У России снова пытаются отнять «чужое» золото. Но что, если она потребует свое?

На модерации Отложенный


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в сентябре нынешнего год принял решение, на первый взгляд, никоим образом не касающееся России, но на деле имеющее к ней самое непосредственное отношение. Речь о вердикте, в соответствии с которым Болгария должна вернуть своему «королю» все его «активы», которые в свое время были конфискованы и национализированы на совершенно законных основаниях, по итогам всенародного референдума, решившего раз и навсегда покончить с монархией. Какое наше касательство до всего этого?


Проблема в том, что в весьма пространный список подлежащего возврату входит и очень солидное количество золота, в свое время переданное Софией Москве. Не за «спасибо», понятно, а, опять-таки, в силу определенных обстоятельств и в соответствии с межгосударственными договоренностями. Вот только теперь получается, что золотишко это надо вернуть – и даже не народу Болгарии, а некоему проходимцу, объявившему себя «законным властителем» этой страны, незаслуженно обиженным и обобранным. Данный казус вплотную подводит нас к вопросу о том, не пора ли нашей стране истребовать с очень большого количества стран Запада принадлежащие ей ценности, возвращать которые никто даже и не собирается?
 

«А царь-то ненастоящий!»


Начиная разговор о Симеоне II Борисове Саксен-Кобург-Готском (именно так звучит полное имечко нашего персонажа), следует, прежде всего, упомянуть о том, что никакой он не король (так болгарских монархов именовали всегда исключительно на Западе), а царь. Однако, рассматривая прихотливую историю жизни и правления как его самого, так и невеликого числа предков этого «монарха», так и хочется воскликнуть вслед за героем известной всем гениальной советской кинокомедии: «Царь ненастоящий!» Совершим краткий экскурс в историю того, что специалисты именуют «Третьим болгарским царством», длившимся с 1908 по 1946 годы. Его основатель (дедушка Симеона II) Фердинанд I был вообще-то самым натуральным австрияком. Ну, так получилось.

В Болгарию он приехал в статусе князя, но уже с прицелом на престол, против чего, кстати, самым категорическим образом выступала Россия. Неудивительно – ведь воцарившись в 1908 году Фердинанд превратил страну в вернейшего союзника Германии, рассчитывая с ее помощью стать «государством №1» на Балканах. Биографы описывают его, как выдающегося ботаника и энтомолога. Может быть, в бабочках и цветочках Фердинанд разбирался, вот только в геополитике, как показало его правление, не смыслил ни уха, не рыла. Под его водительством Болгария, оказавшаяся в числе победителей Первой Балканской войны против Османской империи, влезла сперва в «разборки» со своими вчерашними союзниками – Сербией и Грецией, что вылилось уже во Вторую Балканскую войну, которую она с позором и треском проиграла, а затем и в Первую мировую. На стороне Германии и Австро-Венгрии, естественно. Очень уж, понимаете ли, Фердинанд хотел быть завоевателем и владеть Македонией…

После двух подряд сокрушительных военных разгромов от престола пришлось отречься в пользу сына. Его преемнику, Борису III в наследство от папочки досталась не страна, а форменное черт-те что. «Красные» хлестались с «белыми», «аграрии» – с военными, переворот следовал за переворотом. Террор, политические убийства, дурдом и хаос. Сам бедняга-царь, не имевший никакой власти, сравнивал себя с «владельцем посудной лавки», в которой бесчинствует стадо взбесившихся слонов. Закончилось все тем, что очередной переворот возглавил сам Борис (которого к тому времени его политические оппоненты пытались ухлопать, как минимум, дважды), в результате чего он, по крайней мере, внешне, превратился в реального, а не номинального главу государства. Впрочем, Болгарией все равно «рулили» сторонники нового альянса с Германией, превратившейся к тому времени в Третий рейх. Что было дальше – общеизвестно.

София стала союзницей Гитлера, воевала под его знаменами против Греции и Югославии, получила-таки Македонию (правда, ненадолго), а закончила Вторую мировую в составе Антигитлеровской коалиции. Кое-кто поет Борису осанну за то, что ни один болгарский солдат не был отправлен на Восточный фронт. Ну, это, однозначно, было не проявлением симпатий к нашей стране, а, скорее, нежеланием повторять ошибки папаши, вечно ставившего не на ту геополитическую «лошадь». Впрочем, с фюрером царь Борис общался регулярно. Правда, после последней встречи, в процессе которой накал «воспитания» со стороны нацистского лидера, как видно, достиг небывалого градуса, по приезде домой бедняга-монарх скоропостижно помер. Трон 28 августа 1943 года официально перешел к его сыну – тому самому Симеону II, что требует сейчас компенсаций и реституций. Вот только на самом деле не правил он Болгарией ни дня, по той причине, что было ему на тот момент всего-то 6 лет.
 

