Коллективный иммунитет против COVID-19 недостижим

На модерации Отложенный

Вакцинация населения пока не может справиться с мутациями коронавируса

Жизнь в условиях пандемии продолжается, но сколько так может длиться? Эпидемия испанского гриппа свирепствовала почти три года (с января 1918-го по декабрь 1920 года) и, как считается, унесла жизни 5% населения земли. Но тогда не было прививок. А как будет сейчас?

В статье, вышедшей в конце июля в журнале Lancet, ее авторы – три десятка ведущих европейских ученых-медиков размышляют о том, в каком направлении может развиваться пандемия COVID-19 в ближайшие месяцы и годы. Главный вопрос – закончится ли пандемия хотя бы в течение трех–пяти лет.

Это, по мнению европейских экспертов, будет зависеть от трех основных факторов: насколько быстро удастся провести вакцинацию как в отдельных странах (разного уровня достатка), так и в масштабах всей планеты; как именно вирус будет мутировать, то есть насколько опасными окажутся новые (еще не появившиеся) варианты и насколько строго все – как привитые, так и непривитые – будут выполнять рекомендации властей и соблюдать необходимые ограничительные меры.

На сегодняшний день положение выглядит не слишком оптимистично. Две дозы вакцины получил лишь каждый четвертый взрослый житель планеты. И дело не только в недоступности препаратов, но и в недоверии к ним.

Авторы статьи затрудняются уверенно сказать, будет ли COVID-19 представлять серьезную угрозу для здоровья в долгосрочной перспективе. С одной стороны, они признают, что полностью избавиться от вируса удастся вряд ли: даже если все ковидные больные до единого выздоровеют, инфекция продолжит гулять среди животных и может мутировать неожиданным образом. С другой – очень многое зависит от того, как быстро будет найдено эффективное лекарство, причем не только от самой болезни, но и для борьбы с затяжной формой инфекции, более известной как «долгий ковид».

Более подробно возможные сценарии развития пандемии изложены в американском журнале JAMA. Масштабная прививочная кампания (в США она набирает обороты довольно быстро) дает надежду на относительно скорое возвращение к нормальной жизни, пишут авторы статьи. Однако на пути к ней немало препятствий: крайне неравномерная доступность вакцин, упорное нежелание прививаться, появляющиеся новые варианты вируса и глобальные волны смертоносной инфекции.

Описанные в статье четыре возможных сценария представляют собой спектр потенциальных развязок, которыми может разрешиться эпидемия COVID-19.

Сценарий первый – полное искоренение (эрадикация), как это почти полвека назад удалось медикам с вирусом натуральной оспы. Повторить этот успех можно лишь при одном условии: иммунитет (как после прививки, так и после перенесенной болезни) должен быть крепким и продолжительным, чтобы он защищал от повторного заражения и одновременно предотвращал дальнейшую передачу инфекции. В случае с COVID-19 на это надежды мало, а если учитывать продолжающиеся мутации вируса, вариант полного избавления от него может оказаться слишком амбициозным даже в качестве мысленного эксперимента, не говоря уже о том, чтобы класть его в основу стратегии здравоохранения.

Более реалистичной задачей в краткосрочной перспективе авторы называют изгнание инфекции (элиминацию), то есть временное снижение числа заражений в конкретной стране до нуля за счет массовой вакцинации и строгой системы ограничительных мер – по сути, полного закрытия границ и изоляции от внешнего мира. Самый известный подобный пример на сегодняшний день – ситуация с вирусом кори. Благодаря массовой вакцинации в детском возрасте в наши дни вспышки этой болезни случаются редко, и их удается относительно быстро взять под контроль.

Третий сценарий – жизнь с вирусом (cohabitation). Он исходит из того, что разработанные вакцины (скорее их будущие модификации) будут и дальше защищать лишь от тяжелого течения COVID-19 и летального исхода. В таких условиях там, где вакцинированных много, вирус перестанет представлять смертельную опасность и фактически COVID-19 превратится в сезонную простуду. Конечно, иногда заболевать будут и привитые – за счет снижения у них общего иммунитета, естественного падения со временем уровня антител или новых мутаций вируса. Однако большая часть населения в любой момент будет достаточно защищена, чтобы масштабных вспышек тяжело протекающей болезни можно было избежать.

И наконец, четвертый сценарий – масштабное разгорание. Этот вариант наиболее вероятен, если значительная часть населения планеты останется непривитой – будь то вследствие проблемы с доступностью вакцины, медицинских противопоказаний, низкого иммунного статуса или просто личного нежелания. В таком случае вирус продолжит стремительно распространяться, а следовательно, и мутировать.

Третий вариант эксперты считают наиболее вероятным в долгосрочной перспективе. Сейчас же, пока вакцинированных не так много, пандемия будет скорее всего развиваться по последнему сценарию.

«В масштабах планеты вакцинированных пока очень мало, – объясняет ведущий автор статьи в JAMA, профессор Брауновского университета Эли Адаши. – А это означает, что вирус может спокойно разгуливать по всему миру и мутировать сколько угодно».

В возможность полного искоренения инфекции не верит также профессор Норвичской медицинской школы Университета Восточной Англии Пол Хантер, не принимавший участия в исследовании. Он напоминает, что упомянутая в обеих работах натуральная оспа – это вирус, который оставляет после себя стойкий (его называют еще стерилизующий) иммунитет. А иммунная защита от нового коронавируса, судя по последним данным, падает примерно вдвое уже через шесть–девять месяцев.

Кроме того, зарегистрированные на данный момент вакцины с разной степенью эффективности предотвращают тяжелое течение COVID-19, но необязательно защищают от заражения: известно много случаев, когда заболевают полностью привитые люди. Болезнь у них протекает относительно легко или вовсе бессимптомно, но при этом они вполне могут разносить вирус, заражая окружающих.

Именно поэтому коллективный иммунитет, на который в начале пандемии так надеялось большинство ученых (а вслед за ними и политиков), в итоге оказывается недостижимым. «Если стерилизующая защита отсутствует и вирус продолжает распространяться, вы никак не сможете защитить тех, у кого иммунитета нет, – объясняет профессор Хантер. – Они все равно заразятся так или иначе, поэтому коллективный иммунитет тут невозможен».

Еще в январе журнал Nature провел опрос ученых – иммунологов, вирусологов и инфекционистов со всего мира, собрав в общей сложности более сотни экспертных мнений. Почти 90% опрошенных придерживаются того же мнения, что и профессор Хантер: полностью уничтожить коронавирус Sars-Cov-2 (eradication) не удастся, и он продолжит периодически заражать людей по всему миру. При этом дети, переболевшие в раннем возрасте, получат более крепкий иммунитет, чем взрослые, а заодно и частичную защиту от будущих мутаций вируса.

Исполнительный директор ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майк Райан подчеркивает, что и сам хотел бы знать, когда закончится пандемия. Но врач всегда должен говорить пациентам правду, а правда состоит в том, что ответа на этот вопрос пока не знает никто.