Можно ли будет собирать человека «по частям»?
На модерации
Отложенный
Мечта о замене органов и тканей, необратимо поврежденных во время травмы или заболевания, зародилась на заре человечества. Согласно легенде, идея о замене органов путем пересадки восходит к началу 3 века, когда в Сирии жили и работали два брата-врача, арабы по происхождению, Косма и Дамиан. Они прославились пересадкой ноги негра человеку белой расы. В Индии пересаживать кожу научились еще несколько тысячелетий назад. Индийские врачи уже тогда знали, что собственная кожа приживается хорошо. Сохранились источники, которые говорят о том, что делались и более сложные операции. Однако еще в древности люди столкнулись с конфликтом между реципиентом – организмом нового хозяина и трансплантатном, то есть пересаженной ему тканью или органом. Этот конфликт почти всегда заканчивался гибелью трансплантата.
Сегодня проблема пересадки органов и тканей собственными тканями, органами либо взятыми из другого организма, перестала быть плодом фантазии поэтов и ученых и прочно вошла в практику лечения больных, нуждающихся в замене одного вышедшего органа другим, позаимствованным либо от животного, либо от умершего человека. При многих тяжелых заболеваниях внутренних органов основной надеждой хирурга при спасении жизни пациента продолжает оставаться трансплантация донорских органов.
Каждый день в больницы поступают люди с травмами головы, аневризмами, инсультами. Часть из них в силу объективных медицинских показаний, как это ни печально, уже не жильцы, но могут быть потенциальными донорами для живых людей. Констатация биологической смерти человека является основанием для подготовки донорских органов, однако трудно убедить родственников, надеющихся на лучшее, что человек уже отошел в мир иной, функционирование органов поддерживается медицинским персоналом и ему эти органы уже не нужны. «Боритесь до конца», - просят родственники медиков, даже когда биологическая смерть подтверждена консилиумом. И медики борются, теряют драгоценное время, когда еще можно было бы провести единственную оправданную в таких случаях операцию. Упущенное время зачастую оборачивается потерей не одной жизни, а нескольких.… Специалисты утверждают, что один донор, «отдавший» две почки, может спасти жизнь, как минимум, четырем безнадежно больным людям с заболеваниями почек: двум делается пересадка и еще два места освобождается на гемодиализе, в целом же может спасти жизни шестерым, которым можно пересадить органы. Это говорит о многом. В Испании церковь проповедует, что, уходя из жизни, нельзя забирать с собой органы. И сейчас в этой стране делают примерно 3,5 тысячи только пересадок печени в год. Это больше, чем в других странах Европы. В Канаде люди семьями встречаются и дружат, потому что родные умершего человека видят продолжение его жизни в том, кому пересадили сердце.
Число различных пересадок органов и тканей, проводимых в мире в год, в ближайшее время будет составлять 50% всех операций. В настоящее время трансплантируют сердце, почки, комплекс сердце - легкие, кишечник, поджелудочную железу, печень. Переливают кровь, пересаживают красный костный мозг, сосуды, волосы, роговицу глаз, кожу, хрящи и другие ткани. В последние годы в трансплантологии начата разработка нового раздела – нейротрансплантации. Появилась возможность использовать и развивать восстановительную и так называемою заместительную нейрохирургию – трансплантацию нервной эмбриональной ткани. Возможно, что в недалеком будущем это направление поможет справляться с различными повреждениями головного мозга, инсультами, паркинсонизмом и другими болезнями нервной системы.
В экспериментальных условиях доказана техническая возможность пересадки почти всех органов и тканей. Не так давно стало известно о первых успехах в пересадке лица человеку. Необходимым условием приживания любого органа является полное восстановление в нем кровотока, что требует большого мастерства хирургов и дальнейшего развития современной микрохирургической техники.
Однако и этот путь не является кардинальным не только из-за риска отторжения трансплантата и острой нехватки донорских органов, а также из-за морально-этических и религиозных проблем во многих странах мира.
В медицине на сегодняшний день нет более животрепещущей темы, чем пересадка донорских органов.
Ее муссируют отечественные и зарубежные беллетристы, лелеют кинематографисты, весьма осторожно затрагивают представители правоохранительных органов. Телевизионные расследования, бульварные сенсации, факты, свидетельствующие о криминализации этой области медицины, душераздирающие детективы – все это вызывает определенные эмоции у людей, несмотря на то, что трансплантология - один из самых прогрессивных разделов медицины.
Когда люди смотрят по вечерам о том, как у бедных, ничего не подозревающих бомжей организованно изымают органы, о каком позитиве может вообще идти речь. Однако стоит отметить, что процесс трансплантации органов и тканей очень сложно криминализировать. Для этого нужно создать высокотехнологические, а, значит, непомерно дорогие структуры. Вся бригада, участвующая в заборе органа насчитывает около 50 человек, включая реаниматологов, нейрохирургов, ассистентов, медицинских сестер, лаборантов. Сделать такую операцию тайной, даже тогда, когда речь идет о баснословной прибыли, практически невозможно. Есть и еще одно но. Подбор совместимых донора и реципиента – так же очень сложная процедура, которая не под силу даже самой продвинутой криминальной группировке, потому что на 17 тысяч человек найдется только одна совместимая пара.
Журнал «Wired» подсчитал, что человек может продать свое тело по частям за 45 млн. долларов. Имеется в виду официальная стоимость различных человеческих органов. Цены черного рынка в расчет не принимались. Так, костный мозг был оценен в 23 млн. (по 23 тысячи за грамм), легкое можно продать за 116,4 тысячи, почку – за 91,4 тысячи, сердце за 57 тысяч. Так же в расчет были приняты стоимость яйцеклеток и спермы.
Конечно, среди множества выдумок есть и реальны факты. Как правило, в этих случаях речь идет о так называемом трансплантационном туризме в государства третьего мира, где можно найти дешевых доноров.
Сотням тысяч человек современная трансплантология подарила возможность продления жизни, но она же и породила ряд непростых проблем. Одна из самых острых на сегодняшний день – нехватка донорских органов. Во многом именно поэтому на пересадку таких внутренних органов, как почка, сердце, печень, хирурги идут лишь в тех случаях, когда традиционное медикаментозное или хирургическое лечение полностью себя исчерпало и больной обречен на скорую смерть.
Альтернативой может стать усовершенствование и широкое применение механических органов. И, наконец, возможно выращивание органов отдельно от организма. Анализ работ в области трансплантологии и искусственных органов, появившихся к концу XX – началу XXI столетия дает основание говорить о появлении принципиально нового подхода к восстановлению функций жизненно важных органов, заключающегося в использование клеточной и тканевой хирургии. Последние достижения в области молекулярной и клеточной биологии открыли широкие перспективы для создания принципиально новых и эффективных биомедицинских технологий, с помощью которых становится возможным решение многих проблем восстановления поврежденных тканей и органов и лечения ряда тяжелых заболеваний человека. Это наиболее гуманный путь. По крайней мере, для живых доноров. Ведь, очень часто соглашаясь на операцию и отдавая больному частичку себя, они рискуют превратиться в инвалидов. А проще говоря, спасение одного человека может происходить в ущерб другому.
Инновационные технологии развиваются быстрыми темпами и, возможно, что в будущем будут выращивать «запасные части», пригодные для пересадки больным людям, причем выращивать их из собственных клеток.
Комментарии