«Примите в СССР или хоть денег дайте!»


Верховная власть в стране принадлежала (согласно Конституции) Регентскому совету, который совершенно без всяких проблем и разогнали ко всем чертям пришедшие вскоре к власти коммунисты. Впоследствии (в 1946т году) в Болгарии был проведен референдум относительно дальнейшего государственного устройства, на котором абсолютное большинство граждан (95.6%) высказались в том смысле, что никаких царей им и даром не надо. Ни Симеона, ни кого-либо из членов царствующего дома никто и пальцем не тронул – уехали сперва в Египет, оттуда – в Испанию. Именно там достигший совершеннолетнего возраста Симеон и провозгласил себя «государем всея Болгарии». Несмотря на то, что в 1955 году нравы царили самые незатейливые, никто его не пришиб. Махнули рукой и забыли. Царство-царством, а кушать что-то надо. Симеон учился на юриста в Испании, на военного – в США (по некоторым данным он является гражданином именно этой страны), подвизался на ниве бизнеса – пока не грянул 1991 год.

СССР распался, Болгария в очередной раз «переобулась в прыжке», ломанувшись в объятия «западных партнеров». Вот тут-то и настал «звездный час» для Симеона. На трон он, правда, не вернулся, но главой правительства Софии был с 2001 по 2005 год. По странному стечению обстоятельств именно в это время и был принят закон о реституции царской собственности. Какое совпадение… Правда, тогда удалось вернуть только земли и поместья. Теперь же экс-монарх мечтает наложить лапу, ни много ни мало, на 22 тонны золота и полсотни тонн серебра, которые у его семьи якобы незаконно «отжали» в свое время «клятые коммуняки».

Вот только проблема в том, что золото это давным-давно «уплыло» в СССР и теперь принадлежит его правопреемнице – России.

Вот тут мы, собственно, и подходим к самой сути вопроса. А именно – выяснению того, каким же образом тонны драгметаллов перешли к Советскому Союзу. Думаете, они были вывезены из Софии в 1945 году Красной армией или НКВД? А вот и ничего похожего. К утрате собственного золотого запаса дело привели сами болгары, причем намного позднее. В послевоенный период, восстанавливая страну (которая, будем говорить откровенно, не так уж и сильно пострадала в ходе ее сражений), и пытаясь создать основу социалистической экономики, новые болгарские власти не додумались ни до чего лучшего, чем набрать сколько влезет кредитов… у стран Запада! Там, надо сказать, отнеслись к данному, мягко говоря, не слишком разумному порыву с большим пониманием – Дойче банк, Банк комерсиал дю Норд-Пари, Ойро банк ссудили Софии за каких-то пять лет – с 1955 по 1960 год колоссальную для нее сумму в 135 миллионов долларов. Мало того – все это время Болгария накапливала долг и перед СССР.

Со временем он достиг астрономической суммы в 3 миллиарда левов. Нужно было если не отдавать кредиты, то хотя бы гасить «набегавшие» по ним громадные проценты. Вот только делать это было нечем. Весной 1960 года тогдашний глава Болгарии Тодор Живков бросился за очередной «финпомощью» к немцам, выпрашивая у них именно на эти цели 50 миллионов долларов. Однако в Бонне заявили, что больше 2 миллионов дать не могут. Это был крах, страна оказалась на пороге дефолта. С отчаяния бедняга Живков ломанулся в Москву и пал в ноги Хрущеву: «Примите в состав СССР!» Ну, да, так можно было «соскочить» хотя бы с части долгов, да и остальные новообретенной «братской республике» уж как-то помогли бы раздать. Вот только собиравшемуся развалить Союз Кукурузнику такой «подарочек» был совершенно не нужен… Впрочем, решение все же нашлось.
 

Так кто кому должен?


