Агасфер, или история одного бессмертия

На модерации Отложенный

 

Мифы и легенды. Сказания и былины. События незапамятных времён, будящие наше воображение волшебством древнего мира и яркостью характеров его героев. Каждая из современных мировых религий содержит, кроме официальных, канонических текстов, массу связанных с ними мифов. Вся совокупность этих коротких рассказов привносит в свою религию элемент реальности, оживляет картину в целом, оставляя заметный след в коллективном бессознательном человечества. Слушая и читая такие истории, мы не всегда задумываемся над однозначностью их трактовок, хотя порой интересно взглянуть на одно и тоже с разных сторон: возможно, что мы откроем новые, доселе нам неведомые грани уже давно известного и не подвергаемого сомнению. Один из таких интересных мифов – христианская неканоническая легенда о Вечном Жиде.

 

Краткое содержание для тех кто не в курсе: Путь Иисуса, нёсшего свой крест на Голгофу, пролегал мимо жилых домов. У ворот одного из них стоял хозяин (простой ремесленник по профессии), наблюдая за мрачной процессией. Уставший и измученный Иисус попросил хозяина дома разрешения отдохнуть у ворот его дома. Хозяин (его звали Агасфер) прогнал просящего, за что этот самый просящий его проклял (попутно являя образцовый пример своей же заповеди «любите врагов ваших»). Этим проклятьем хозяин дома был обречён скитаться по Земле до второго пришествия, презираемый людьми и будучи не в силах умереть. Обычно во все версии легенд входит с небольшими вариациями такой примерно диалог: «иди, что ты медлишь?» — «Я пойду, но и ты пойдёшь и будешь меня ждать». Трактовка этого мифа, лежащая на поверхности, не оставляет сомнений. Слушатели должны исполниться благородным гневом по поводу содеянного Агасфером и тяжестью наказания свыше, которое может последовать любому живущему за его неправедные поступки.

 

Эта легенда стала материалом для массы литературных произведений и толкований, попробуем и мы, ничтоже сумняшеся, взглянуть на этот миф немного по другому. Оставив в стороне так называемые «вопросы истинности веры», посмотрим, такой ли уж законченный злодей был товарищ Агасфер и было ли наказание наказанием или, может быть, чем-то другим. Итак, за что же наказан, в чём виноват человек по имени Агасфер?

 

Вариант 1. Шедший на смерть Иисус знал, на что идёт, заранее, задолго до того, как на него водрузили орудие пытки и заставили нести его на Голгофу. Он также знал, что отдых у дома стоящего у дороги человека не отвратит того, на что он пошёл по большому счёту добровольно, специально не став скрываться и дождавшись прихода тех, кто заключил его в неволю с целью впоследствии казнить. Он знал, что, предоставив ему ничего по большому счёту не решающий отдых, этот человек навлечёт беду в виде гнева властей на себя и свою семью, своих детей. Он знал, что своей просьбой он ставит этого человека перед выбором - погибель его рода от рук воинов-охранников или проклятие до второго пришествия - между "плохо" и "очень плохо".

И это при том, что этот человек не был его учеником, он вообще не имел никакого отношения к новому проповедываемому учению. Просто так получилось, что его дом оказался у дороги, по которой двигалась мрачная процессия. Нёсший своё смертельное орудие пытки поставил человека в положение нелёгкого выбора. И всё-таки, будучи Мужчиной с большой буквы, хозяин дома не дрогнул и не поддался чувству сиюминутной жалости. Он понял всё: и то, что нёсший крест просто проявил минутную слабость, подвергнув опасности посторонних людей, и то, что с этого момента его жизнь никогда больше не будет прежней. Отказав в отдыхе идущему на смерть, он принял на одного себя всю тяжесть момента, отвратив гнев власть предержащих от своего дома и получив проклятие бессмертия до второго пришествия. И почему проклятие? Может, это был дар бессмертия за Мужественный Поступок? В результате изнемогавший под тяжестью креста обрёл силы донести орудие своей пытки до конца им же самим намеченного пути. Так кому сделал плохо тот самый товарищ Агасфер?

 

Вариант 2. Жил-был человек по имени Агасфер. Он был обычный нормальный человек - хороший семьянин, любящий муж и всё прочее (как в личном деле Штирлица – истинный ариец). Так получилось, что он и слыхом не слыхивал о каком-то новом учении, просто жил себе и жил. И вот однажды он увидел, что мимо ворот его дома идёт необычная процессия. Он увидел человека, который тащил на себе крест для распятия. Точнее, даже не так: он увидел троих (ведь осуждённых на казнь было трое), несущих каждый по кресту. Он знал, что на эту казнь осуждаются только за очень тяжкие преступления - грабежи, убийства людей и пр.. Воображение рисовало ему все ужасы содеянного этими тремя осуждёнными, и внутри закипал праведный гнев. Тут неожиданно один из троих попросил у Агасфера отдыха. Праведный гнев, наполнявший Агасфера, заставил последнего ответить твёрдым отказом. Иисус понял, что отказано было не ему, а тому вору и разбойнику, которого в нём увидели. Восхитившись чувством справедливости, которое владело Агасфером в тот момент, Иисус подарил ему бессмертие. И все пошли дальше. Агасфер, получив бессмертие, мягко говоря обалдел и по началу вообще ничего не понял, пока не прошло много времени и он заметил, что смерть не смеет к нему приближаться. Так в чём виноват Агасфер?

Кстати, имя "Агасфер" в переводе означает "Возлюбленный Богом", а имена в подобных мифах даются не просто так. Так что классическая интерпретация легенды, наверное, весьма спорна. А может она (классическая интерпретация) есть результат завистнической молвы тех, кто рвался и мнил себя в первых рядах нового учения, но не решался брать ответственность на себя в критические моменты (подобно трижды отрекавшемуся Петру)? И если это правда, то что есть по сути та религия, основы которой они заложили?