ПОЛОМНИЧЕСТВО В ХРАМ

Я, как и любой верующий христианин- мормон, после вступления в Церковь много слышал о храмовых таинствах и важности для каждого члена Церкви их прохождения. Но я молодой ( не по возрасту) член Церкви и по этой причине не ставил никогда перед собой конкретной цели поездки в Храм. Тем не менее, когда в нашем Дачном приходе приходе было объявлено о формировании группы поломников, которые могли бы поехать в Храм в мае этого года, я неожиданно для себя, видимо под непосредственным воздействием Святого Духа выразил такое желание и записался у организатора. И, что удивительно, уже больше ни тени сомнения в необходимости такой поездки у меня не возникало.

Но тут же встали проблемы, связанные с поиском и добыванием денег на эту поездку. Однако я был в этой части подготовки к поездке полностью спокоен. Я был убежден, что Господь, если моя поездка в Храм соответствует Его воле, мне позволит необходимые материальные средства заполучить.

Надо ли здесь сообщать, что, собственно, так оно и произошло. За два месяца до отъезда деньги у меня на поездку в Храм уже были отложены. Поэтому, когда было объявлено, что собираются деньги на покупку билетов до Киева и на обратный путь, я спокойно сдал требуемую сумму.

Правда была еще одна проблема. В Храме кроме собственного облечения, мормоны проходят таинства за умерших предков. Мне необходимо было проделать минимальную работу по установлению мой родословной. Оказалось, что практически никаких данных о своих даже самых близких предках ни у меня, ни у моих родных не имеется. Тем не менее карточки на отца и мать и деда по линии отца я, с помощью членов Церкви, имеющих служение в создании семейной истории, заполнил. Заполнил также карточку на своего погибшего племянника Юрия, а так же карточки на родственников жены. Всего у меня было восемь карточек. Конечно это немного, но это было начало. Я решил обязательно пройти храмовые таинства за них и таким образом попытаться спасти их души.

30 апреля я в составе группы своих товарищей по приходу и Церкви сел в прямой скорый поезд Астана- Киев и мы тронулись. Я не буду рассказывать о том, как я ехал в плацкартном купе, но умолчать об одном эпизоде не имею права. На меня особое впечатление произвела реакция российских и украинских пограничников. Узнав, что в купе едут мормоны в киевский Храм, они демонстративно всякий интерес к нам потеряли. Да, понятие мормоны и контрабанда явно несовместимы.

Приехав в г. Киев мы отправились в гостиницу, где оставили свои вещи, и отправились на встречу с местными мормонами, которые по предворительной договоренности, приняли на себя обязательство познакомить нас с Киевом.. Это оказалась молодая супружеская пара. С нами стала заниматься Наташа, молодая красивая девушка, учительница по профессии. От метро «Арсенал» мы пешком прошли по центральной части города. Мы гуляли примерно четыре часа. Но успели увидеть хотя и много, но далеко не все. Рассказаз нашего гида Наташи я запомнил не очень, но тем не менее.

Из первоначального этапа нашей прогулки на меня особе впечатление произвел мемориал памяти Голодомора на Украине. Открытие мемориала, точнее мемориальногоо знака «Свеча памяти» состоялось 22 ноября 2008 года. Автор проекта художник Анатолий Гайдамака. Перед мемориалом находится мини площадь, окруженная по периметру 24 жерновами, они символизируют 24 тысячи человеческих жизней, которые уносил Голодомор каждые сутки голода. В центре площади - небольшая скульптура девочки, трогательно прижимающей к груди пять колосков пшеницы, что должно напоминать всем о существовавшем в 30-е годы драконовском законе «о пяти колосках», с которых начиналась уголовная ответственность за хищение социалистической собственности с 12-ти летнего возраста. «Свеча памяти», 32-метровая бетонная часовня, выполненная в форме белой свечи с позолоченным ажурным пламенем. Грани свечи украшены орнаментом из окошек, напоминающих украинскую вышивку. Эти высеченные кресты-окошечки символизируют души украинцев, погибших от голода. В нижней части свеча опоясана четырьмя крестами, напоминающими крылья мельницы. На каждый период голода (1921—1922, 1932—1933, 1946—1947 гг.) — по кресту, а четвертый, центральный, посвящен всем голодоморам Украины. Кстати, у нас в России голод 1946-1947 года, унесший огромное количество жизней, даже официально не признан. И мне стало стыдно за это перед украинцами, которые смело поднимают для всенародного осмысления самые сложные пласты своей недавней истории. Да и давней тоже. Например о личности Мазепы. Кресты-клетки у подножья свечи украшены золотыми скульптурами журавлей. Они закованы в клети, но одному удается «вырваться» — символ возрождения украинского народа.