Советский Союз ни в коем случае не забрал, а именно выкупил (причем по курсу Лондонской биржи) за 123 миллиона долларов золотой запас Болгарии, с которым, между прочим, пришлось еще изрядно повозиться – слитки возили в Новосибирск для аффинирования, то есть приведения к стандартам мировых бирж драгметаллов. Весьма характерна деталь – к моменту заключения сделки все золото и так уже находилось (по просьбе Софии) на хранении в Госбанке СССР. В принципе, могли и даром забрать – в счет старых долгов и будущих. Но рассчитались честно и по мировым ценам. Более того – поток финансовых дотаций, и, что еще более важно, предельно дешевых энергоносителей продолжал идти в Болгарию и дальше, поддерживая ее горе-экономику, которую там отчего-то не могут построить ни при социализме, ни при нынешнем капитализме.

К сказанному выше следует добавить еще ряд моментов. После окончания Второй мировой войны в соответствии с подписанными в 1947 году на Парижской мирной конференции соглашениями, Болгария обязана была как союзник гитлеровской Германии выплатить в течение 8 лет репарации в размере 70 миллионов долларов. Однако это сущие мелочи в сравнении с миллиардом долларов, которые хотела содрать с Софии Греция, весьма активно подзуживаемая британцами! И содрала бы, будьте благонадежны – если бы не вмешался СССР, заступившийся за «братушек». О каких вообще «долгах» России Болгарии может идти речь после того, как за ее свободу, независимость и государственность веками проливалась русская кровь? После всего, что эта страна получила от нашей в период вхождения в Совет экономической взаимопомощи? Нет, право же – кто кому тут должен, очень большой вопрос. Уж точно не мы им. А со своими «царями» и их непомерными аппетитами пусть болгары разбираются сами. Хочет золота? Могут занять в ЕС или НАТО – они ведь туда теперь входят.

А вот России, исходя из очередных вымогательских требований, самое время озаботиться возвратом своего золотого достояния, коего по всему миру «осело» в разы и на порядки больше, чем те крохи, что были честно выкуплены у Софии в 1960-м. Где русское золото, буквально потоком вывозившееся из страны после начала Первой мировой войны? По некоторым данным, в Норвегию его на хранение ушло два вагона – около 5 тонн в монетах и слитках. Великобритания получила «презренного металла» на сумму в 50 миллиардов долларов в счет оплаты военных заказов. И что? Ни оружия и боеприпасов, ни денег, естественно. Соединенные Штаты по точно такой же схеме захапали золотишка на 23 миллиарда «зелененьких». И с таким же в точности результатом. Янки, кстати, можно припомнить еще и не до конца проведенный расчет за покупку русской Аляски. Кое-кто считает, что Вашингтон «висит» нам (с учетом инфляции) миллиарда эдак три в своей собственной валюте. Когда отдавать будем?!

Чехи и японцы вволю «поживились» знаменитым «золотом Колчака», на самом деле являвшимся достоянием России. Токио наложило лапу на огромные ценности, что, в принципе признает – вот только возвращать не собирается. Праге самое время выставить немалый счетец – да еще и с учетом того, что наше золото пошло не только на создание «Легия-банка», а, к тому же, на укрепление и развитие тамошней военной промышленности, с помощью изделий которой нацистские оккупанты убивали русских с 1941 по 1945 год. С этих – содрать по полной, с учетом всех мыслимых и немыслимых коэффициентов! Кто там у нас еще? Ах, да – французы. Вот с ними разговор будет долгий.

Мы-то им, как правопреемники, отдали долги не только советские, но и царские. Но если разобраться, то платить должен как раз Париж. Именно там, после поражения Германии в Первой мировой оказались 90 с лишним тонн русского золота, переданного большевиками Берлину после заключения «Брестского мира». Трофеи, понимаешь ли… Как минимум половину их французы в соответствии с достигнутыми впоследствии с СССР договоренностями должны вернуть. Но что-то не торопятся. Как, впрочем, не хотят они расставаться и с золотыми слитками на сумму в 25 миллиардов долларов, оказавшимися в «Банк де Франс» еще в 1914 году.

Список этот можно продолжать и продолжать – и не только касательно золота, но и касательно земли, недвижимости и много другого. То, что России должен чуть ли не весь мир – никакое не преувеличение, а факт. И пока мы не начнем требовать свое, причем упорно и настойчиво, Москве периодически будут выдвигаться нелепые материальные претензии от проходимцев вроде «царя» Симеона II.