Правда что ль? Был живой, стал медный

На модерации Отложенный

Рудник отрабатывал самую нижнюю часть рудной залежи, врезаясь в глубину уступами высотой 10–12 метров. На бортах карьера были видны следы старых выработок – штолен: неглубоких шахт, где, по рассказам этих шахтеров (они работали в горном цехе Бурибаевского рудника с начала разработки месторождения в 1929 году), стояла «темная вода». В ней частенько находили странные гайки и болты – точно такие же, как и те, которыми шахтеры крепили горные выработки, но сделанные не из железа, а из меди.

– Вот ты человек ученый, объясни нам, как это получается – были вещи железные и вдруг стали медные? – спросил один из рабочих.

– Это не вдруг происходит, а постепенно – благодаря химической реакции между железными изделиями и рудничными водами, обогащенными медью. Ну как попроще-то объяснить… Вот, глядите…

Я положил свой геологический молоток в лужицу, образовавшуюся на поверхности рудного пласта после дождя, и пока мы беседовали, молоток покрылся тонкой пленкой металлической меди.

– Вот видите? Сначала пленка получается, а уж потом – конечно, за долгие годы – болты, скобы и гайки, которыми крепили деревянные опоры в горных выработках, когда разрабатывали верхи месторождения на золото, полностью заместились медью.

– А может ли медью или железом заместиться живое существо, ну, скажем, вот этот пес? – спросил один из рабочих, указывая на свою собаку, всегда его сопровождавшую.

– Может, – ответил я. – Науке известно немало случаев замещения медью, железом и их соединениями разнообразных предметов, в том числе и органической ткани.

Рабочие смотрели на меня скептически.

– Ну ладно, вот вам конкретный пример…

Случилось это невероятное событие в Швеции на руднике вблизи города Фалуна. Страшную весть однажды принесли рудокопы – возвращаясь с работы, они недосчитались одного из своих товарищей. В тот же день были организованы поиски, но безрезультатно. Пришлось сообщить родным и близким забойщика, в том числе и его невесте, что ее жених навсегда остался в шахте. Шли годы, горе утраты постепенно забывалось.

Но девушке пришлось встретиться со своим женихом еще раз.

Как-то в одном из обвалившихся и давно заброшенных рудничных стволов шахты был найден окаменевший труп человека. Хотя его и трупом-то назвать можно было с трудом: шахтеры доставили в город изящную скульптуру человека. Весть быстро распространилась по городу – и трудно представить ужас старой уже женщины, когда она узнала в каменной скульптуре своего любимого, погибшего полсотни лет назад…

Этот феноменальный случай произошел в природе. Однако в конце XVIII столетия в лаборатории известного химика Теннанта (в честь этого ученого назван теннантит – сульфид мышьяка и меди, распространенный минерал на медно-колчеданных месторождениях Урала и Башкортостана) этот феномен был воспроизведен – правда, по чистой случайности. В стакан с раствором железного купороса каким-то образом упала мышь. Стакан стоял в укромном месте, и о нем ученый по своей рассеянности забыл. Обнаружив стакан через несколько лет, он обнаружил, что мышь превратилась в пирит – желтый минерал соединения железа с серой, трудно отличимый от золота. При этом форма тела мыши сохранилась полностью.

 

 

Чудо металлов

 

Органическая ткань может заместиться не только медным или железным купоросом: науке известно 55 минералов, замещающих органическую ткань. Часты случаи замещения животного или какого-либо растения карбонатом кальция или окисью кремния. Вот почему геологи находят в рудах в большом количестве окаменевшие остатки ископаемых организмов. Или взять фосфорные соли: например, на месторождении фосфоритов в Кировской области были найдены гигантские раковины аммонитов – головоногих моллюсков, когда-то населявших теплые моря юрского периода.

В трагической истории о каменном женихе шведского города Фалуна ткани человеческого организма были замещены серым колчеданом. Он может образовываться даже в навозе, куда нет доступа кислороду.

 

Автор: Минниахмет МУТАЛОВ