Под мемориалом открыт подземный «виртуальный» зал. Но в этом зале мы не были.

От мемориала голодомора мы пешком отправились к величественно возвышавшейся увенчанными золотыми куполами Киево-Печерская Лавре.
Это древнейший и один из самых значительных в историческом и художественном отношениях монастырей на Руси. Однако в Лавру нас не пустили. Оказалось, что вход платный. Однако там в Лавре я купил знаменитый медовый пряник, выпекаемый монахами монастыря. Кстати вход в подземный музей-мемориал был открыт и свободен. Но мои товарищи туда идти не захотели, а отделяться от группы я не стал.

Мы подошли к расположенному рядом с Лаврой памятнику «афганцам», то есть воинам -интернационалистам, где наш старший группы Сергей Никитин, прошедший огни и воды афганской войны, сфотографировался. Затем мы вышли на автобусную остановку. И вовремя. Начался дождь. Но Господь о нас позаботился. Практически весь дождь наша группа была в автобусе. Я так и не знаю, догадался ли кто из нашей группы поломников оплатить билет гиду Наташе. Я не догадался. О чем сейчас искренне жалею. На автобусе мы доехали до площади Независимости. И оттуда пошли по Крещатику. Из всех достопримечательностей, которые встретились нам по пути, мне запомнился памятник князьям Кию, Щеку и Хориву. , былинным основателям древней Руси Затем мы перекусили в кафе с экзотическим названием какая-то бочка и стали подниматься к Золотым воротам. По дороге остановились у памятника жулику и воришке Паниковскому из « Золотого теленка» Ильфа и Петрова, на подошве слегка приподнятого ботинка которого, по легенде, записана тайна как стать богатым. Некторые из любопытства пытались этой тайной обогатиться, но, на мой взгляд, искать секрет богатства у криминальной братвы просто нелепо.

После этого мы во главе с гидом Наташей подошли к знаменитым киевским Золотым воротам.

Золотые ворота Киева были построены при киевском князе Ярославе Мудром в 1164 году. Первоначально они назывались Южными и были частью системы оборонительных укреплений города, практически не отличаясь от других сторожевых ворот города. Именно Южные ворота первый русский митрополит Илларион назвал "Великими" в своем "Слове о законе и благодати". Ярослав Мудрый повелел надстроить над воротами небольшую церковь Благовещения, чтобы отдать дань главенствующей в городе и на Руси христианской религии. С этого времени все русские летописные источники стали называть Южные ворота Киева Золотыми воротами. В 1648 году у Золотых ворот толпы киевлян встречали героя национально-освободительной борьбы украинского народа Богдана Хмельницкого после победы под Желтыми Водами, а в 1654 году, ознаменованном воссоединением Украины с Россией, через Золотые ворота торжественно въехало в Киев русское посольство. Памятник князю Ярославу Мудрому находится рядом с воротами. Естественно, около него мы сфотографировались

От Золотых ворот мы направились к знаменитой Софии Киевской. По дороге осмотрели памятник украинским пограничникам- скачущего на лошади бравого казака и , пользующийся особой популярностью гостей и жителей Киева , памятник Ежику-добряку из детского мультфильма «Ежик в тумане». Понятно, что не сфотографироваться на фоне безобидного животного было просто бы непростительно. После этого мы вышли к мемориалу София Киевская.

Этот великий Собор был задуман также князем Ярославом Мудрым, чтобы увековечить память об окончательной победе русичей над печенегами, которые многие века терзали русскую землю. Собор был построен в 1036 г. на месте решающей битвы с печенегами – самой высокой точке Древнего Киева. Поэтому много веков издалека была видна эта святыня, говоря путнику о том, что он приближается к христианскому государству. Его посвятили Премудрости Божьей – Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Христа Спасителя. Это название ему было дано потому, что в Соборе с помощью настенных росписей и мозаик раскрывалась вся суть христианской религии и морали.

Для Киевской Руси – это не только главная святыня, но и общественно-политический и культурный центр. Здесь писали свои летописи летописцы, хранилась первая на Руси библиотека, подписывались важнейшие документы, велись приемы иностранных послов.

В 1240 г. собор разграбили и разрушили татаро-монголы. Он восстал из руин в 1385-1390 гг. благодаря митрополиту Киприяну.

