Кровавые режимы России

На модерации Отложенный

Как-то во времена Моники Левински мне довелось разговаривать с одним американцем. Мы сидели в пляжном кафе на берегу Аравийского моря, пили из соломинок коктейли и вели российско-американский диалог.

Между делом я спросил – как там дела у Билла, что говорят в Штатах по его поводу? Неожиданно для меня улыбчивый и доброжелательный америкос закаменел лицом. И сдержанно ответил – сори, но это наше внутреннее дело, я не хочу обсуждать данную тему.

Меня это впечатлило.

Большинство американцев знает своих 44-х президентов по именам и относится к ним с уважением. Даже к полным неадекватам, которые порой в Белом доме сиживали. Неважно, ведь они его выбрали, он был главой нации, и уже поэтому достоин. «Вы должны уважать своего президента, даже если он – Микки Маус», - сказал однажды другой американец по другому поводу.

У нас все не так. В России что ни правитель, то «упырь». Либо, как вариант, «размазня и ничтожество». Поэтому, наверно, мы их по именам и не помним. Опросите десяток соседей - простых обывателей, и типичный ответ будет таким: «Ну, Путин, Ельцин, Горбачев… потом Андропов вроде был… Брежнев, Сталин, Ленин… Николай какой-то… Затем, кажись, Петр I… или Иван Грозный… да ладно, чо пристал!».

Сдается мне, в таком историческом склерозе и неприятии высшего руководства виноваты не только вожди. Неуважение к власти – наша вечная подростковая болезнь. Тинейджеры бунтуют против любых авторитетов, которым больше шестнадцати. Российский народ выталкивает из своих недр, а затем сажает на трон людей, которых тут же начинает ненавидеть. Просто по умолчанию, потому что они - власть.

И всегда находится тот, кто понимает - нужно срочно все менять. Так больше жить нельзя, все плохо, страна в беде. Она, в принципе, всегда в беде, но сейчас как-то особенно. Наверху зажрались и обпились народной крови. Народ, все на баррикады!

Такому революционеру хочется, чтобы бросил он клич – и высыпала на площадь толпа, зазвенели разбитые стекла, закачались на фонарных столбах ненавистные диктаторы. И чтобы в конце улицы чадил жирным дымом подбитый танк. Романтика. А эти что? Сидят себе перед телевизором, чай пьют с плюшками. Непорядок, надо расшевелить. - Все плохо, ребята! – надрывно кричит революционер. – Страна гибнет! - Да, - чешет в затылке народ. – У руля опять упыри, етит их через коромысло…

Люди наивно надеются, что поменяв кормчих, разом избавятся от всех проблем. Что на смену «кровавому режиму» придут кристально честные люди, душой болеющие за народ. Как старик Хоттабыч, они вырвут из бороды волос - трах-тибидох! - и мы заживем богато и счастливо.



Но ситуация не изменится к лучшему одной командой «огонь на поражение». Стране нужны не революции, а эволюция. Не мифические «кристально честные люди», а профессионалы, шаг за шагом ведущие ее вперед. Step by step, как везде в цивилизованном мире. Они там, на Западе, давно все поняли и устраивают революции где угодно, только не у себя.

Я человек довольно аполитичный и пишу сейчас не о политике, как может показаться на первый взгляд. Не о нынешнем президенте. Вообще не о конкретных президентах, генсеках, императорах. Пост - о культуре. Об уважении к законам, конституции, власти, как признаке цивилизованности. Нелюбовь к закону еще понять можно, но неуважение к нему выдает менталитет гопника. Можно понять нелюбовь к президенту, но неуважение к нему – лейбл человека неразвитой, «деревенской» цивилизации. Как и другая крайность - бездумное обожание, культ личности. В продвинутых обществах ни того, ни другого давно нет.

Хочется наконец пожить при власти, которую не будут считать «преступным режимом». Которую мы станем если не любить, то хотя бы уважать. Доверять тем, кто представляет нас на мировом уровне. А потом, спустя десятилетия, легко вспомним их фамилии и при этом не обплюемся.

Многие уже не против гордиться своей страной. Многие соглашаются, что жить стало легче. После бедноватых застойных времен, а затем диких 90-х наступила какая-то полоса. Народ смог купить себе вторые джинсы, а затем и Форд Фокус. Съездил в Анталию, почувствовал вкус, стал выбираться регулярно. Устаканились зарплаты, поутих криминал. Народу понравилось заниматься шопингом и болтать за кальяном с друзьями. Потеть на фитнессе и жарить барбекю, благо мясо уже не по талонам.

Но мы привычно злобимся до кровавых мальчиков в глазах на политическую верхушку. Просто по умолчанию, потому что там – власть.

Хорошо, допустим, мы выберем себе нормальное руководство. Примем его как свое, родное. Такое возможно? Да? Представьте, что Навальный, которому мы сейчас симпатизируем, завтра перейдет из режима «внесистемная оппозиция» в режим «власть». Вопрос: вы уверены, что послезавтра он автоматически не превратится в глазах людей в «упыря и диктатора»?

Я вот не очень. Потому что, сдается мне, дело не только в вождях. Можно и нужно критиковать их за недостатки, но надо бы научиться признавать и достоинства. Пора нам переболеть подростковым комплексом тотального отрицания. Пора повзрослеть.

…Всего этого, конечно, я американцу говорить не стал. Сказал – конечно, дружище, я тебя понимаю. Бог с ним, вашим Билли, давай сменим тему. Отличный сегодня денек, верно?