Milliyet, Турция: Зачем Эрдоган летит к Путину

На модерации Отложенный

В Сочи на переговоры с Владимиром Путиным прилетает Реджеп Тайип Эрдоган.

"После заявлений Эрдогана все с нетерпением ждут его общения с президентом Путиным. Не исключено, что это закончится большим сюрпризом", пишет турецкое издание Milliyet.

Турция собирается закупить у России еще одну партию зенитно-ракетных систем C-400, несмотря на угрозу санкций США. Турецкие СМИ не исключают, что, помимо этого, президент попросит у Путина истребители Су-35 или Су-57. Во время одного из визитов в Москву Эрдоган осматривал новейшую российскую разработку.

Но основное внимание будет приковано к Сирии. Тут у России и Турции много взаимных претензий. В середине сентября погибли несколько турецких солдат. Протурецкая оппозиция обвиняет Дамаск и Москву в усилении бомбежек. Ситуация беспокоит и Кремль.

По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, особую тревогу вызывает северо-западная провинция Идлиб, которую контролируют повстанцы и экстремисты. "В свое время ситуация была очень опасной, но российский и турецкий лидеры нашли в себе переговорные потенциалы, чтобы сесть и договориться", — напомнил он.

Анкара направила в Идлиб дополнительный контингент. В интервью американскому телеканалу CBS Эрдоган заявил, что Турция строит на сирийской территории 100 тысяч кирпичных домов для беженцев. "А что при этом делают другие страны?" — это прозвучало как упрек Москве.

Последний раз Эрдоган прилетал к Путину в марте 2020-го. Тогда договорились совместно патрулировать шоссе М4, связывающее Алеппо с Латакией. Сейчас — взаимные упреки в невыполнении сделки. "Мы соблюдаем принципы этого соглашения", — уверяет министр обороны Турции Хулуси Акар. Он подчеркнул, что военное обострение в Идлибе вызовет новый приток беженцев.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, в свою очередь, отмечает, что Анкара, пообещавшая "бороться с террористами в Идлибской зоне деэскалации и отделять их от вооруженных группировок, сотрудничающих с турецкими военными", делает это слишком медленно.

Перед саммитом в Сочи стороны поднимали ставки. Путин принял у себя сирийского лидера Башара Асада. И раскритиковал присутствие в САР иностранных вооруженных сил, имея в виду турецкие и американские войска. А перед этим Москва добилась соглашения о примирении в южной сирийской провинции Дераа, предотвратив тем самым масштабное кровопролитие.

Российская военная полиция теперь патрулирует Дераа-аль-Балад, над административными зданиями развеваются российские и сирийские флаги. Именно в этой провинции в 2011-м начался вооруженный конфликт, продолжающийся уже более десяти лет.

На прошлой неделе Эрдоган посетил США. Возвращаясь домой, на борту самолета президент признался журналистам, что "его сотрудничество с американским коллегой Джозефом Байденом не заладилось с самого начала". "Он начал поставлять оружие, боеприпасы и снаряжение террористическим организациям в Сирии. Мы не собираемся равнодушно смотреть на это", — подчеркнул турецкий лидер.

Под террористами он подразумевает сирийских курдов из отрядов "Сил народной самообороны". Турция считает их ответвлением запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана.

К тому же Эрдоган предупреждает, что Вашингтону "придется заплатить цену" за американское оружие, оставленное в Афганистане. Теперь оно находится у боевиков из движения "Талибан"*.

В Сочи это, несомненно, обсудят. В повестке и Ливия, где 24 декабря должны пройти первые в истории государства президентские выборы. И чем ближе к этой дате, тем сильнее накаляется обстановка.

Не обойдут вниманием и положение дел в Нагорном Карабахе. Год назад там началась война, продлившаяся полтора месяца. Лишь 10 ноября президенты России, Армении и Азербайджана подписали трехстороннее заявление, остановившее кровопролитие. В Агдамском районе заработал совместный российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня, а вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора разместились российские миротворцы.

У самого Эрдогана "серьезные надежды на встречу с Путиным". По его словам, переговоры пройдут тет-а-тет, делегации встречаться не будут. Президент Турции ожидает от России "других подходов" по Сирии. Каких именно, он не пояснил.