Однако собор уже утратил свое былое влияния, придя в запустение. Хотя по-прежнему здесь шли службы.

В сам Собор мы не попали. Но на площади перед Собором мы осмотрели памятник Богдану Хмельницкому и от него, немного растянувшись, спустились к памятнику княгине Ольге.

Памятник княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве представляет собой скульптурную композицию, состоящую из центрального памятника великой княжне и постаментов просветителям славянских народов - Кириллу и Мефодию, расположенных справа, и памятника апостолу Андрею Первозванному, находящемуся слева от княгини.

История создания памятника началась с 4 сентября 1911 года с открытия монумента. Этот памятник стал частью масштабного проекта под названием "исторический путь" – ряда монументов в столице Украины, посвященных первым русским князьям: Олегу, Игорю и Святославу. По задумке авторов памятники должны были сформировать своеобразную аллею, протянувшись от Софийской до Михайловской площади. Николай II своим указом одобрил сооружение этой композиции, ассигновав на это благое дело 10 тысяч рублей.

Красивейший памятник Киева просуществовал недолго. В 1919 году статуя княгини Ольги была сброшена с пьедестала, расколота надвое и закопана под самим памятником, а в марте 1923 года были демонтированы статуи апостола и просветителей. В 1926 году на месте памятника был разбит сквер.

Восстановленный монументальный ансамбль, посвященный древнерусской княгине Ольге, первой и пока единственной женщине - главе государства в истории Украины, был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.

От памятника княжны мы отправились к остаткам десятинной церкви у Андреевского спуска. Нам Наташей было сообщено, что Андреевский спуск - вторая по популярности улица в Киеве после Крещатика. Андреевский спуск ведет от Владимирской улицы до Контрактовой площади, которая расположена на Подоле. Верхний отрезок улицы существовал еще во время Киевской Руси, он соединял Старый Киев и Подол, и пролегал между Андреевским и Замковым холмами, но по нему могли передвигаться лишь пешеходы и всадники. Название свое улица получила в честь Андрея Первозванного. В летописи Нестора говорится, что после длительных попыток распространения христианства в скифских землях, около 2 тысяч лет назад Апостол Андрей поднявшись на холм, благословил склоны Днепра и предсказал появление великого христианского города. На том месте, где некогда стоял Андрей, позже построили церковь, названную его именем. Существует интересная легенда. В первом веке морские воды доходили до нынешнего Киева. Когда Апостол Андрей, установил крест и предрек появление великого христианского города,  воды морские отступили. Некоторая же их часть спряталась под Андреевской горой.  Когда здесь выстроили первую церковь, будто бы обнаружили родник. С тех пор на Андреевской горе стали возводить деревянные церкви, которые менялись по мере ветшания, пока не была выстроена по велению императрицы Екатерины II, (такую милость императрица оказала Киеву в благодарность за то, что земля украинская подарила ей Олексу Розума, впоследствии ставшего графом Разумовским), нынешняя Андреевская церковь, автором проекта которой стал В. Растрелли. Примечательно, что в Андреевской церкви нет колоколов. Считалось, что стоит только прозвучать удару колокола, как проснувшаяся вода затопит весь Киев.

Неподалеку от церкви стоит оригинальный памятник героям пьесы Михаила Старицкого Проне Прокоповне и Свириду Голохвастову. Здесь же находится одно из самых таинственных и загадочных зданий Киева – Замок Ричарда.  Раскопанный фундамент десятинной церкви мы так и не увидели и стали спускаться по знаменитой улице. Здесь когда-то жил и работал М.А. Булгаков. Сейчас его дом является домом-музеем, рядом установлен памятник писателю. Естественно, многие из нас не удержались и, усевшись запанибратски на скамейку рядом с Михаилом Булгаковым, сфотографировались. Если пройти от дома Булгакова ниже на несколько зданий,  можно увидеть ресторан под названием Кот Бегемот, с памятной доской на фасаде. В честь Андреевского спуска открыт целый музей, посвященный истории улицы, который называется "Музей одной улицы", расположен он, как и полагается, на Андреевском спуске. Постепенно, начиная с 1985 года, Андреевский спуск стал местом регулярного проведения всевозможных праздников искусств. Киевские художники облюбовали улицу, превратив ее в мастерскую под открытым небом и, одновременно, в магазин. Здесь можно понаблюдать за тем, как под кистью живописца рождается новое полотно или купить приглянувшуюся картину. Постепенно Андреевский спуск заполнился художественными мастерскими, салонами, арт-галереями. Благоустройство улицы началось с покраски фасадов, установки фонарей, имитирующих старину, тротуары выложили брусчаткой. В 1992 году была построена лестница, ведущая с Андреевского спуска на гору Воздыхальницу, а в 1994 году – лестница к Замковой горе. В конце Андреевского спуска я наблюдал весьма живописную картину. Небрежно одетая женщина в годах, сидящая прямо на мостовой, окруженная десятком, а то и более, собак различных пород, собирала от прохожих пожертвования на своих питомцев. Прохожие подавали, но я не сказал бы , что охотно.

