительные меры, запретив ответчикам совершать сделки с акциями СМЗ. Как следует из определения об обеспечении иска, генпрокуратура требует вернуть акции СМЗ в собственность РФ, мотивируя тем, что в 1992–1996 годах произведено отчуждение акций АО СМЗ, «преобразованного из государственного предприятия (относящегося к объектам федеральной собственности)». При этом госимущество выбыло из собственности РФ «помимо ее воли с нарушением действующего в период приватизации законодательства».
Суд принял иск к производству 4 октября и назначил первое заседание на 18 ноября.
Однако закавыка в том, что один СМЗ не настолько ценен, как в связке ещё с одним предприятием – Ловозерский ГОК, добывающий те самые РЗМ, а также ниобий и тантал, которые являются стратегически важными металлами для развития машиностроения и оборонной промышленности в России, и кучи всяких других отраслей. Так вот, Ловозерский ГОК полностью контролируется СМЗ, а значит тот, кто владеет СМЗ, владеет и ГОКом.
Полагаю, несмотря на любое сопротивление причастных, дело будет доведено до логического конца и стратегическое предприятие перейдёт под контроль государства. Тем более, что по сравнению с советскими временами производство РЗМ в России рухнуло почти в 80 раз.
Понятно, что в интересах государства с этим необходимо покончить и как можно быстрей.
«Ключевая задача к 2023 году - добиться выпуска продукции в объеме 500 тонн, а к 2024 году - до 2 тысяч тонн, снизить импортозависимость от редких металлов до 50%, а от РЗМ - до 20%. К 2030 году мы планируем полностью уйти от зависимости в импорте редких и редкоземельных металлов», – говорит замглавы Минпромторга Алексей Беспрозванных.
Началось? Полагаю, да. Кто будет следующий, время покажет, но он обязательно будет. Тем, кому положено, его имя уже знают.
Необходимая ремарка.
Я не знаю, насколько велики российские запасы РЗМ, в любом случае они также конечны, к тому же само их название «редкие» о том свидетельствует, а значит уже сегодня необходимо думать – а что дальше?
Ну, здесь я могу лишь тоже пофантазировать и, к примеру, предположить, что кое-что есть на других планетах солнечной системы. Либо вариант природоподобных (конвергентных) технологий, работы по которым уже сейчас активно ведутся в России.
Но это уже точно темы совсем далёкого будущего, которые реализовывать точно не нам, ныне живущим. Разве что потомкам, которые пока ещё под стол пешком и не пригибаясь.
А пока повторим пройденное и текущее:
- на фоне мирового энергетического кризиса, Россия резко превратилась в мировую энергетическую державу, в том числе и во многом контролирующая энергетические ресурсы за пределами своих границ.
- также, на фоне энергетического кризиса, зарубежные инвесторы только в октябре текущего года вложили в акции российских энергетических компаний и в банковский сектор больше, чем в предыдущие полгода.
- в Москве с визитом находится замглавы Госдепа Виктория Нуланд, что, после саммита в Женеве, прошедшего исключительно по инициативе президента США, свидетельствует о настойчивом желании Америки наладить отношения именно с Россией и по всем вопросам двусторонней повестки, а главное, не на словах, а на деле.
- вслед за Турцией, интерес к российским ЗРК С-400 проявила Индия, поставка комплексов будет произведена до конца 2021 года, что закономерно напрягло США, ничего не могущих противопоставить этой сделке.
- недавно опубликованные миллионы документов «ящика Пандоры», также как и предыдущее «Панамское досье», так и не оправдали надежд легиона горе-расследователей и не пролили свет на несуществующие путинские триллионы, зато засветили много кого из стана непогрешимого «золотого миллиарда», а также их подопечных.
- интерактивная карта крупных строящихся российских объектов:

Комментарии