Спустившись на Контрактовую площадь мы отправились к метро, походя полюбовавшись памятниками гетману Сагайдачному и Григорию Сковороде. Здесь я узнал, что памятник Сковороде был открыт 1 марта 1977 года. Известному скульптору Ивану Кавалеридзе было почти девяносто лет, когда он закончил бронзового философа. В оригинале, по замыслу автора, Сковорода должен был прийти к Киево-Могилянской академии босой. Но тогдашнее идеологическое начальство города решило, что не престало философу ходить без обуви, и надели на него постолы.

Говорят, под мышкой философ держал Библию, на шее у него висел крестик. Но перед открытием памятника священную для христиан книгу переделали в сумку, а крестик срезали. И якобы, если посмотреть на памятник Г. С. Сковороде под определенным углом, то на том месте, где был крестик, до сих пор можно увидеть неровности.

На следующий день мы переехали в гостиницу при Храме.

Внешний вид Храма впечатляет. Это величественное сооружение на киевской кольцевой дороге, которое привлекает к себе внимание из далека.

Украина и город Киев в целом достаточно чистые, не замусорены. В этом отношении они от России отличаются в благородную сторону. Но территория Храма поражает своей исключительной чистотой. Во истину, ничего не чистого не должно войти не только в Храм, но даже на храмовую территорию.

На следующий день я купил специальную храмовую одежду ( в простой обыденной одежде в Храм войти не рекомендуется) и отправился в Храм. Я не буду рассказывать о храмовых таинствах. Ибо рассказывать о них для непосвященных и не членов Церкви мормонов нет никакого смысла. Это будет, да простят меня читателя за это суровое сравнение, метание бисера перед свиньями. Скажу только, всяк видит да не всяк разумеет. В Храме в первый день я прошел личное облечение, а в последующие дни также все обряды за умерших членов моей семьи. А брак моего отца и матери запечатал на вечность.

Пять дней с 8 утра до 20 часов вечера с двух часовым перерывом на обед я работал в Храме. И это не для красного словца. Прохождение обрядов дело не простое. Это работа. Но как бы я не чувствовал усталость, какая-то неведомая мне сила поднимала меня и заставляла в назначенное время идти в Храм и вновь и вновь проходить обряды.

Не обошлось и без мистики. В первую ночь мне было сновидение: «помещение некоего Храма . Все торжественно и чисто. Много людей, а возможно и ангелов, в белом. Я нахожусь в их окружении. Два человека ( или ангела) в белом благодарят меня и пытаются даже поцеловать. Но я не разрешаю им». А потом следующей ночью новое сноведение. «Я нахожусь в мрачном помещении. Обстановка угнетающая. Вокруг меня темные тени и силуэты людей. Мне видно, что они негодуют и что-то от меня требуют».

Объяснения, чтобы значили эти два сна я долгое время не находил. И по этому поводу мучился.

Но однажды в целестиальной комнате Храма я обратился к Господу с молитвой: «Господи, дай мне подтверждение, что все обряды, которые я прохожу в Храме полезны и принимаются моими предками». Я сидел с закрытыми глазами. И вдруг передо мной возник целый ряд одетых в белое людей, которые дружелюбно и с благодарностью смотрели на меня. Это ли не доказательство полезности прохождения обрядов? Я и до этого чувствовал, что храмовые таинства не пустые обряды. Они востребованы. Они реальны. Теперь же я в этом знании укрепился.

И тут же через некоторое время пришло ясное осознание, что темные негодующие силуеты людей- это мои родственники, которые мной еще не установлены и не внесены в родовое дерево, и которые нуждаются в таких же храмовых обрядах. Которые нуждаются в спасении своих душ.

Это удивительное чувство удовлетворения, полученное мной от посещения мормонского Храма, надолго останется у меня в памяти.

Для себя я решил: в течение года я буду устанавливать свою родословную. А на следующий год весной снова поеду в Храм. Мой разум и мое сердце зовут меня туда.